Провал в ровной строчке выхлопа появляется и тогда, когда водитель сбавляет газ. Все это означает, что где-то на. средних оборотах в работе системы зажигания наступает перерыв, возникает «мертвая зона».
В чем причина появления этой «мертвой зоны»?
Величина индукционного тока в катушке магнето зависит от сопротивления и числа витков катушки, расстояния магнитов от центра вращения, магнитной проницаемости сердечника, интенсивности магнитного потока, зазора между полюсами сердечника катушки и магнита, а также оборотов двигателя.
Для магнето МЛ-10 перечисленные параметры практически постоянны, кроме числа оборотов двигателя, которое и определяет величину тока в катушке. На рис. 1 приведены кривые тока, соответствующие трем значениям оборотов маховика n1<n2<n3.
Угловой сдвиг кривых объясняется следующим обстоятельством. В процессе появления и роста тока в катушке создается собственное магнитное поле, накладывающееся па поле постоянного магнита и искажающее его. Это явление, по аналогии с электрическими машинами. можно назвать реакцией, в данном случае статорной части магнето. Результирующее магнитное поле вызывает, в зависимости от скорости вращения маховика, определенные изменения индукционного тока, проявляющиеся в смешении графика тока вправо относительно некоторого положения, которое существовало бы при отсутствии реакции.
Для системы зажигания подвесного мотора имеет значение смещение максимума тока. В магнето МЛ-10 кривые сдвигаются в направлении вращения коленчатого вала; величина сдвига зависит от величины тока в катушке и, следовательно, пропорциональна числу оборотов. Так как магнето работает в широком диапазоне оборотов, то сдвиг кривой может достигнуть по углу поворота слишком большой величины. К чему это приводит?
Пусть разрыв контактов прерывателей происходит в некоторой точке а1. Несмотря на рост амплитуды тока при увеличении числа оборотов, ток разрыва на кривых 2 и 3 уменьшается (точка а2 и a3). И если разрыв произойдет в точке b1 то может случиться, что величина тока разрыва па кривой 2 (точка b2) и вторичное напряжение окажутся недостаточными для пробоя искрового промежутка свечи. В этом случае при числе оборотов n2>n1 двигатель будет работать с перебоями. При дальнейшем повышении числа оборотов произойдет переход на нижнюю полуволну в точку b3, и двигатель вновь начнет работать нормально.
Таким образом, если рабочая точка (момент начала разрыва контактов прерывателя при определенном значении тока) выбрана неправильно, то при узкой кривой тока и резком изменении числа оборотов возможно появление вышеупомянутой «мертвой зоны».
Исходя из этого следует устанавливать момент разрыва контактов прерывателя правее точки a1 например, в точке c1. При этом незначительно падает ток разрыва при запуске, что требует более энергичных рывков стартера, зато повышенная тепловая мощность искры благоприятно влияет на сгорание рабочей смеси и исключает появление «мертвой зоны».
При регулировке системы зажигания следует поочередно снимать со свечей высоковольтные провода и проверять работу двигателя па каждом цилиндре, обращая внимание на длину и цвет искры. В нейтральном положении ручки реверса мотор может развивать достаточно высокие обороты и на одном цилиндре. Если в системе зажигания цилиндра имеется «мертвая зона», то на малых оборотах искра будет достаточно длинной, в виде непрерывного, постоянно танцующего тонкого синего жгутика, срывающегося с самого конца проводника. С ростом оборотов размер пробиваемого промежутка уменьшается, и наступает момент, когда искра исчезает. Позже она появляется вновь, но уже совершенно иная: красноватого цвета, «косматая» и расплывчатая.
Если не принимать во внимание реакцию катушки, то. разрыв контактов (точка a1) во время запуска должен происходить в тот момент, когда ось сердечника катушки о-с совпадает с осью симметрии магнитов б-б, залитых в маховик (рис. 2).
С учетом реакции точка а1 смещается вправо по ходу вращения на некоторый угол α, что соответствует положению, показанному на рис. 3.
Задача состоит в том, чтобы определить оптимальный угол на конкретном моторе и установить момент размыкания контактов в точке c1. Процесс правильного выбора момента размыкания контактов называется установкой абриса.
Можно снять характеристику зависимости длины искры от величины угла а при постоянных оборотах, например, при запуске, и на этой кривой выбрать точку, обеспечивающую работоспособность двигателя на всех режимах.
Поскольку измерение углов связано с определенными трудностями, можно с помощью .пшенки или штангенциркуля замерить с точностью до 0.5 мм хорду «дб», однозначно определяющую угол α.
