Горьковчанин В. К. Лешуков, на наш взгляд, сделал довольно удачную конструкцию. В ней не требуется доработка корпуса редуктора, остается даже «про запас» медно-графитовая втулка, используется распространенный подшипник от подвесного мотора, минимальна доработка вала-шестерни. Но есть и некоторые минусы — подшипник вынесен на верхнюю часть корпуса водопомпы и поэтому необходимо сделать полость для смазки, установив дополнительные сальники.
Лишена этого недостатка конструкция киевлянина В. И. Лакеева — подшипник установлен в гнездо, расточенное в корпусе редуктора, и смазывается совместно с остальными деталями. Но эта конструкция несколько сложнее в изготовлении — требуется расточка гнезда под подшипник в редукторе и изготовление надставки вала-шестерни.
Другое конструктивное улучшение — воронежца Л. Г. Абашкина — касается задней опоры гребного вала редуктора. Действительно, установка двух подпружиненных сальников почти полностью устраняет попадание воды через этот узел, да и замена сальников в предлагаемой конструкции проста.
Тем читателям, которые решат использовать эту конструкцию, но не смогут изготовить нержавеющий стакан, можно предложить несколько упрощенное крепление сальников: пружинным кольцом в канавке, проточенной в посадочном гнезде сальников (такое крепление применяется в редукторах мотора «Нептун-23»).
Подшипник над помпой
О быстром износе медно-графитовой втулки на лодочных моторах «Вихрь» на страницах сборника писалось неоднократно.
С этим столкнулся и я с моими товарищами.
Три мотора «Вихрь-М» мы начали эксплуатировать с начала сезона 1972 г. Один из них был установлен на «Прогрессе», два других — на «Казанках-М». В конце года через 80—100 ходовых часов при проверке состояния моторов мы обнаружили, что при снятой водопомпе верхний конец вала-шестерни имеет люфт 0,6—0,7 мм.
В 1973 г. мы начали эксплуатацию моторов без каких-либо доработок, но в середине лета обнаружили, что на холостых оборотах перестала поступать вода на охлаждение двигателя. Заменили медно-графитовые втулки, но к концу года они также имели выработку около 0,3—0,4 мм.
Мы стали думать как заменить медно-графитовые втулки подшипниками качения.
Использовав предложения сборника (сборник №41), мы разработали конструкцию с применением игольчатого подшипника.
Но было ясно, что при замене медно-графитовой втулки игольчатым подшипником у нас возникнут значительные трудности, связанные с выполнением работ на расточном и шлифовальных станках, демонтажем тяги реверса из корпуса редуктора, качественной закалкой внутренней обоймы подшипника, преодолеть которые в наших условиях было не под силу.
Мы стали искать выход и нашли более простое решение конструкции верхней опоры вала-шестерни, выполнение которого не требует больших затрат времени для изготовления и специального оборудования.
Конструкция верхней опоры (рис. 1) разработана с условием применения в ней шарикового подшипника № 7000101 (от редуктора лодочного мотора «Москва») размером 12X28X7. Может быть также применен шариковый подшипник № 101, но его необходимо уменьшить по высоте с 8 до 7 мм. Для нижнего сальника 11 опоры может быть применен один из следующих — сальник 12Х26Х8 (дет. № 6163 60А от мотора «Ветерок»); сальник 12X28X8 ГОСТ 8752—61; сальник 14Х25X6 (дет. № 2 216—000 от мотора «Вихрь»), Для верхнего сальника 5 опоры может быть применен тот же сальник 12X26X8 (дет. № 61 63 60А) и сальник 12X28X8 ГОСТ 8752—61.
