ВОПРОС: в сборнике №30 были опубликованы материалы по 9,1-метровому водометному речному разъездному катеру «Аист» с дизелем «ЗД20». Проектируемый мною катер близок к «Аисту» по длине, ширине и мощности двигателя. В связи с затруднениями, возникшими у меня при самостоятельном проектировании водомета, прошу опубликовать сборочный чертеж одноступенчатого варианта водомета катера «Аист» с указанием основных размеров, включая элементы ротора, величину поджатия и геометрию водовода.
ОТВЕТ: Одноступенчатый водометный движитель для катеров типа «Аист» с двигателем «ЗД20» (макс. мощность 260 л. с. при частоте вращения вала 2270 об/мин) имеет ряд преимуществ перед ранее устанавливаемым двухступенчатым водометом, схема которого приводилась в №30 (1971 г.). К числу этих преимуществ относятся. уменьшение (примерно в два раза) стоимости изготовления и ремонта движительного комплекса; значительное упрощение монтажа и демонтажа; некоторое увеличение полезного объема и грузоподъемности катера вследствие уменьшения длины и массы водомета и т. д.
Одноступенчатый водометный движитель был успешно испытан в натурных условиях на катерах типа «Аист» с двумя вариантами рабочего колеса (ротора). Основные элементы этих вариантов представлены в табл. 1. В табл. 2 приведен закон изменения шага вдоль радиуса для рабочего колеса I варианта, имеющего переменный шаг.
В табл. 3 даны углы установки и величины шага спрямляющего аппарата на различных радиусах. Спрямляющий аппарат имеет пять лопастей с постоянным авиационным вогнуто-выпуклым профилем сечений и наибольшей стрелкой вогнутости нагнетающей стороны 9,5 мм.
Испытания показали, что при трехлопастном варианте одноступенчатого водомета скорость нисколько не ниже, чем при двухступенчатом; уменьшение скорости при четырехлопастном варианте составило всего около 1 км/ч.
В связи с тем что одноступенчатый вариант водометного движителя для подобных катеров может представить интерес для многих читателей, приводим схематический чертеж этого водомета в сборе и геометрию водовода.
Дополнительно необходимо сделать следующее замечание.
Хотя ваш катер и близок к катеру «Аист» по основным размерениям и мощности двигателя, однако следует иметь в виду, что этого еще недостаточно для успешного применения одинакового водометного движителя. Правильно подобранный — оптимальный — движитель обеспечивает достижение наибольшей скорости при заданных значениях мощности и частоты вращения двигателя. Проектирование такого движителя, действительно, вызывает определенные затруднения. Попытка же использовать водометный движитель, спроектированный для одного катера, на другом может кончиться неудачей.
Для возможности установки водомета «Аиста» на проектируемом вами катере необходимо, чтобы, помимо указанных ранее характеристик, оказались близкими число оборотов гребного вала, водоизмещение катеров и их обводы. Однако и в этом случае для достижения наибольшей скорости может потребоваться существенная доводка элементов водомета и степени поджатая сопла уже на ходовых испытаниях построенного катера.