При постройке под водомет четырехметровой мотолодки «МК-29» мне пришлось увеличить до 620 мм расстояние между транцем и шп. 6, чтобы разместить здесь водозаборник.
Катер выполнен клепаным из дуралюмина. Двигатель — подвесной мотор «Москва». Конструкция установки позволяет быстро демонтировать двигатель, что дает возможность оставлять лодку на неохраняемой стоянке.
Водозаборник я сделал литой из алюминия, в основном по чертежам, опубликованным во втором выпуске сборника за 1964 г., только прилив, где выходит гребной вал, увеличил для установки роликоподшипника, воспринимающего упор. Изготовление водозаборника является наиболее трудоемкой операцией, поэтому, пользуясь случаем, могу поделиться и таким опытом: один сезон на моей лодке стоял водозаборник из стеклоцемента. Цемент был использован глиноземистый марки «500», арматурой служило стекловолокно и частично металлическая сетка (у корпуса подшипников и у фланца, где вращается ротор). Этот водозаборник прослужил хорошо целый сезон и был снят только потому, что удалось отлить алюминиевый, который, конечно, и легче и прочнее. Толщина стенок стеклоцементного водозаборника составляла 6—7 мм.
Сопло с толщиной стенок 4—5 мм выточил из дуралюмина. Четырехлопастной ротор правого вращения сварил из нержавеющей стали (шаг 130 мм, диаметр 180 мм).
Гребной вал опирается одним концом на резинометаллический подшипник, а другим на два конических упорных подшипника, между которыми имеется распорное кольцо. Подшипники запрессованы в корпус, который со скользящей посадкой вставляется в прилив водозаборника и поджимается крышкой с сальником.
Посадочные отверстия в дуралюминовом корпусе редуктора расточил на обычном токарном станке в четырехкулачковом патроне. Шестерни использовал от мотора «Стрела» (можно и от «Ветерка»), Корпус редуктора крепится к плите, к которой примыкает поддон двигателя.
Двигатель крепится четырьмя болтами М8, для которых в обеих плитах (поддона и редуктора) имеются проушины. Болты вставляются сбоку. Чтобы двигатель фиксировался всегда в одном положении, предусмотрены две фиксирующие шпильки. Между плитами имеется прокладка из паронита толщиной 3—4 мм.
Охлаждается двигатель забортной водой, поступающей под напором из сопла водомета.
Двигатель соединен с редуктором посредством переходной муфты с четырехгранным отверстием для хвостовика вала-шестерни. На другом конце муфты нарезаны шлицы для соединения с коленчатым валом. Передача вращения с вала редуктора на гребной вал осуществляется посредством эластичной соединительной муфты. Резиновый диск обеспечивает правильную центровку валов и более плавное включение двигателя.
Подмоторная рама из двух дуралюминовых уголков 30X40 крепится одним концом к транцу, а другим к шп. 6.
Выхлопная труба сделана из куска резинового шланга от растворонасоса. На выходном конце трубы закреплен укороченный глушитель от мотоцикла.
Катер хорошо слушается руля (размеры пера 100X160 мм), разворачивается чуть ли не на месте. Правда, отсутствует реверс, но на небольшом корпусе этот недостаток не слишком ощутим.
С тремя человеками катер легко выходит на глиссирование, развивая скорость 18—20 км/час.
Разумеется, над этой установкой нужно еще поработать. Например, следует устроить дистанционное управление, предусмотреть охлаждение редуктора, понизить шумность, вибрацию, упростить конструкцию редуктора и т. п.