При конверсии мотоциклетного двигателя «М-72» встали две основные проблемы: устройство водяного охлаждения и силовой передачи от двигателя на винт.
Прежде всего я сварил «рубашки» для цилиндров.
Для этого убрал все ребра воздушного охлаждения, кроме первого и последнего. К этим ребрам латунью приварил кожух. Особую трудность для герметичной сварки представляет место у отверстия для карбюратора и выхлопного отверстия. В верхней и нижней части цилиндра вварил два штуцера для шлангов подачи воды (рис. 1 а).
В головке цилиндров в углублениях под болты вставил и заварил втулки с внутренним отверстием под эти болты. По периметру головка обварена так, что в ней имеется водяная полость, которая доходит до свечи. В верхней части водяной полости в сторону выхлопного отверстия и в нижней части вставил штуцеры для шлангов (рис. 16). Соответственно удлинил болты крепления головки.
В поддоне сделал двойное дно и пропустил через него змеевик для лучшего охлаждения масла (рис. 1в).
Выхлопные трубы заменил коллектором с кожухом (рис. 1 г). После монтажа двигателя в моторном отсеке схема охлаждения выглядела так (рис. 2). Забортная вода насосом 2 через забортник 1 подается в распределитель 3, из которого идет в рубашку коллектора 4.
Подогретая здесь вода подается затем в полость головок цилиндров 5 и рубашки цилиндров 6, а оттуда через термостат 7 — на выход.
Другой поток воды из распределителя 3 попадает через штуцер в поддон 8 и, охлаждая масло, выходит в водяную полость 9, сделанную на месте механизма ножного переключения скоростей. Дальше вода идет в водяную полость 10, сделанную на месте воздушного фильтра, а оттуда в водяную полость 11 на крышке ручного переключения скоростей, затем в корпус кулачковой передачи 12, охладив его, попадает в верхний редуктор откидной угловой колонки 13 и выходит за борт.
Змеевик 14 для охлаждения генератора прижимается к генератору по образующим цилиндра специальным кожухом, подвод воды к которому виден на схеме. Для полного заполнения всех водяных полостей, как правило, входной штуцер находится ниже выходного.
Такая схема охлаждения, хотя и не лишенная недостатков, обеспечивает благодаря термостатам при работе двигателя постоянную (70÷80° С) температуру головки и самого цилиндра работающего двигателя, одновременно максимально охлаждая другие механизмы, температура которых повышается из-за высоких оборотов.
Вся установка ском5танована в моторном отсеке (рис. 3). Двигатель нужно поставить на амортизаторах и закрепить за верх, как на мотоцикле.
Вращение двигателя от коробки скоростей 3 через двойной шарнир Гука 4 и корпус кулачковой передачи 5 передается на откидную угловую колонку 6, подвешенную на кронштейн. Шарнир 4 должен допускать излом как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости; лучше всего применить автомобильный кардан.
Откидная угловая колонка 6 и корпус кулачковой передачи 5 — собственной конструкции, при изготовлении которых за основу была принята усовершенствованная колонка Ю. С. Левина (№8, 1966 г.) без ВРШ. На валу кулачковой передачи расположен шкив, от которого ременной передачей 7 вращается водяной насос 8. Шкив этого насоса имеет эксцентрик, который толкает привод бензонасоса (от автомобиля «Москвич» или ГАЗ-51), крепящегося на корпусе водяного насоса. Конец ведущего валика этого насоса вращает также датчик тахометра 10. Принудительная подача бензина дает возможность удобно разместить бензобак 11.
Один, на мой взгляд небольшой, недостаток такого привода насосов — нельзя долго стоять на месте с работающим двигателем.
Для прогрева двигателя я поднимаю угловую колонку, даю газ, выжимаю сцепление и при помощи тяги 12 включаю скорость. Используется III скорость коробки передач (на IV скорости двигатель работает с большой перегрузкой) и редукция оборотов 1:1,4 в угловой колонке с применением винта от мотора «Вихрь», что дает возможность на моем катере развивать скорость 30÷35 км/час («М-72» — 22 л. с., 4600—4800 об/мин).
Надежный и экономичный двигатель «М-72» (расход бензина 9÷10 л. в час) позволяет установить на катере и систему освещения.