Развитие конструкции и технологии производства подвесных моторов и угловых Z-образных передач сделало возможным создание ряда оригинальных двигательно-движительных комплексов, рассчитанных на применение на парусных яхтах и судах некоторых других типов, где возможна установка колонки не откидывающейся конструкции.
В середине 1976 г. шведская фирма «Вольво-Пента» выпустила на рынок малогабаритную дизельную установку с колонкой «110 S» («Сэйл»), которая представляет собой усовершенствованную модель установки «100 S», выпускавшейся в течение трех предыдущих лет. В новой конструкции дизель и колонка смонтированы в один агрегат, поставляемый вместе с жесткой фундаментной плитой, изготовленной из пенопласта и стеклопластика. Монтаж агрегата на корпусе пластмассовой яхты не вызывает затруднений. В днище вырезается отверстие по размеру поперечного сечения колонки. Нижняя поверхность уложенной сверху на днище фундаментной плиты причерчивается по обводам корпуса, а затем опиливается и тщательно подгоняется к днищу. Плита ставится на место на эпоксидном связующем и приформовывается к днищу полосами стеклоткани по периметру. В корпусе необходимо сделать еще одно отверстие (уже выше ватерлинии) — для газовыхлопа и можно ставить агрегат на место.
Зазор между корпусом колонки и фундаментом уплотняется при помощи манжеты из маслостойкой резины на неопреновой основе, армированной двумя слоями синтетической ткани, обжимаемой металлическим фланцем. Манжета одновременно является амортизатором, благодаря которому вибрация корпуса колонки не передается наружной обшивке яхты и существенно снижается структурный шум при работе двигателя. С той же целью снижения шумности весь агрегат крепится к фундаменту на трех резино-метал-лических амортизаторах, а выхлопной трубопровод изготовлен из гибкого негорючего шланга.
Конструкция силовой передачи аналогична примененным в стандартных поворотно-откидных колонках «Акваматик» (см. сборник №27, 1970 г.). Реверсивное устройство включает патентованную конусную фрикционную муфту, скользящую на шпонке по вертикальному валу и обеспечивающую передачу крутящего момента через одну из шестерен (они находятся в постоянном зацеплении с зубчатым колесом на верхнем ведущем валу колонки). Верхний вал соединяется с выходным валом дизеля через эластичную муфту. Обе зубчатые передачи работают в масляной ванне, причем уровень масла контролируется при помощи футштока в верхней части корпуса колонки.
Забор охлаждающей воды осуществляется через отверстия в нижней части корпуса колонки; после циркуляции в системе охлаждения двигателя и кожухе охлаждаемого глушителя вода впрыскивается в газовыхлопную трубу (это также способствует снижению уровня шума работающего дизеля).
Профиль поперечного сечения подводной части колонки выбран после тщательных испытаний в опы-товом бассейне; видимо, не без оснований в рекламном каталоге фирмы утверждается, что на ходу под парусами колонка оказывает меньшее сопротивление, чем гребной вал и кронштейн при традиционной установке двигателя. Для яхт, участвующих в гонках, колонки снабжаются гребными двухлопастными винтами с лопастями, автоматически складывающимися при остановке дизеля. Между ступицей винта и корпусом колонки установлен цинковый протектор, обеспечивающий эффективную защиту деталей от электрохимической коррозии. Кроме того большое внимание уделено антикоррозийному покрытию всех деталей.
К достоинствам установки можно отнести возможность монтажа дизеля как в нос, так и в корму от вертикальной оси колонки, в зависимости от особенностей планировки яхты или требований центровки.
Колонка «110 S» комплектуется одним из четырех малогабаритных дизелей «Вольво-Пента»: одноцилиндровым «MD5A» мощностью 7,5 л.с. (вес агрегата в сборе 12В кг), двухцилиндровыми «MD7A» — 13 л.с. (192 кг) и «MD11C» — 23 л.с. (247 кг) или трехцилиндровым «MD17C» — 35 л.с. (317 кг).
Все эти дизели четырехтактные, рассчитанные на работу при номинальном числе оборотов 2500 об/мин; они имеют чугунные блок и головки цилиндров, снабжены глушителями на всасывании и термостатами для регулирования температуры охлаждающей воды. Управление подачей топлива и реверсом сблокировано в одной рукоятке, что, помимо удобства для рулевого, обеспечивает еще и мягкое переключение реверсивной передачи на пониженных оборотах дизеля.