Для обеспечения сборки верхней опоры все сальники необходимо уменьшить по высоте до 5 мм, срезав часть резины до металлического каркаса сальника, но не задев его рабочей кромки с обоих торцов. Доработка вала шестерни и серийного корпуса водопомпы показаны на рис. 2 и 3 соответственно. Причем в зависимости от системы центровки или примененных сальников несколько изменяются размеры обработки. Необходимо изготовить также корпус подшипника. На рис. 4, а изображен такой корпус, рассчитанный на применение верхнего сальника размером 12X26X8. На рис. 4,б показан вариант с сальником размером 12X28X8.
При установке дополнительного подшипника из редуктора не удаляется штатная медно-графитовая втулка. В случае разрушения шарикового подшипника мотор работает на медно-графитовой втулке до замены подшипника. При этом на одном из моторов была установлена новая втулка, а на двух других, из-за отсутствия новых втулок, старые втулки были выпрессованы и, учитывая их односторонний износ, запрессованы вновь с разворотом их на 180°. При таком положении втулки обеспечивается правильная центровка корпуса подшипника относительно корпуса водопомпы.
Предварительная сборка верхней опоры для обеспечения соосности подшипника производится следующим образом.
Вал-шестерня устанавливается в корпус редуктора и закрепляется там. Затем на него надевается корпус водопомпы с нижним сальником и крепится штатными винтами к корпусу редуктора. На вал-шестерню напрессовывается шариковый подшипник (посадка его на вал должна быть такой, чтобы обеспечивался легкий демонтаж).
Устанавливается корпус подшипника. После совмещения отверстий для отвода воды на корпусе подшипника и водопомпе через отверстия ∅5,2 в корпусе подшипника (пользуясь им как кондуктором) в корпусе редуктора сверлятся четыре отверстия под резьбу М5 и нарезается эта резьба. Затем производится сборка верхней опоры с затяжкой всех винтов крепления и проверяется легкость вращения вала-шестерни. Вращение вала-шестерни без заеданий и заметных усилий свидетельствует о соосности собранной опоры с корпусом редуктора.
В этом положении корпус подшипника фиксируется относительно корпуса водопомпы с помощью двух штифтов, для чего через отверстия 03,8 на корпусе подшипника в водопомпе сверлятся два отверстия 04Аз на глубину 5 мм (до пластины из нержавеющей стали) и на клею БФ-2 устанавливаются штифты 4ГX10.
При окончательной сборке верхней опоры вала-шестерни в подшипник набивается смазка ЦИАТИМ-201, разъем между корпусами подшипника и водопомпы уплотняется прокладкой из паронита (рис. 6).
После сборки верхней опоры рабочая кромка верхнего сальника должна находиться на расстоянии 1,5—2 мы от кромки квадрата вала-шестерни.
Для обеспечения сборки редуктора с дейдвудом в последнем сверлятся четыре глухих отверстия ∅8—10 мм на глубину ~3 мм под головки винтов М5X45. Место сверления отверстий определяется при помощи пластилина. Перед установкой редуктора водяная напорная трубка подрезается по длине на 5—6 мм.
Корпус подшипника, изготовленный по рис. 4, подходит только для моторов «Вихрь-М», где водяная трубка расположена у торсионного вала. Корпус подшипника для моторов «Вихрь», у которых водяная трубка подводится к передней стенке дейдвуда, показан на рис. 5. При этом крепление и корпуса подшипника и корпуса водопомпы производится только винтами М5X45. В этом варианте показано центрирование корпуса подшипника на корпусе водопомпы по диаметру ∅57А3, при соответствующей доработке водопомпы. При таком центрировании достаточно водопомпу установить в гнездо корпуса редуктора, затем установить корпус подшипника и просверлить четыре отверстия под винты М5X45. Соосность в этом случае обеспечивается самой конструкцией деталей. Патрубок для отвода воды при таком исполнении корпуса подшипника должен запрессовываться в корпус водопомпы.
Работоспособность предлагаемой конструкции верхней опоры вала-шестерни проверена при эксплуатации трех моторов в течение года. Контрольная разборка верхней опоры после окончания сезона показала, что подшипники находятся в отличном состоянии.
