По отечественной и международной спортивной классификации мотор относится к классу В — до 350 см3. Благодаря хорошей обтекаемости подводной части, прогрессивной системе продувки, малому объему картера и раздельным, горизонтально расположенным, цилиндрам со свободным доступом к продувочным каналам и окнам «Привет» представляет большие возможности для форсировки и может быть использован на гоночных мотолодках класса BU.
Основные данные мотора «Привет»
Тип мотора | двухтактный, карбюраторный, бензиновый |
Схема продувки | кривошипно-камерная возвратно-петлевая трехканальная с дисковым золотниковым газораспределением |
Число цилиндров | 2 |
Диаметр цилиндра X ход поршня, мм | 61,75X58 |
Рабочий объем, см3 | 346 |
Мощность, л. с.; | |
проектная | 22 |
максимальная | 26 |
Максимальное число оборотов в мин | 5000 |
Зажигание | от маховичного магнето, с оптимальным углом опережения 30° |
Карбюратор | мотоциклетного типа |
Охлаждение | водяное, принудительное |
Степень сжатия (геометрическая) | 9—9,5 |
Тяга на швартовах (при 2770 об/мин), кг | 120е |
Фазы газораспределения (в градусах): | |
выпуск | 142 |
продувка | 110 |
Передаточное отношение редуктора | 1:20 |
Удельный расход топлива (при мощности 25 л. с.), г.л. с. час | 335 |
Запуск | ручной стартер с нижним расположением рукоятки |
Топливо | автомобильный бензин А-66 или А-72 в смеси с автолом 10 в пропорции 20: 1 |
Сухой вес, кг | 37,5 |
Габариты (с откинутым румпелем), мм | 1040X340X560 |
Сменные цилиндры и головки из алюминиевого сплава выполнены раздельно. В цилиндры запрессованы чугунные гильзы, но на заводе ставятся Опыты по применению без-гильзовых цилиндров, что позволит существенно снизить вес и улучшит условия охлаждения. Шатуны стальные, штампованные; коленчатый вал составной, работающий на шариковых и роликовых подшипниках. Поршень из алюминиевого сплава снабжен двумя стальными компрессионными кольцами. Картер двигателя, выхлопной коллектор, подмоторная плита, дейдвуд и редуктор также сделаны из алюминиевого сплава. В двух представленных образцах моторов отливки были произведены в землю. При массовом производстве предусмотрены кокильное литье и прессформы, что позволит уменьшить вес мотора и улучшить его внешний вид.
В системе охлаждения вместо обычно применяемых насосов с резиновой крыльчаткой в дейдвуде поставлен бесконтактный вихревой насос с жестким пластмассовым ротором. Таким образом, «Привет» можно заводить (конечно, на короткое время), не опуская дейдвуд в воду, без риска повредить крыльчатку насоса.
Стандартный топливный бак емкостью 20 литров обеспечивает примерно 2,5 часа работы при полном открытии дросселя карбюратора. К сожалению, бак не имеет указателя уровня топлива. Несмотря на достаточно высокую степень сжатия, явлений детонации не наблюдалось даже при продолжительной работе мотора на максимальном режиме.
Отбор электроэнергии напряжением 6 в производится в первичных обмотках катушек зажигания. Катушки высокого напряжения выполнены невыносными, что, конечно, является существенным минусом. Штепсельный разъем выведен на поддон. Применена схема освещения А. Баринова и Ю. Белова, описанная в седьмом выпуске «Катеров и яхт». Снимаемая максимальная мощность (порядка 8 вт) представляется недостаточной.
Опережение зажигания сблокировано с рукояткой регулировки степени открытия дроссельной заслонки карбюратора. На торце рукоятки румпеля имеется кнопка остановки, замыкающая первичную обмотку катушки зажигания, а также общий тумблер, выключающий всю электросистему. Следует сказать, что в моторах повышенной мощности, которые позволяют установить дистанционное управление, электростартер является весьма желательным. Такой стартер мог бы поставляться отдельно, как в случае «Вихря-30» и «Москвы-25». Наличие зубчатого венца маховика, посредством которого осуществляется нижний запуск, значительно облегчает применение электростартера. Как все моторы данного класса, «Привет» имеет «полный» реверс — возможность переключения на ход вперед, назад и холостой, однако управление реверсом вынесено на переднюю панель и осуществляется поворотом специальной рукоятки, как показано на рисунке. Такое конструктивное решение этого узла мотора позволяет сравнительно легко осуществить механическую блокировку (невозможность включения реверса при полном газе), которой на опытных моделях мотора не имеется.
Подвеска мотора имеет резиновые амортизаторы и выполнена, в отличие от обычно применяемой ломкой силуминовой, кованой стальной. Она имеет запорное устройство, препятствующее откидыванию мотора при включенном реверсе, а также приспособление для удержания мотора в двух откинутых положениях. Однако автоматический (обычно ртутный) выключатель зажигания, препятствующий возможности разноса двигателя при недопустимо высоких оборотах винта, развивающихся при отбросе дейдвуда в случае наезда на препятствие, не предусмотрен. К сожалению, этот сравнительно простой по устройству выключатель отсутствует на всех наших моторах, даже на сравнительно мощных.
Винт с запресованным резиновым амортизатором крепится посредством штифта, который срезается при ударе лопасти о подводные препятствия. К мотору прилагаются три винта из алюминиевого сплава: туристский, грузовой и скоростной (DxH=240X291, 250X285 и 218Х316). Это дает возможность подобрать оптимальные условия эксплуатации в зависимости от нагрузки и типа лодки.
«Привет» рассчитан для применения на лодках с высотой транца от 360 до 440 мм. Испытания мотора на стандартной «Казанке» на мерной дистанции в 1 км дали следующие результаты. Скорость с одним человеком на борту равняется 44.1 км/час, с двумя — 42,1 км/час, с тремя — 40,4 км/час, с четырьмя — 39.1 км/час и с пятью — 37,7 км/час.
После окончания стендовых и ходовых испытаний один мотор, наработавший к тому времени 506 часов (т. е. больше гарантированного моторесурса — 500 часов), был разобран и подвергнут тщательному обмеру для определения износа рабочих деталей. Оказалось, что в целом мотор вполне пригоден для дальнейшей эксплуатации.
К мотору будет прилагаться комплект инструмента, достаточный для полной его разборки. Инструмент помещен не в обычной неудобной намокающей брезентовой сумке, а в специальном стальном запирающемся ящике с ручкой для переноски.