Продолжается борьба за своеобразный рекорд мощности — «поединок» концерна «ОМС» и фирмы «Меркюри Марин», соперничающих в деле выпуска самого мощного в мире — «престижного» подвесного мотора. Как, вероятно, помнит читатель (см. сборник №67), в 1977 г. первенство осталось за «ОМС». Его 200-сильным «Эвинрудам» и «Джонсонам» типа «V-200» «Меркюри Марин» смогла противопоставить лишь 175-сильный «Блэк Макс» («Мерк-1750»). Но вот в каталоге фирмы на 1978 г. появилась реклама уже и 200-сильного мотора с маркой «Меркюри».
Естественно, этот новый мотор «Мерк-2000» является дальнейшей проработкой серии 6-цилиндровых V-образных моторов «Блэк Макс» с современной петлевой продувкой. Прирост мощности на 25 л. с. получен, однако, не за счет форсирования двигателя, а благодаря увеличению его рабочего объема с 1998 до 2330 см3 (несколько увеличился диаметр цилиндра). При этом вес всего мотора по сравнению со 175-сильным не только не повысился, но и снизился почти на 9 кг.
Концерн «ОМС» отреагировал на появление «Мерк-2000» и немедленно нанес «ответный удар», развернув рекламу даже не успевшего войти в фирменные каталоги на 1978 г. 235-сильного мотора — «Эвинруд-235». Об устройстве этого — на сегодня самого мощного в мире подвесного мотора ничего не известно. Мы вернемся к нему после получения дополнительной информации, а пока продолжим обзор новинок «Меркюри Марин».
Постепенный переход на более современные виды продувки, позволяющие снизить удельный расход топлива и токсичность выбросов за счет лучшей организации внутрицилиндровых процессов, проводится фирмой, начиная с наиболее мощных моделей своего ряда моторов. Так, в этом году за счет дефорсирования 175-сильной модели при сохранении неизменного рабочего объема выпущен новый 150-сильный мотор, который заменил снятый с производства «Мерк-1500», имевший 6-цилиндровый «линейный» двигатель с рядным расположением цилиндров и устаревшей дефлекторной продувкой.
Старая модель выпускается теперь только в спортивном варианте — «Мерк-1500XS» — с несколько повышенным числом оборотов коленчатого вала, увеличенной на 5 л. с. мощностью, специальным редуктором.
Все V-образные 6-цилиндровые двигатели имеют специальное покрытие зеркала цилиндра хромом для увеличения моторесурса.
Количество моделей «Меркюри», предлагаемых покупателю в этом гору, значительно расширено: сейчас их 16 (против 12 в 1977 г.), причем пять из них — новые. Правда, действительно новые конструкции — это только уже упоминавшиеся мощные модели. Остальные же («Мерк-1400», «Мерк-900») являются дефорсированными вариантами 150-сильного мотора; сейчас в каталоге значатся четыре мотора мощностью от 150 до 90 л. с. с двигателем одинакового рабочего объема 1636 см3. Рекламируемый как новинка для спортсменов и лыжников 80-сильный мотор также является дефорсированным вариантом 85-сильной модели с рабочим объемом четырех цилиндров 1092 см3.
Все моторы мощностью ниже 80 л. с. выпускаются без каких бы то ни было существенных конструктивных изменений. Можно отметить только второстепенные изменения, касающиеся «снаряжения» моторов. Так, установка электростартера теперь возможна (по требованию) на моторах вплоть до мощности 7,5 л. с.; таким образом, не оборудуются электростартером только две самые маломощные модели на 4 и 4,5 л. с. Моторы мощностью от 200 до 115 л. с. выпускаются с «длинным» (508 мм) и «сверхдлинным» (635 мм) дейдвудом, а моторы от 90 до 4 л. с. — с длинным и обычным (381 мм) дейдвудом. Моторы от 200 до 50 л. с. могут поставляться с дистанционной гидравлической системой откидывания и опускания.
Если фирма «Меркюри» совершенствует выпускаемые моторы в первую очередь — в области больших мощностей, то другая американская фирма «Крайслер Марин» по-прежнему уделяет очень большое внимание совершенствованию малых моторов мощностью до 10 л, с., предназначенных для рыболовов и яхтсменов.
В этом году двигатели сразу четырех маломощных моделей реконструированы полностью. Прототипом новых моделей стал первый из моторов с петлевой продувкой — выпущенный в 1977 г, одноцилиндровый 4-сильный «Крайслер-4». На его основе теперь создан двухцилиндровый двигатель с рабочим объемом 164 см3, имеющий две модификации мощностью 6 и 8 л, с. На «Крайслере-6» и «-8» устанавливается система бесконтактного конденсаторного электронного зажигания (единственной моделью, которая не имеет такой системы, теперь осталась 4-сильная); на них имеется генератор переменного тока мощностью до 60 Вт и выпрямитель для зарядки аккумуляторов; применены армированные стекловолокном нейлоновые гребные винты; редукторы имеют полную передачу (вперед — нейтраль — назад).
Особенно интересны 6- и 10-сильные «Крайслеры», предназначенные для установки как вспомогательные на парусных судах (о них коротко уже сообщалось в «КЯ»), С этого года «парусные» модели имеют новые торговые марки: 10-сильная модель называется «Крайслер-250», а 6-сильная — «Крайслер-150». В отличие от обычно практикуемых фирмами обозначений, где цифра показывает (прямо или с увеличением в 10 раз) мощность двигателя, в марках «парусных» «Крайслеров» указывается упор (в фунтах), создаваемый гребным винтом на швартовах при номинальных оборотах. Такая характеристика как упор более полно, чем мощность, отражает оптимальность сочетания мощности двигателя, выбранного передаточного отношения редуктора, диаметра и шага винта для судов с водоизмещающим режимом движения.
Изменений в конструкции моторов средней и большой мощности немного. «Крайслеры» на 25 и 35 л, с. могут комплектоваться теперь электронным бесконтактным зажиганием; ранее применялось маховичное магнето или батарейная система.
Требования снижения токсичности выпускных газов за счет уменьшения содержания в них окислов азота вынудили фирму снять с производства форсированную до 120 л. с. модель 105-сильного мотора, а мощность 90-сильной модели снизить на 5 л. с. Правда, мощность 135-сильного «Крайслера» поднята в этом году на 5 л. с., но не за счет форсировки, а за счет увеличения диаметра цилиндров до 73,1 мм и доведения рабочего объема до 1688 см3.
Наряду с «рядовыми» моделями мощностью 85 и 115 л. с. выпускаются их варианты «люкс» под названием «Charger», отличающиеся улучшенным внешним оформлением; металлическим капотом; дистанционным однорукояточным управлением газом, реверсом, откидыванием и опусканием мотора; наличием комплекта из пяти сменных гребных винтов из нержавеющей стали.