Видимо, такое распределение почестей устраивает обе фирмы, тем более, если учесть, что подвесные моторы еще большей единичной мощности, работающие по двухтактному циклу, вряд ли смогут выдержать конкуренцию со стационарными двигателями с откидными угловыми колонками: стационарный четырехтактный двигатель, как правило, на 20—30% экономичнее; к тому же, моторесурс его значительно больше, не требуется специального усиления транца. Как бы то ни было, но в рекламных проспектах и водномоторных журналах нет сообщений о новых сверхмощных подвесных моторах.
Однако на пятки этим гигантам моторостроения начинают наступать другие моторостроительные фирмы. Так, моторы с названием «Маринер» появились всего три года назад (см. сборник №67). Тогда в каталоге фирмы рекламировалось 9 моторов с мощностью от 3 до 60 л. с. К 1979 г. количество моделей с маркой «Маринер» увеличилось больше чем вдвое — их насчитывается уже 19, а максимальная мощность повысилась втрое: выпускаются моторы от 2 до 175 л. с. Появился также один подвесной электромотор. Редакция пока не располагает подробным каталогом фирмы, на 5 моделей, замыкающих мощностной ряд, — на 80, 90, 115, 140 и 175 л. с. — поразительно схожи с «Меркюри» и по внешнему виду и по градации мощностей и даже по тому, что самая мощная модель «Маринера» имеет, как и 175-сипьный «Меркюри», V-образный шестицилиндровый двигатель.
Мощностной ряд моторов, выпускаемых фирмой «Меркюри-Марин», в 1979 г. практически остался таким же, как и в 1978 г.; исключение составила только специально гоночная модификация 150-сильного мотора с V-образным двигателем — сейчас ее производство прекращено.
В настоящее время конструкторы фирмы основное внимание уделяют повышению надежности мотора и в частности — улучшению работы двигателя на холостом ходу и на переходных режимах.
Специальная электронная следящая система, названная фирмой «стабилизатором холостого хода» (igle stabilizer) и применяемая пока на трех самых мощных шестицилиндровых моторах, автоматически изменяет величину опережения зажигания: при снижении оборотов — уменьшает, при увеличении — увеличивает. Таким образом улучшена равномерность работы двигателя на холостом ходу при меньшей частоте вращения, получен более мягкий переход к крейсерской скорости. Кроме того, запуск стал более надежным, увеличился моторесурс как двигателя, так и силовой передачи.
На моделях небольшой мощности, например «рыболовных» в 7,5 и 9,8 л. с., приняты конструктивные меры для повышения устойчивости работы на малой частоте вращения коленчатого вала — применены термостат с имеющим временную задержку регулятором температуры двигателя, система рециркуляции конденсата горючей смеси в картере, главный жиклер карбюратора с регулируемой пропускной способностью, сферическая камера сгорания с увеличенным расстоянием от днища поршня до запальной свечи.
Особое внимание по-прежнему уделяется повышению коррозионной стойкости моторов в соленой воде — рессоры, штанги переключения реверса, гребной вал изготавливаются из нержавеющей стали; на многих моделях капоты и топливные баки сделаны из пластмассы.
На все моторы — от 40 до 200 л. с. в 1979 г. устанавливаются спидометры с датчиком давления, расположенным в корпусе редуктора, и поставленным на пульте управления показывающим прибором со шкалой до 80 миль/ч.
И последнее нововведение — с 1979 г. в обозначении моторов указывается паспортная мощность в л. с., а не удесятеренная, как это было до последнего времени. Так, 20-сильная модель обозначается по каталогу как «Мерк-20», вместо «Мерк-200».
«Омаб-Карнити»
О выпуске специальной силовой установки для парусных яхт объявила вслед за фирмой «Вольво-Пента» и концерном «ОМС» итальянская фирма «Омаб-Карнити».
Если установки «Вопьво-Пента» созданы на основе маломощных дизелей фирмы четырех типоразмеров (на 7,5; 13; 23 и 35 л. с.), а «ОМС» — с двухтактным бензиновым двигателем относительно большой мощности 35 л. с. (см. сборник №73), то «Карнити К9,5» разработан на базе подвесного мотора малой мощности.
В новом агрегате применен двухцилиндровый двухтактный двигатель с рабочим объемом 196,35 см3, с ходом и диаметром поршня, равными 50 мм; его мощность равна 7,5—9,5 л. с. при 5600—6100 об/мин.
Фирма не разрабатывала новую силовую передачу, а применила передачу от выпускаемого ею подвесного мотора, выполнив на верхнем фланце корпуса редуктора опорную плиту для установки на днище яхты.
Для повышения КПД трехлопастного гребного винта диаметром 254 мм на относительно тихоходных яхтах пришлось увеличить передаточное отношение редуктора, по сравнению с подвесным вариантом, применив шестерни с количеством зубьев 12:29 и снизив тем самым частоту вращения гребного винта до 2300—2500 об/мин. Однако такое снижение частоты вращения гребного винта все же представляется недостаточным для получения оптимальных показателей при обычных скоростях движения яхт под мотором в диапазоне 10—15 км/ч.
Двигатель потребляет 3,5—4,5 л/ч топлива, так что 9-питрового бачка при номинальной мощности хватает на 2 часа непрерывного движения.
Как и на всех «Карнити» с двухтактными двигателями, в «парусном» агрегате рекомендуемое содержание масла в топливной смеси составляет 1% (1:100).
Отличием «Карнити» от других «парусных» установок является применение выпуске отработавших газов через ступицу гребного винта. Такое решение потребовало применения сифона в системе выпуска мотора для предотвращения попадания воды в двигатель. Система зажигания агрегата также выполнена по классической схеме — применено обычное маховичное магдино, генераторные катушки которого обеспечивают питание бортовой электросети постоянного тока мощностью 60 Вт при 12 В. Масса агрегата составляет всего 28 кг.
Выпуск фирмой, специального агрегата для яхт, вероятно, является пробным шагом для оценки конъюнктуры сбыта, и в скором времени можно ожидать изготовления подобного агрегата на базе дизельных подвесных моторов, многолетний опыт производства которых имеет фирма «Омаб-Карнити».
«Терхи»
Аналогичную установку для парусных судов выпускает финская фирма «ТЕР-Корпорейшн» на базе своего подвесного мотора «Терхи-15» (15—17 л. с.; 260 см3).
В «парусном» варианте двигатель дефорсирован до 8—10 л. с. при 3500 об/мин.
Редуктор также применен от этого подвесного мотора.
Масса всей установки — 30 кг.