Двигатели имеют водяную термо-сифонную систему охлаждения с радиатором и вентилятором. Центробежный регулятор, связанный с дроссельной заслонкой карбюратора, при изменениях нагрузки поддерживает постоянное число оборотов коленчатого вала.
Система смазки практически безотказна: масляный насос поднимает масло из отстойника картера в корытце, обеспечивая постоянный уровень. Из корытца масло разбрасывается носком шатуна и смазывает все трущиеся детали двигателя. На шатунную шейку масло попадает через отверстия в шатуне.
Агрегатное магнето, снабженное автоматом опережения зажигания, обеспечивает хороший запуск и нормальную работу двигателя на всех режимах.
Широко применяются на малых судах и четыре модели (см. таблицу) двигателей серии «УД» (ульяновский двигатель), пришедшие на смену серии «Л»: одноцилиндровые «УД1» и «УД15» и двухцилиндровые «УД2» и «УД25», тоже четырехтактные, но с воздушным принудительным охлаждением от центробежного вентилятора на переднем конце коленчатого вала.
Двигатели «УД1» н «УД2» максимально унифицированы, а у «УД15» и «УД25», кроме того, основные изнашивающиеся детали одинаковы с двигателем автомобиля «Запорожец» — «ЗАЗ-966». Детали картеров и головок цилиндров двигателей «УД1» и «УД2» ранее делались из серого чугуна, а с прошлого года — из алюминиевых сплавов, как у двигателей «УД15» и «УД25».
Для запуска на всех этих двигателях имеются пусковые рычаги: на «УД1» н «УД2» — ручные, на «УД15» и «УД25» — ножные.
В двигателях «УД1» и «УД2» масло очищается с помощью сменного картонного фильтра, а в «УД15» и «УД25» — центрифугой в маховике.
Устанавливать двигатель на лодку нужно так, чтобы его было удобно осматривать и обслуживать. Для двигателей серии «УД» (с воздушным охлаждением) важно также обеспечить свободный вход и выход охлаждающего воздуха.
Двигатель «УД25» лучше установить на амортизаторы, прикрепленные к двум продольным стальным пластинам, а пластины поставить на два деревянных поперечных бруса, надежно закрепленных к днищу и килю лодки на болтах М10. Вибрация корпуса значительно уменьшится, а регулируя изгиб пластин, нетрудно придать двигателю требуемый наклон (желательно, чтобы он не превышал 12° к горизонту). Под пластины в месте крепления их к брусьям нужно положить прокладки из маслобензостойкой резины толщиной 5—10 мм.
На приводимых эскизах показаны детали крепления и амортизатор, рекомендуемые для «УД15» и «УД25», но применимые и на других двигателях. Впрочем, устанавливать двигатели «ЛЗ/2», «Л6/3», «УД1», «УД2» и «УД15» можно более жестко, применяя только смягчающие резиновые прокладки.
Гребной вал соединяется с коленчатым валом двигателя при помощи эластичной муфты. На двигателях серии «Л» два эластичных звена муфты соединяют пальцы маховика с пальцами полумуфты гребного вала. Для двигателей «УД» может быть применена более компактная и совершенная муфта, в которой эластичный элемент (резиновая промежуточная муфта) заполняет пространство между ребрами ведущей и ведомых полумуфт.
Полумуфта гребного вала должна насаживаться на вал свободно, от руки. Закрепляется она на валу штифтом, срезающимся в случае наезда гребным винтом па препятствие. Этот штифт должен быть слабее штифта на винте. Чтобы он не выпадал, на ступице полумуфты делается канавка, в которую ставится проволочное стальное кольцо.
Детали крепления двигателя, конечно, могут быть и иными. Следует, однако, помнить, что при любом эластичном соединении двигатель должен быть хорошо центрован с гребным валом, смещение оси которого относительно оси коленчатого вала не должно превышать 0,3 мм; непараллельность валов не должна превышать 0,5 мм па длине 100 мм.
Гребной вал диаметром 16—20 мм делается из конструкционной стали с последующей термической обработкой и антикоррозийным покрытием. Конец вала у гребного винта работает в резино-металлическом подшипнике Гудрича1, который устанавливается в дейдвудной трубе или кронштейне и крепится стопорным винтом.
На рисунке изображен гребной вал в сборе для двигателей «УД». Обычная муфта двигателей серии «Л», описанная выше, не может воспринимать осевую нагрузку от гребного винта, поэтому па гребном валу между сальником и муфтой необходимо ставить упорный подшипник. Подходящая конструкция упорного подшипника, смонтированного в корпусе сальника, приведена в десятом номере сборника (1967 г.) в статье о постройке лодки «Струйка».
