С интересом прочитал подборку в №60 о влиянии работы ПМ на загрязнение водной среды. Как специалист в области морской геохимии, хочу высказать следующее.
1. Обидно, что в переводе доклада американских ученых употребляется термин «гидроуглерод». У нас принят термин «углеводород». На стр. 42 в п. 3 следовало бы написать «общая концентрация гексана (С6Н14)», а в предыдущих пунктах соответственно заменить термины «моноксид» и «диоксид углерода» на «окись» и «двуокись углерода».
2. Что касается выбрасываемых в воду углеводородных продуктов выхлопа ПМ, то их экологическую безвредность можно считать доказанной. Во-первых, газо- и парообразные УВ чрезвычайно легко выносятся в атмосферу (согласно закону Генри-Дальтона), где интенсивно разлагаются до конечных продуктов СО2 и Н2О под действием солнечной радиации и атмосферного озона. Во-вторых, при постоянном скоплении их в воде (по каким-либо причинам) образуется устойчивая экологическая пирамида, вершиной которой являются повышенные популяции промысловых рыб.
В проводившихся нами в 1974—1975 гг. опытах период полураспада УВ-смесей от метана до гексана, растворимых в воде, был оценен 8 20—25 ч. По приведенным данным доклада эта оценка противоречива: порядка 250 ч (п. 13 на стр. 43) и 6,5 ч (при соответствующем пересчете данных п. 5 на стр. 44), однако это не меняет сущности выводов. В порядке иллюстрации можно привести такой пример. В прибрежной части Азовского моря (от п. Ачуево до Керченского пролива) местным рыбакам с давних времен были известны наиболее продуктивные участки, однако только современные исследования показали на этих участках повышенную концентрацию растворенных УВ, связанную с деятельностью подводных грязевых вулканов.
Очевидно, можно не опасаться и наличия в выхлопе СО2 (двуокиси углерода), хотя ее способность выделяться из воды в атмосферу примерно на порядок ниже УВ. Надо иметь в виду, что концентрация ее в выхлопных газах весьма мала.
Интересны данные о безвредности для рыб окиси углерода (СО) в предельных концентрациях в воде.
Обобщая изложенное, высказываю свою точку зрения: продукты выхлопа ПМ в концентрациях, возможных при наиболее интенсивном использовании водной поверхности маломерным флотом, экологически безопасны.
3. Говоря о проблеме «чистого» мотора, самое серьезное внимание следует уделить предотвращению утечек топливной смеси. Пленка масла на поверхности воды может быть «переварена» только в процессе жизнедеятельности микрофауны, обитающей в верхнем слое — первых сантиметрах воды (можно сослаться на исследования крымского ученого — Ю. П. Зайцева), но возможности ее не безграничны, а техногенные загрязнения акваторий пока не уменьшаются.
Можно выделить два аспекта этой проблемы.
Первое. Опыт многолетней эксплуатации маломерных судов с ПМ подсказывает, что один из главных источников загрязнения — небрежность при обращении с горючим: дозаправка расходного бачка на ходу, выплескивание горючего из-под пробки или суфлирующего отверстия бачка, подтеки топливной системы и т. д. и т. п. Надо, чтобы и у нас пятна масла были объявлены «вне закона». Можно объявить конкурс на лучшее предложение по средствам технической «гигиены» при эксплуатации маломерного флота, Чтобы в конечном счете рекомендовать конкретные образцы и в последующем ввести их в комплект обязательного снабжения судна; настоятельно рекомендовать органам НТИ усилить контроль за техническим состоянием судов, стоянок и мест заправки в период навигации; в перечень нарушений плавталона давно пора ввести специальный пункт — «загрязнение воды вследствие небрежной эксплуатации»!
Второе, — о ПМ будущего. Полностью поддерживаю все соображения, высказанные в содержательной статье «Проблемы чистого мотора», за исключением одного: выхлопа в воздух. Возражений много. Загрязнение воздушного бассейна ничуть не «полезнее» загрязнения воды.
Необходимость охлаждения выпускного тракта очевидна, следовательно, неизбежна конденсация тяжелых фракций в глушителе. При равной металлоемкости глушителя шум от выхлопа в воздух будет интенсивнее, с более неприятными высшими гармониками.
Я бы предложил другое направление для совершенствования отечественных двухтактных ПМ: раздельную систему смазки по типу некоторых мотоциклетных моторов «Ява». Расход масла будет существенно ниже и автоматически пропорционален оборотам, а не количеству топливной смеси постоянного состава. В баках — чистый бензин, случайно пролитое топливо испаряется бесследно. Увеличивается моторесурс. Снижается вероятность случайного выброса масла за борт. ПМ такой системы, на мой взгляд, проще сделать действительно «чистым».