Когда мы приступили к оснащению наших байдарок «Ладога» парусно-моторным вооружением, то выяснилось, что отечественных бортовых моторов в продаже нет, а импортные тяжелы и стоят довольно дорого (немецкий бортовой мотор «Тюмлер» весит в комплекте около 14 кг и стоит 115 руб.). Мы решили переоборудовать велосипедный двигатель «Д-5» мощностью 1,2 л. с. при 4500 об/мин со встроенным редуктором с передаточным отношением 1:4,1, расходом топлива около 300 г/л. с. час и весом около 7 кг, укомплектованный ручкой газа и бензобаком.
Чтобы превратить двигатель «Д-5» в бортовой мотор, необходимо сделать дейдвудную трубу, гребной вал, гребной винт, рубашку водяного охлаждения с водозаборной трубкой, подвеску и шкив ручного стартера.
Дейдвудная стальная труба 20X1 верхним концом была напрессована на конусный переходник с фланцем, которым труба с помощью винтов М5 крепится к корпусу редуктора двигателя. В нижний конец трубы запрессована текстолитовая втулка, служащая подшипником гребного вала.
Гребной вал сделан из стальной трубки 10x1, на которую напрессован и приварен наконечник для соединения с валом двигателя. Применять в этом соединении нужно латунный или дюралевый штифт диаметром 3 мм. Штифт при ударе винта о камень или любой другой предмет срезается и легко может быть заменен другим, но вал и винт останутся целыми.
Гребной винт сварной конструкции состоит из ступицы с пазом в торце для штифта и двух лопастей. Винт может быть изготовлен из стали 20 или алюминиевого сплава АМг5. Диаметр гребного винта 180 мм, шаг — 224 мм, дисковое отношение — 0,30, наибольшая толщина лопастей — 3 мм. Указанные характеристики гребного винта откорректированы по результатам походов 1966—1967 гг. и обеспечивают байдарке типа «Ладога» с нагрузкой более 200 кг скорость около 11 км/час. При этом необходимо отметить, что при движении на полной скорости обшивка не выдерживает напора воды, которая просачивается внутрь корпуса. Поэтому можно считать, что на байдарках с такой обшивкой большей скорости добиваться нет смысла, и двигатель мощностью 1,1—1,2 л. с., по-видимому, является оптимальным.
Рубашка водяного охлаждения выточена из алюминиевого сплава в виде перевернутого стакана с массивным дном. Ребра воздушного охлаждения цилиндра были обточены до 0 78,0 мм и засверлены под четыре стяжные шпильки диаметром 6 мм.
На верхнее и седьмое ребро (считая сверху) установлены уплотнительные резиновые прокладки. К дейдвуду прикреплена дюралевая водозаборная трубка ∅ 6x1. Одним концом она подведена к нагнетающей стороне лопастей; другой конец при помощи дюрита соединен со штуцером, вваренным в рубашку охлаждения двигателя. Вода из рубашки сливается через выходной штуцер с обрезком дюрита или, для уменьшения шумности, через выхлопную трубу.
Подвеска двигателя состоит из двух кронштейнов, установленных на фальшборте байдарки, средника разборного весла, рукоятки газа с фиксатором и вилки, к которой крепится двигатель. Во избежание перекосов сварку вилки желательно производить непосредственно на двигателе, закрепив детали на своих местах.
Подвеску мы собирали в следующем порядке: установив кронштейны на 4-е и 5-е (считая от кормы) отверстия фальшборта и просунув в кронштейны средник, надели рукоятку газа на вилку с закрепленным двигателем и все вместе насадили на средник до щелчка фиксатора замка (заимствованного от лопастей весел).
Для установки маховика ручного стартера пришлось снять рычаг сцепления, вытащить отжимной палец с шариком и снять с конуса ведущую звездочку. Вместо звездочки на конус поставили маховик на той же шпонке и подтянули его гайкой при помощи торцового ключа, имеющегося в комплекте инструментов.
В течение двух сезонов наши двигатели проработали 110 часов в довольно трудных условиях и ни разу не отказывали. Показателен такой случай: однажды на стоянке в течение трех суток двигатель лежал под проливным дождем (магнето вниз). Когда его снова поставили на байдарку, он завелся с третьего рывка.
Несколько слов в адрес завода-изготовителя: двигатели хорошие, надежные, но регулировка не выдерживает никакой критики. Мы осмотрели пять двигателей, купленных любителями-байдарочниками для переоборудования в бортовые моторы, и на всех зажигание было установлено неправильно.
Хорошо бы увеличить моторесурс двигателя. Завод гарантирует его работу в течение 250 часов, но этого достаточно только на четыре сезона. Правда, ремонт может продлить жизнь двигателя еще на два сезона, но здесь возникает проблема с запчастями, которые имеются в продаже далеко не везде.