Предлагаем вниманию еще два полезных усовершенствования — две насадки на карбюратор, снижающие обратный выброс из него и шум всасывания.
Насадка для «Вихря»
Ознакомившись с конструкцией вихревой насадки Федосова, опубликованной в №63 сборника, хотим высказать несколько критических замечаний.
Автор прав в том, что если суммарное проходное сечение тангенциальных сопел меньше, чем приблизительно удвоенное сечение диффузора карбюратора, то двигатель не развивает оборотов. Это, по нашему мнению, объясняется тем, что при существующей конструкции (с поворотной заслонкой) карбюратор не может работать в условиях, когда в диффузоре образуется высокоскоростной закрученный поток, так как при этом не происходит пульверизации достаточного количества топлива из распылителя.
Тов. Федосов пошел по пути увеличения проходного сечения сопел, что приводит к резкому снижению окружных скоростей потока. Этому же способствует геометрия сопел и неравенство диаметров диффузора карбюратора и насадки (25 и 30 мм соответственно). В этих условиях воздушный поток закручен слабо, карбюратор работает практически почти в обычном режиме, поэтому технико-экономические показатели двигателя с такой насадкой будут, на наш взгляд, невысоки, по сравнению с двигателями, оснащенными вихревыми карбюраторами.
Для действительного повышения технико-экономических показателей необходимо обеспечить высокую окружную скорость потока и поступление из распылителя достаточного количества топлива, что обеспечит образование гомогенной топливно-воздушной смеси.
Исходя из этих соображений, мы предлагаем конструкцию, в которой центральная трубка доходит до распылителя и вместе с ним образует пульверизатор, а узкие тангенциальные. сопла создают высокоскоростной вихревой поток.
Такую насадку можно сделать из любого металла или пластмассы, но лучше применить дюралюминий или текстолит.
Насадка крепится двумя винтами к диффузору карбюратора вместо пламегасительной сетки. Между насадкой и диффузором карбюратора ставится металлическая шайба толщиной 0,3—0,5 мм с внутренним диаметром 25 мм и внешним диаметром 50 мм. Лучше всего приклеить ее к торцевой поверхности насадки, тщательно совместив диаметры.
Ходовые испытания проводились на двух моторах «Вихрь-20» с гребными винтами, имеющими шаг 264 мм, при загрузке лодки («Прогресс-2») два человека и 50 кг груза. При этом мотор № 1 имел расширенные фазы всасывания (применялся картер от «Вихря-М») и при установке насадки проходное сечение главного жиклера регулировалось иглой. Как видно из таблицы результатов испытаний, расход топлива уменьшился более чем на 16%. Существенно снизились и шумность мотора и выброс топлива из карбюратора.
Насадка для «Нептуна-23»
У подвесного мотора «Нептун-23» на некоторых режимах работы (особенно — при большой загрузке лодки, когда заслонка открыта полностью, а число оборотов коленчатого вала ниже номинальных) наблюдается обратный выброс распыленного топлива из карбюратора.
На карбюратор своего «Нептуна-23» я установил насадку, устройство которой показано на эскизе.
Насадка очень проста по конструкции, изготовлена из белой жести и свободно размещается под кожухом мотора. Крепление насадки байонетного типа, благодаря чему она легко снимается. Для этого на посадочном пояске карбюратора сверлится отверстие, в которое запрессовывается штифт ∅4 мм, а на посадочном фланце насадки делается Г-образная прорезь.
Испытания . насадки показали ее эффективность. Полностью исчез выброс топлива из карбюратора, под капотом стало совершенно чисто и сухо. Одновременно несколько снизился шум и уменьшился расход топлива.