Предварительно на внешнюю цилиндрическую поверхность маховика нужно нанести риску, проходящую вертикально посередине между полюсами магнита, как показано на рис, 4, а на основании магнето точно по центру среднего стержня сердечника катушки нанести другую риску так, чтобы в собранном магнето обе риски были хорошо видны. Момент размыкания контактов зафиксируйте с помощью простейшего пробника из лампочки и батарейки, отсоединив катушку зажигания от конденсатора (рис. 5). Чтобы легче проворачивался коленчатый вал, удалите свечи из цилиндров. Смонтировав пробник, установите его па место и проверните маховик. В момент размыкания контактов, когда лампочка погаснет, замерьте величину «дб» между рисками. Цифровое значение занесите в таблицу. Ниже приведена таблица с данными измерений при регулировке зажигания мотора «Москва».
Присоединив провод от катушки зажигания к конденсатору, замерьте наибольшую длину пробиваемого искрового промежутка, для чего закрепите провод высокого напряжения на некотором расстоянии от массы и резко прокрутите маховик. Меняя искровой промежуток, найдите наибольшую длину искры, измерьте ее по возможности точнее штангенциркулем и занесите в таблицу числовое значение (при проворачивании маховика вручную обороты близки к оборотам запуска, т. е. порядка 300—400 об/мии).
Обратите внимание на цвет искры, чтобы выяснить, на каком участке происходит проверка; на участке вблизи точки a1 (рис. 1) цвет будет синим, если же разрыв происходит в районах точек g или g1, искра имеет красноватый цвет.
Для получения остальных значений «дб» и l необходимо распилить паз кулачка на 0,5—0,6 мм в обе стороны. Вкладывайте в паз тонкие пластинки, тем самым смещая момент разрыва контактов, и каждый раз замеряйте хорду «дб» и l. Чтобы получить четкую картину, требуется снять не менее 7—8 точек на рабочем участке. При этом не исключается возможность попадания на нижние полуволны индукционного тока.
Нанесите в произвольном масштабе все точки по данным таблицы и соедините их плавной кривой, которую можно назвать внешней характеристикой магнето (рис. 6). По внешней характеристике довольно точно определяется максимальная длина искры. Теперь можно установить рабочий участок с длиной искры не менее 3.5 мм. На рис. 6 этот участок составляет примерно 3 мм — половину расстояния между точками e и f. Этой величине на поверхности кулачка соответствует дуга 0.6 мм, внутри которой и должна находиться точка размыкания контактов.
По окончании регулировки жестко зафиксируйте кулачок в выбранном положении и проверьте длину искры на свече второго цилиндра. В силу симметрии узлов и детален магнето его рабочая точка должна установиться автоматически. Но не исключается и незначительное отклонение вследствие технологических допусков, неравномерности приработки и неравенства зазоров в прерывателях.
Для лучшей работы системы желательно проверить симметричность момента ценообразования относительно верхней мертвой точки в обоих цилиндрах. Для этого в каждом цилиндре нужно измерить расстояние от верхнего среза головки блока до головки поршня в момент разрыва контактов. Указанные расстояния должны быть равными в обоих цилиндрах при любом положении речки румпеля, особенно на максимальных оборотах. т. е. па наиболее вероятном режиме эксплуатации. естественная разница между ними указывает на асимметрию магнето и приводит к падению мощности.
Все сказанное относится в полной мере к системам зажигания всех остальных двухтактных двигателей отечественного производства с магнето маковичного типа. На моторах «Вихрь», «Москва-25», «Ветерок», «Нептун» имеется возможность тем или иным способом смещать рабочую точку, снимать внешнюю характеристику и устанавливать абрис.
Способ проверки симметричности подачи искры в обоих цилиндрах также распространяется на все двигатели.
Так как метод снятия внешней характеристики весьма трудоемок, можно установить абрис упрощенно, без построения характеристики: смещая кулачок, найти место наибольшей длины искры и произвести регулировку способом, описанным в статье Н. С. Яковчука в десятом номере сборника.
Незначительного смещения момента размыкания контактов можно добиться и изменением величины контактного зазора.
Литература
- 1. Б. Базякин, Абрис устанавливают так, «За рулем», № 5, 1969.
- 2. В. А. Балагуров, Аппараты зажигания, изд. «Машиностроение», 1968.
- 3. Ю. М. Галкин. Электрооборудование автомобилей и тракторов, изд. «.Машиностроение», 1968.
- 4. С. А. Аваев, А. П. Крылов, Б. М. Озеровский, Общая электротехника, изд. «Госэнергоиздат», 1959.