Технические характеристики двигателя «Луч-18 (индекс 2Д 6,75/6,9-20)
Диаметр цилиндров, мм | 67,5 |
ход поршня, мм | 69 |
максимальная мощность, л. с. | 18 |
число оборотов коленчатого вала, об/мин | 3700 |
средний часовой расход топлива, кг/час | 6 |
марка топлива и масла | бензин Л-72 в смеси с маслом АКЗп-10 в соотношении 20:1 |
охлаждение | забортной водой |
зажигание | от двухискрового агрегатного магнето М48Б2 |
запуск | ножной педалью |
Водометный движитель: | |
диаметр ротора, мм | 179 |
шаг, мм | 150 |
число лопастей | 4 |
число спрямляющих лопаток | 6 |
диаметр сопла на выходе, мм | 130 |
упор на швартовах, кг: | |
на переднем ходу | 145 |
На заднем ходу | 30 |
Габаритные размеры двигателя с водометом: | 1508Х330Х456 |
Вес двигателя с водометным движителем (без глушителя и бензобака) | 55 кг |
«Луч-18» по внешнему виду незначительно отличается от своего предшественника «СМ-500В». но имеет существенные конструктивные изменения. Средней опорой цельного штампованного коленчатого вала является игольчатый подшипник, который по .своим размерам унифицирован с шатунными подшипниками. В каждый подшипник вставляется 24 иглы диаметром 2,5 мм с сепаратором, Кривошипная камера одного цилиндра отделяется от другого лабиринтным уплотнением. Впуск свежей рабочей смеси в картер происходит через каналы. выполненные в. чугунной средней опоре коленчатого вала. Управление же впуском смеси осуществляется вращающимися дисковыми золотниками. Шариковые подшипники коленчатого вала с одной стороны запрессовываются в чугунное кольцо, заливаемое в картер двигателя, с другой — в проставку, выполненную из высокопрочного алюминиевого сплава. Это обеспечивает надежное фиксирование подшипников в своих гнездах. Улучшены условия смазки шатунных подшипников.
Повышение мощности двигателя связано с увеличением температурной напряженности ряда его деталей, особенно поршня, цилиндров, головок цилиндров, свечей зажигания. Это компенсируется новой конструкцией водозаборного штуцера, позволяющей увеличить количество воды, подаваемой на охлаждение на всех режимах работы двигателя. Кроме того, увеличен объем рубашки охлаждения.
Для снижения температуры поршня, устранения образования подушки горячих газов под его днищем и улучшения смазки втулки верхней головки шатуна весь поток свежей рабочей смеси, поступающей в цилиндр, проходит через поршень. Это также способствует снижению температуры в картере и увеличению степени наполнения его рабочей смесью.
Поршни в новом двигателе выполнены из высоко-кремнистого поршневого сплава, имеющего небольшой коэффициент температурного расширения. Для зажигания рабочей смеси в цилиндрах применены свечи марки А7.5 УС.
По желанию потребителей введена разъемная водяная рубашка, что дает возможность быстро очистить зарубашечное пространство от песка и ила при эксплуатации двигателя в загрязненных водах или на мелководье, а также обеспечивает лучший доступ к цилиндрам двигателя для осмотра н ремонта. Разработан охлаждаемый глушитель, представленный па схеме. Вода от двигателя, поступающая в пространство, образуемое патрубком глушителя и внешним кожухом, разделяется на два потока. Часть воды через два отверстия поступает внутрь глушителя и выбрасывается вместе с выхлопными газами за корму лодки. Другая часть, охладив патрубок глушителя, выводится за борт. Глушитель охлаждается, снижается шум выхлопных газов и предотвращаются потерн мощности.
Более падежным стало соединение ведущего диска с маховиком двигателя. Крутящий момент от двигателя передается через резиновые амортизаторы, насаживаемые на пальцы маховика и вставляемые во втулки ведущих дисков. Такое соединение компенсирует как колебания передаваемого момента, так и возможную несоосность валов.
Для работы на лодке двигатель спаривается с водометным движителем. Новый движитель с незначительными изменениями унифицирован с движителем от двигателя «СМ-500В». В новом варианте движителя устанавливается рабочее колесо с шагом 150 мм. Поставлена усовершенствованная защитная решетка.
Скорость «Казанки» под новым двигателем с одним человеком на борту (общая нагрузка Д = 220 кг) составила 34 км/час, с двумя (Д = 370 кг) — 32 км час. с тремя (Д = 450 кг) — 28 км/час и с четырьмя (Д = 520 кг) — 24 км/час.