В сборнике (см. №39 за 1972 г.) были напечатаны статьи с возможными вариантами модернизации мотора «Салют», в основном, — с целью уменьшения веса.
Ниже предлагается еще один вариант переделки этого мотора, обеспечивающий снижение веса до 9,5 кг при условии минимальных конструктивных изменений и небольшой затраты времени.
В предлагаемом варианте (рис. 1) сохраняются штатный топливный бак и пусковой механизм и обеспечиваются условия техники безопасности при эксплуатации двигателя без колпака. Основная цель переделки — уменьшение веса мотора, что крайне важно в условиях туристических походов. Для достижения поставленной цели предлагается следующее.
С двигателя удаляются стальной колпак (вес 1,1 кг) и стальной поддон (0,4 кг), а стальная рама, на которой кренятся колпак, поддон и топливный бак, заменяется на дюралевую. При этом несколько упрощается ее конструкция (рис. 2) и выигрывается около 400 г веса.
При изготовлении рамы в домашних условиях можно воспользоваться лобзиком или дрелью.
На новую раму устанавливается новый защитный кожух (рис. 3), согнутый из листового алюминия толщиной 2,0 мм (вес около 220 г). На верхней части кожуха устанавливается штатный пусковой механизм. Для создания жесткости переделанной конструкции двигателя пусковой механизм, защитный кожух и топливный бачок двигателя связываются алюминиевой накладкой (рис. 4). Крепление защитного кожуха к раме производится пятью болтами М4 с пружинными шайбами.
Эксплуатация переделанного двигателя показала снижение уровня шума, — видимо, штатные колпак и поддон резонировали и увеличивали шумность его работы.
Во время плавания под мотором после переделок мы не испытывали неудобств от отсутствия поддона, однако для надежности закрыли мотор снизу куском полиэтиленовой пленки толщиной 0,6 мм.
Для создания защиты топливного бака от перегрева солнечными лучами мы использовали колпак-накидку, сшитую из палаточной ткани. В жаркий летний день эта ткань смачивается водой.
Выполненная переделка не только обеспечила заметное уменьшение веса (около 20%) мотора, но при этом значительно сократились и габариты его головной части: 310X170X120 вместо 360X220X160.
Для транспортировки двигателя используется мешок из палаточной ткани с деревянным каркасом, общий вес такой упаковки около 750 г.