Часто, отыскивая причину выхода из строя подвесного мотора из-за отказа системы электрооборудования, скрупулезно проверяют все детали и проводники магнето, но видимого дефекта, из-за которого могла исчезнуть искра, так и не находят. Вроде бы все детали исправны, проводники подсоединены да и мотор после проверки вдруг начинает нормально работать, Но причина есть, и она дает знать о себе большей частью или в ненастную дождливую погоду, или на большом волнении, или при эксплуатации лодки в морской воде. Заключается она в недостаточной влагозащищенности электрооборудования мотора и, как следствие этого, увеличении электрического сопротивления в разъемных соединениях из-за окисления открытых проводников, а также снижении электрической прочности изоляторов из-за появления на них токопроводящих пленок.
В предлагаемой вниманию читателей статье приводятся рекомендации, как исключить в пути подобные неприятности. Кстати, автор статьи — Е. Л. Шафранов — сотрудник СКО Казанского моторостроительного производственного объединения занимается доводкой и испытаниями мотора «Старт», а как член команды КМПО участвует в соревнованиях по водно-моторному спорту на приз сборника. Его советы, основанные на опыте туристских походов и доводки разрабатываемых моторов, на наш взгляд, будут полезны.
Нередко причиной отказа системы зажигания является попадание воды иа электрооборудование, особенно на высоковольтную его часть. Но если подкапотное пространство практически невозможно сделать полностью недоступным для влаги, то самостоятельно герметизировать электрооборудование значительно проще.
Для герметизации в домашних условиях потребуются чистый бензин, ветошь, небольшая кисточка, консистентная смазка ЦИАТИМ-201 или технический вазелин.
При проведении профилактического обслуживания бензином, как правило, очищают только механизмы двигателя, а электрооборудование, находящееся снаружи блока и не защищенное от попадания масла, грязи и воды, обычно не промывают. Пленка грязи на поверхности деталей и проводников способствует появлению токов утечки, особенно в высоковольтных цепях системы зажигания. Перед проведением работ по влагозащите электрооборудования его прежде всего необходимо очистить.
Для чистки вначале нужно разъединить все разъемные соединения (одновременно проверив надежность паяных соединений подергиванием проводников), затем промыть в бензине все детали и проводку, все просушить и каждую деталь тщательно протереть ветошью.
Герметизацию рекомендуем начать с колодки клеммника: все провода подсоединяются в соответствии с электрической схемой, затягиваются крепежные винты, проверяется механическая надежность соединения. Все оголенные токонесущие места покрываются консистентной смазкой при помощи кисточки. Аналогично очищаются и смазываются электрический разъем и кнопка «стоп», находящиеся на поддоне.
Далее следует перейти к высоковольтным цепям. Высоковольтный провод выворачивается из трансформатора, с концов провода на длине 3 мм снимается изоляция и жилки загибаются веером по торцу изоляции. Гнездо трансформатора заполняется смазкой, в него вворачивается провод, а излишки масла, выдавленные из гнезда, удаляются ветошью. Аналогично заделывается конец высоковольтного провода в наконечник «мотоциклетного» типа. Если наконечник старого типа (пружинный), то обращенный к нему конец провода не разводится веером, а зажимается между витками пружины; концы пружины вжимаются в изоляцию пассатижами. Резиновый предохранительный колпачок надевается на пружину, также смазанную консистентной смазкой.
Кстати, экран специального помехоподавляющего наконечника является частой причиной исчезновения искры на свече; попавшая под него вода (тем более морская) замыкает высокое напряжение на массу. Поэтому за чистотой такого наконечника необходимо следить особенно тщательно, а при перебоях в зажигании в первую очередь проверять именно его. На моторах, имеющих наконечники без экрана, для защиты свечи от попадания воды можно использовать отбойные диски, вырезанные из листового текстолита или полиамида (рис. 1) и с натягом надеваемые на изолятор свечи. Такие диски были успешно испытаны на соревнованиях, в условиях морской гонки. Гребень волны, захлестнувшей двигатель сзади, ударяет в диски, и вода стекает по ним, что и предотвращает создание токопроводящих перемычек на массу.
При профилактических работах следует не забывать не только очищать внутреннюю полость свечи, но и протирать наружную поверхность изолятора.
И последняя рекомендация по улучшению работы электрооборудования, основанная на многолетнем опыте эксплуатации подвесных моторов различных марок. Многие знают, как трудно отрегулировать зазоры в прерывателях, если основание магнето имеет люфт. Люфт же появляется из-за поворота магнето для обеспечения переменного угла опережения зажигания.
На мотоциклах да и на многих зарубежных подвесных моторах применяется постоянный угол опережения зажигания. На всех моторах, с которыми имел дело, я также устанавливал этот угол постоянным, закрепляя магнето намертво в положении, определяемом по максимальным оборотам на ходу лодки. (Кстати, и на «Старте» угол также постоянный.) По моим наблюдениям, ни к каким отрицательным последствиям закрепление магнето в положении максимального угла опережения не привело, практически не возросла даже минимальная частота вращения на холостом ходу. Зато четкость и безотказность работы мотора возросли заметно, во много раз снизились усилия при дистанционном управлении газом.
Проще всего закрепляется магнето на моторах «Вихрь» всех моделей. Для этого достаточно между крепежными сегментами и основанием магнето подложить полоски металла толщиной 0,4—0,6 мм, а поводок поворота магнето на вертикальном валике П-образно изогнуть вверх так, чтобы он не входил в углубление основания.
На моторах, имеющих магнето МЛ-10-2с («Москва», «Ветерок»), достаточно отсоединить плату от поводка и туго затянуть винт фиксации магнето. Для мотора «Привет-22» необходимо изготовить новый стакан (рис. 2). Запуск мотора с постоянным углом опережения следует производить более резким рывком за пусковой шнур.