Дейдвудная труба — стальная, с внутренним диаметром 25—30 мм. Стенки трубы не должны соприкасаться с гребным Валом.
Рекомендую установить самоподжимной сальник с пружинами, показанный на эскизе, который соединяется с дейдвудной трубой с помощью дюритового шланга, закрепляемого на сальнике и трубе стяжными хомутиками. Благодаря такому эластичному креплению можно обойтись без центровки сальника.
Вода для охлаждения двигателей «Л» подается напором струп от гребного винта по трубке в водяную рубашку цилиндров и выводится из головки цилиндров. Температура воды на выходе 60—70°С (при движении лодки с полной нагрузкой) достигается путем подбора сечения штуцера на выходе системы охлаждения.
Трубка подвода воды от гребного винта должна иметь внутренний диаметр 10—12 мм. Загнутый конец ее, направленный против хода лодки, располагается в зоне наибольшего давления, развиваемого работающим гребным винтом, примерно па расстоянии 1/3 длины лопасти от ее края в радиальном направлении.
Расстояние от среза трубки до лопасти винта в осевом направлении должно составлять 10—12 мм.
Воду, выбрасываемую из системы охлаждения, можно использовать для глушения шума выхлопа, присоединив отводящую трубку к выхлопной трубе.
При установке двигателей «Л» с замкнутой системой охлаждения и водо-воздушным радиатором можно обойтись без подвода забортной воды, что облегчит эксплуатацию лодки в морской или загрязненной воде.
Для улучшения работы двигателей «УД» советую обеспечить охлаждение масла в картере, поместив в него ниже уровня масла змеевик из медной трубки диаметром 8—12 мм. Один конец змеевика соедините с трубкой подвода воды от гребного винта, второй выведите за борт.
Для двигателей «Л6/3», «УД1» и «УД2» можно применить бензобак любой конструкции и емкости, но располагать его нужно обязательно выше поплавковой камеры карбюратора. Разность уровней бензина в бензобаке и карбюраторе должна быть не менее 150 мм. К двигателю «ЛЗ/2» придается свой бензобак.
Двигатели «УД15» и «УД23» имеют бензонасосы, поэтому бензобак можно установить в любом месте лодки или сделать переносным, снабдив его соединительным резиновым шлангом.
Желательно, чтобы выхлопная труба была по возможности короче. Ее внутренний диаметр не должен быть меньше диаметра выходного отверстия глушителя. Крепить трубу к глушителю или коллектору нужно эластично, во избежание поломок деталей двигателя. Для этого можно применить асбостальные шланги, выпускаемые нашей промышленностью. Конец трубы в месте прохода через обшивку изолируется асбестом и крепится к борту.
Винт следует подбирать так, чтобы при полной загрузке лодки число оборотов коленчатого пала двигателя соответствовало номиналу, приведенному в таблице. Двигатель должен работать на регуляторе при открытии дроссельной заслонки карбюратора в пределах 24—28°. Если двигатель работает при полном открытии дросселя или не развивает номинальных оборотов, значит установлен слишком тяжелым винт, который следует обрезать по наружному диаметру. Повышенные обороты коленчатого вала при малом угле открытия дроссельной заслонки говорят о слишком легком винте (мал шаг или диаметр).
Поддержание номинального числа оборотов особенно важно для двигателей с воздушным охлаждением. Если обороты будут ниже номинальных, двигатель перегревается. Во время работы двигателя на полном ходу рычаг ручного управления дроссельной заслонкой должен быть отведен до упора и не мешать работе регулятора.
Полезно предусмотреть простое устройство для отсоса воды из лодки. Трубка диаметром 10—20 мм пропускается сквозь днище лодки в корче параллельно килю и подводится по ходу к лопает гребного винта и зону разрежения. На внутреннем конце трубки имеется крап, при открытии которого во время движения вода вытекает из лодки.
Чтобы добиться безотказной работы системы питания, следите за чистотой масла и топлива и заливайте их через мелкую сетку. Регулярно меняйте масло; очищайте или заменяйте фильтрующие элементы: не допускайте загрязнения отстойника топлива и поплавковой камеры карбюратора.
При работе двигателей серии «УД» необходимо следить за давлением масла в системе смазки. При падении давления двигатель необходимо остановить. Прибор или указатель давления масла должен быть хорошо виден с места водителя.
Примечания
1. Способы изготовления самодельных подшипников описаны в №18 и №25 сборника.