На схеме приведены габаритные размеры агрегата «MD5A/110S» с самым маломощным 7,5-сильным дизелем. Рабочий объем его цилиндра — 443 см3, диаметр — 84 мм, ход поршня — 80 мм. Для уменьшения габаритной высоты ось цилиндра наклонена к вертикали под углом 45°. При 2500 об/мин удельный расход топлива составляет 220 г/л.с.ч; дизель развивает при этом максимальный крутящий момент 2 кгм. Колонка снабжается обычным гребным винтом диаметром 355 мм и шагом 178 мм или винтом со складными лопастями, имеющими тот же шаг (винты на установке с 23-сильным дизелем имеют диаметр 406 и шаг 279 мм).
Стандартная поставка включает также 40-литровый бак для топлива; этой емкости хватает для непрерывной работы дизеля «MD 5А» в течение 19 ч.
Дизельные агрегаты «Вольво-Пента» надежны, неприхотливы и экономичны в эксплуатации, безопасны в пожарном отношении, развивают достаточно большой крутящий момент, что особенно важно на тихоходных яхтах. Единственное, что может не удовлетворить конструкторов яхт — это сравнительно большой вес и габариты двигателя. В самом деле, удельный вес 7,5-сильной установки составляет 17 кг/л.с., а двух более мощных — 8,3 и 9 кг/л.с.
Естественно, что появление на международном рынке подобного же агрегата, но скомпонованного с легким двухтактным бензиновым двигателем, вызвало значительный интерес. Речь идет об установке «Зефир», выпускаемой с 1976 г. американским концерном «ОМС» — производителем широко известных подвесных моторов «Эвинруд» и «Джонсон». Это своеобразный подвесной мотор, но без обычной дейдвудной проставки и системы подвески на транец. Двигатель применен от стандартной 35-сильной модели, но вследствие ограничения числа оборотов верхним значением 3700 об/мин нормальная эксплуатационная мощность установки уменьшена до 15 л.с. Этого достаточно, чтобы обеспечить скорость 4—5 уз тяжелой яхте или плавучей даче при умеренном расходе горючего. В то же время благодаря снижению напряженности работы двигателя существенно увеличивается его моторесурс.
Удельный вес установки всего 2,9 кг/л.с., общий вес — 43 кг. Данных о расходе горючего фирма не приводит, но, вероятно, по аналогии с другими двухтактными бензиновыми двигателями подобной мощности он составляет что-то около 350 г/л.с.ч. Таким образом, этой установке 40-литрового бака может хватить всего на 5—5,5 ч непрерывной работы двигателя.
Можно еще отметить, что цилиндры двигателя имеют рабочий объем 521 см3 при диаметре 76 мм и ходе поршня 57 мм; двигатель снабжен электронной бесконтактной системой зажигания и термостатом в системе охлаждения. Заборник охлаждающей воды расположен в подводной части колонки, а выхлопная труба выводится в транец или борт судна выше ватерлинии.
Конструкция силовой передачи практически идентична конструкции подвесного мотора — с расположением реверсивной кулачковой муфты на гребном валу и передаточным числом 14:28 (1:2). Таким образом, при нормальной частоте вращения двигателя гребной винт развивает 1850 об/мин (у «Вольво-Пента» «110 S» — 1500 об/мин). Колонка снабжается трехлопастным гребным винтом диаметром 279 и шагом 228 мм или двухлопастным винтом 305X203 мм, с которыми развивается упор ка швартовах свыше 110 кг.
Пытаясь расширить возможную сферу применения этого агрегата, концерн «ОМС» в сентябре 1976 г. объявил международный конкурс на лучший проект судна, в котором конструктор предусмотрел бы установку «Зефира». Итоги были подведены через год — на очередной международной торгово-промышленной выставке катеров, лодок и яхт в Чикаго. В конкурсе приняли участие 116 конструкторов малых судов из 16 стран. Первую премию присудили американскому конструктору Питеру Шмитту за проект 9-метровой крейсерской яхты; вторую — знакомому читателям «Катеров и яхт» по прежним публикациям Дэвиду Бичу (Чикаго) за проект 6,1-метровой крейсерской палубной лодки-плашкоута (проект будет опубликован в одном из номеров сборника этого года); третью — Томасу Нортону из Нью-Йорка за проект яхты «минитонного» класса.