Цилиндро-поршневая группа подвесного мотора работает в, очень тяжелых условиях, что обусловлено особенностями самой конструкции двухтактного двигателя. Ведь цилиндр и поршень не только воспринимают давление рабочих газов, передаваемое шатуну и далее коленчатому валу, но и являются основными деталями газораспределения. В цилиндре прорезаны выпускные и продувочные окна, поршень также имеет вырезы и отверстия. Это значительно сокращает площади контакта поршня и его колец с зеркалом цилиндра, что приводит к увеличению удельных нагрузок. К тому же на все детали двухтактного двигателя (в том числе на зеркало цилиндра и поршневой палец) масло поступает уже разбавленное топливом и часто в недостаточном количестве. В силу этих причин цилиндро-поршневая группа двухтактного двигателя изнашивается значительно быстрее, чем четырехтактного, работающего на тех же числах оборотов.
При значительном износе основных деталей двигателя нарушаются нормальные рабочие процессы в камере сгорания и картере, ухудшается газораспределение.
Чтобы при этом сохранить мощность двигателя на номинальном уровне и избавиться от мучений при запуске, необходима замена цилиндров и поршней.
Когда же можно считать, что эти детали подвесного мотора (независимо от его марки) изношены и их пора заменять?
Если на зеркале цилиндра глубоких царапин и надиров нет (при их обнаружении цилиндр нужно заменять немедленно), но при замере диаметр в зоне контакта с поршневыми кольцами оказался больше номинального на 0,2 мм, цилиндр лучше заменить новым.
Конечно, расточив цилиндр на ремонтный размер и поставив только новые поршень и кольца соответствующих ремонтных размеров, можно было бы восстановить двигатель без замены таких дорогостоящих (да и дефицитных) деталей, как блок цилиндров или цилиндр. Но в настоящее время ни один из наших заводов — изготовителей подвесных моторов не выпускает ремонтных поршней и колец.
Если замеренный щупом зазор между юбкой поршня (при его положении в НМТ) и зеркалом цилиндра превышает 0,25 мм, пора заменять поршень.
Если значительно уменьшилась компрессия, зазор в замке поршневого кольца превышает 1,5—2 мм, а поршень в зоне установки стопоров почти по всей высоте имеет обильный нагар, поршневые кольца следует заменять. Для проверки зазора кольцо без перекоса вводится на 10—15 мм от верха цилиндра.
Правильную комплектовку новых деталей рассмотрим на примере подвесного мотора «Нептун».
Гильзы блока цилиндров этого мотора разбиты на три группы по диаметру с разницей размеров 0,02 мм (табл. 1) и имеют соответствующую цветовую маркировку. Цилиндры одного блока могут относиться к разным группам. Места замеров диаметра и нанесения маркировки — индекса группы показаны на рис. 1.
Поршни группируются и маркируются по трем показателям. По весу различают, шесть групп (табл. 2) с максимальной разницей между группами до 6 г. Буквенные индексы групп по весу наносятся на внутренней стороне днища поршня.
Наружная поверхность поршня имеет сложную образующую н обрабатывается по копиру с контролем диаметров D1, D2, D3, D4, и D5 на различной высоте от края юбки (рис. 2). Поршни разбиваются на три группы в зависимости от диаметра Ds с максимальной разницей этого размера между группами 0,02 мм (табл. 3). Диаметр D3 замеряется в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца. По диаметру отверстия в бобышках под палец поршни разбиты на две группы с максимальной разницей размеров 0,009 мм (табл. 4). Места нанесения цветовых индексов групп показаны на рис. 2.
Поршневые пальцы также получают (см. табл. 4) цветовой индекс (наносится с внутренней стороны пальца) в зависимости от диаметра.
Для правильного подбора деталей необходимо, чтобы цвет индекса диаметра поршня D3 совпадал с цветом индекса диаметра гильзы цилиндра; при этом поршни обоих цилиндров должны относиться к одной весовой группе, т. е. иметь одинаковые буквенные индексы веса. Такая комплектовка поршней и цилиндров по индексам табл. 1 и 3 обеспечивает нормальный зазор между цилиндром и юбкой поршня, равный 0,10—0,13 мм.
При подборе поршневого пальца к поршню также необходимо совпадение их цветовых индексов. Такая комплектовка обеспечивает зазор до 0,004 мм или натяг до 0,005 мм.
Зазор в замке кольца, вставленного в цилиндр без перекоса, должен быть не менее 0,2 мм. При меньшей величине зазора его необходимо увеличить, подпилив надфилем торцы кольца.