Подшипник под помпой
Установить шарикоподшипник вместо медно-графитовой втулки заставила необходимость — люфт достигал 1 мм, а новую втулку достать не удалось. И тогда я решил заменить ее на подшипник № 202. Это не лучшее конструктивное решение; продиктовано оно лишь тем, что подшипник этот легкодоступен и продается в спортмагазинах. По внутреннему диаметру он больше вала шестерни на 1 мм, но пришлось остановиться на нем, так как подшипники с внутренним диаметром 14 мм слишком маломощные, а я стремился сделать этот узел с повышенной надежностью, пусть даже несколько более сложным.
Изготовление нужно начать с доработки вала-шестерни — на расстоянии 80 мм от верха шестерни вал обрезается. На конце нарезается резьба М14X2. Затем изготавливается насадка с квадратом и внутренней резьбой М14Х2. Перед сборкой насадку желательно закалить, а рабочую поверхность под сальник отхромировать.
Гнездо в корпусе редуктора для установки подшипника можно расточить простейшим приспособлением — валиком с резцом (цифинбором), вставленным в медно-графитовую втулку и подшипник вала шестерни. Глубина расточки только на половину высоты подшипника, так как более глубокой посадке препятствует чрезмерное утончение стенки редуктора. После расточки медно-графитовая втулка вынимается.
Крепление подшипника к редуктору производится специальной обоймой, верхняя сторона которой повторяет профиль гнезда помпы, а нижняя имеет гнездо под подшипник. Обойма притягивается к корпусу редуктора двумя винтами М5. По месту в обойме сверлится отверстие для подвода воды к помпе, причем выходное отверстие трубки в корпусе редуктора необходимо сместить на 5 мм от оси вала. Для этого в трубку забивается дюралевая пробка, со смещением на 5 мм накернивается центр, и сверлом ∅8 мм сверлится отверстие до выхода в водозаборную трубку.
Уплотните гребной вал
Многолетняя эксплуатация мотора «Вихрь» выявила некоторые недостатки его редуктора. Конструкция задней опоры гребного вала, по-моему, выполнена неудачно. Уплотнение вала производится одним сальником и резиновым кольцом. Произвести замену сальника или его пружины очень трудно, так как для этого необходимо выпрессовать из алюминиевого стакана бронзовую втулку. Частая же разборка опоры ведет к ослаблению прессовой посадки втулки в стакане. Предусмотренный заводом уплотнитель — резиновое кольцо — практически бесполезно; оно быстро изнашивается и никакого уплотнения не дает. Одним из недостатков опоры является также отсутствие подвода смазки к бронзовой втулке, что приводит к задирам вала и заклиниванию его во втулке.
Все эти недостатки можно устранить, если несколько изменить конструкцию опоры.
Видоизмененная опора состоит из стакана, втулки, двух сальников и крышки, закрывающей сальники.
Штатный алюминиевый стакан необходимо доработать, расточив внутреннее отверстие под второй сальник и посадочное место под крышку. Нужно также просверлить одно отверстие ∅4 для подвода смазки к втулке и два глухих отверстия ∅3,2 для штифтов фиксации крышки.
На бронзовой втулке по наружному диаметру протачивается канавка, совпадающая с отверстием ∅4 в стакане, и сверлятся два смазочных отверстия: ∅3 для смазки вала гребного винта и ∅2 для смазки торца шестерни, упирающейся в бронзовую втулку.
Крышка, закрывающая сальники, вытачивается из нержавеющей стали. От выпадания она удерживается двумя штифтами, запрессованными в корпус редуктора. Для подвода смазки в корпусе просверливается отверстие ∅3—4 под углом примерно 60°, совпадающее с отверстием стакана.
Преимущества такой реконструированной опоры, по сравнению с заводской, — это возможность замены сальников без выпрессовки втулки, более надежное уплотнение двумя сальниками и подвод смазки к поверхности трения гребного вала и втулки.