За последнее время фирма «Маринер», которая два-три года назад была совершенно неизвестна, организовала серийное производство современных подвесных моторов широкого ассортимента от 2 до 175 л. с. Сейчас на мировом рынке подвесные моторы с маркой «Маринер» на равных конкурируют с общепризнанными «Меркюри», «Эвинрудами», «Джонсонами», «Крайслерами», «Вольво-Пентами». Правда, следует оговориться, что моторы «Маринер» не являются оригинальными: модели мощностью до 60 л. с. — это хорошо известная «Ямаха», но в новом внешнем оформлении; моторы же от 85 до 175 л. с. — изготовляются по лицензии «Меркюри».
Нечто подобное произошло и в производстве движительных комплексов с угловыми колонками. В этой области моторостроения безраздельно господствовали три фирмы — «Меркюри-Марин», «ОМС» и «Вольво-Пента», выпускающие агрегаты с двигателями мощностью от 120 до 300 л. с. Совершенно неожиданно в различных водно-моторных журналах прошлого года появились рекламные сообщения об организации производства таких комплексов западногерманской фирмой «БМВ». (Напомним, что до сих пор фирма выпускала только автомашины и тяжелые мотоциклы с четырехтактными двигателями и карданным приводом ведущего колеса.)
По первым очень кратким описаниям можно было предполагать, что силовой агрегат «БМВ» представляет сочетание обычного двигателя этой фирмы, конвертированного для использования на катерах, и колонки «Вольво-Пента», производящейся по лицензии или закупаемой (внешне новая колонка «БМВ» более всего похожа именно на шведскую модель). Однако более подробное ознакомление с особенностями колонки позволило убедиться в том, что в целом ее конструкция оригинальна, хотя некоторые узлы и детали имеют уже традиционные решения, применяемые на колонках других фирм.
Силовая передача колонки выполнена по схеме с верхним расположением узла переключения реверса. Напомним, что на всех колонках американского производства этот узел расположен в подводной гондоле и аналогичен узлу подвесных моторов. Верхнее расположение узла переключения предпочтительнее по следующим причинам: большей защищенности от воды; меньших контактных напряжений в кулачковой муфте реверса в результате меньшего крутящего момента; более простого механизма для переключения; удобства обслуживания и ремонта. Верхнее расположение муфты применяется на колонках «Акваматик» («Вольво-Пента»), Но на колонке «БМВ», в отличие от «Акваматик», он расположен на самом быстроходном, горизонтальном валу, что также снижает напряжения в этом узле.
Ведомая шестерня верхнего узла и ведущая вал-шестерня нижнего углового редуктора установлены в собственных подшипниках и сочленены в ступице верхней шестерни на шлицевом соединении. Такая конструкция допускает некоторую несоосность при сборке верхнего и нижнего редукторов. Соединение горизонтального вала колонки с валом двигателя производится посредством двойного карданного шарнира и эластичной амортизирующей муфты, устанавливаемой на маховик двигателя.
Во всех подшипниковых узлах применяются имеющие высокий коэффициент работоспособности надежные конические роликовые подшипники (за исключением нижнего подшипника вала шестерни, где установлен игольчатый подшипник с сепаратором). Конические шестерни имеют зацепление со спиральным зубом, что позволяет снизить уровень шума и повысить надежность, особенно при случайных ударных нагрузках. При этом ведомая шестерня нижнего редуктора конструктивно объединена с насосом системы смазки.
В конструкции агрегата привлекает внимание стремление предельно снизить шумность и передачу вибрации на корпус Лодки: применены мягкая подвеска двигателя и амортизирующая муфта, в месте прохода через фланец крепления колонки к транцу вся задняя часть двигателя заключена в кольцевой амортизатор двутаврового сечения.
Система дистанционного подъема и опускания колонки сделана гидравлической, причем силовой гидроцилиндр размещен внутри передней части корпуса колонки. Максимальный угол подъема колонки — 48°, угол поворота при маневрировании — ±30°.
Выпуск отработавших газов производится как и на колонках «Вольво-Пента» — через заднюю часть антикавитационной трубы; это улучшает условия работы гребного винта на заднем ходу.
В 1978 г. в производстве находилось два агрегата с угловыми колонками «Б-190» и «Б-220» — с передаточным отношением 1,95:1, комплектуемыми шестицилиндровыми двигателями «БМВ» мощностью 190 и 220 л. с. (при 5500 об/мин) и рабочим объемом 2788 и 3205 см3 соответственно. На начало 1979 г. намечен выпуск нового агрегата «Б-130» с несколько увеличенным передаточным отношением колонки (2,2:1) с четырехцилиндровым двигателем мощностью 130 л. с. и рабочим объемом 1990 см3.
Все двигатели — верхнеклапанные, с верхним расположением распределительного кулачкового валика, привод которого осуществляется сдвоенной цепью. Система охлаждения двигателей — двухконтурная, причем второй контур оборудован термостатом. Забортная вода, поступающая во входные отверстия на передней части колонки, подается насосом сначала в масляный холодильник, служащий одновременно и фильтром воды, далее в водо-водяной трубчатый теплообменник (для снятия теплоты от второго контура), затем в водяную рубашку выпускного коллектора; пройдя коллектор, вода впрыскивается в поток выпускных газов и выводится с ними наружу.
Степень сжатия двигателей равна 8,4—8,2, поэтому октановое число бензина, необходимого для их питания, должно быть не менее 93. На шестицилиндровых двигателях установлен двухкамерный карбюратор «Солекс 4А1», на четырехцилиндровом — два «Солекс 44ПШНЗ».
Кроме обычных приборов контроля за работой двигателя и его систем (термометра, тахометра, амперметра, вольтметра), на приборном щитке устанавливаются также указатели положения колонки (откинутое или заглубленное) и электронной системы, регистрирующей число наработанных агрегатом часов.
Масса собственно колонки с установочной плитой — 74 кг. Масса установок «Б-220» и «Б-190» в рабочем состоянии (с полной заправкой необходимого количества масла и воды) — по 338 кг, установки «Б-130» — 277 кг. Отметим, что установки «БМВ» значительно легче агрегатов сопоставимой мощности, выпускаемых другими фирмами. Так, установка «Меркруйзер» модели «888» имеет почти в полтора раза больший (4950 см3) рабочий объем восьмицилиндрового V-образного двигателя мощностью 188 л. с. и весит больше чем «БМВ» на 44 кг; «Акваматик 225D/280B» при мощности 5-литрового двигателя 225 л. с. весит больше уже на 67 кг.
Сумеет ли «морская» продукция «сухопутной» фирмы «БМВ» получить признание, пока сказать трудно. Во всяком случае, фирма имеет, видимо, серьезные намерения вторгнуться в новую область производства и наряду с выпуском агрегатов с угловыми колонками осваивает производство ряда маломощных — от 6 до 45 л. с. — судовых дизелей.