Шлюзы остались за кормой. Впереди открылось Куйбышевское море. Нет, безбрежным его не назовешь, — Жигулевские горы скрадывают расстояние. Но действительную ширину водохранилища начинаешь представлять, когда после часа хода с 40-километровой скоростью становится ясно, что берег, к которому мы направляемся, почти не приблизился. А над горизонтом стремительно разрастается темное облако, и уже трудно сказать, успеют ли наши катера заскочить в устье Усы раньше чем их накроет шквал.
Обстановка меняется мгновенно. Словно с гладкого шоссе мы на полном ходу съезжаем на немощеную проселочную дорогу. Лодка прыгает по крутым ухабам волн, секунды невесомости "перемежаются толчками, от которых лязгают зубы, но водители не Сбрасывают газ. Мы только меняем немного курс, чтобы кратчайшим путем дойти до бухты Жигулевской. У отвесного берега свирепствует прибой, не дай бог потерпеть здесь аварию!
Перед входом в бухту командорский катер уменьшает скорость, — ждем, когда подтянутся остальные, — и вот уже все вместе заползаем в ее узкую горловину, за которой ветер и волны над нами не властны.
Первым чувством, испытанным на твердой земле, была благодарность моторам, так просто, без капризов, выполнивших свою работу. «Внхри-30» — первые отечественные подвесные моторы мощностью 30 л. с., установленные на наших «Прогрессах», — отлично выдержали начало своих ходовых испытаний.
Командор испытательного пробега, он же начальник СКВ Куйбышевского моторостроительного завода имени Фрунзе и главный конструктор «Вихрей» Павел Андреевич Сидоров подводит первые итоги. За 2 часа 20 минут ходового времени от Куйбышева пройдено около 80 км. Средняя скорость более 30 км/час. Расход бензина — один бак. Неплохо!
Впервые о новом «Вихре» мы узнали месяца три-четыре назад. На встрече представителей моторостроительных заводов с участниками соревнований на приз нашего сборника в Бирштонасе о нем рассказывал П. А. Сидоров. Честно говоря, сведения, которые он сообщил тогда, вызывали некоторые сомнения. Возможность выпуска 30-сильных моторов на базе существующих 20-сильных выглядела не очень реальной. Но вот в начале сентября в редакцию пришло сообщение: «Внхрь-30» подготовлен к ходовым испытаниям. Девятого сентябри выходим в опытный пробег. Выезжайте...».
Прежде чем показывать новый «Вихрь», главный конструктор пригласил посмотреть, как делают серийные. Мы прошли по всей производственной линии. начиная от механического цеха и до испытательного стенда, где каждый мотор проходит 40-минутную обкатку в ванне. По ходу дела Павел Андреевич давал пояснения.
— Завод выпускает сейчас 38000 моторов в год. Обработка деталей практически полностью производится на многошпиндельных агрегатных станках, каждый из которых заменяет до 10 обычных, что позволило не только снизить трудоемкость, но и повысить качество работы. Об этом прежде всего свидетельствует значительное сокращение числа поступающих рекламаций. Можно привести и более объективное доказательство: результаты испытаний на тормозной установке, которые проходит каждый сотый мотор. По паспорту нашему «Вихрю» полагается иметь мощность 20±1,5 л. с. Два года назад подавляющее большинство моторов имело 17 л. с. А вот запись за последний месяц: из 32 испытанных «Вихрей» 12 показали мощность более 20 л. с. и только 8—от 18,5 до 19,5 л. с. Конечно, это — результат совершенствования не только технологии и организации производства, но и конструкции самого мотора. Этим наше СКБ занимается постоянно.
Лаборатория конструкторского бюро, в которой закончилось наше путешествие по заводу, занимает просторное, но еще не очень обжитое помещение.
— Оборудование еще продолжает поступать, — пояснил П. А. Сидоров. — В этих ящиках, например, новый осциллографический стенд, с помощью которого можно замерять давление в камерах сгорания работающего двигателя. Он только что получен из Венгрии. В ближайшее время будет пущена в действие новая установка по замеру мощности двигателей. Однако уже сейчас у нас в лаборатории есть все необходимое для того, чтобы полностью изготовить новый мотор. Здесь и были сделаны первые 30-сильные «Вихри». Например, вот этот.
Мотор, о котором шла речь, внешне абсолютно ничем не отличался от обычного «Вихря». Оказалось, конструкторы сумели вписать новый 30-сильный двигатель в серийную модель, не тронув ни одной из её остальных деталей. Новое можно было обнаружить, лишь заглянув под кожух мотора. Вместо двух раздельных чугунных цилиндров новый двигатель «Вихря-30» имеет единый блок из легкого сплава.
При серийном производстве это позволит упростить изготовление мотора, повысить точность сборки. Габариты двигателя остались те же, но диаметр цилиндров удалось увеличить с 62 до 70 мм. благодаря чему рабочий объем повысился с 420 до 498 см3. Кроме того, удалось сбросить почти 3 кг веса. Ровно столько, сколько понадобилось, чтобы установить электростартер, которого не было на старых «Вихрях».
Итак, новый мотор оказался даже не тяжелее старого. Все, о чем говорилось в Бирштонасе, было выполнено конструкторами с педантичной точностью. И вот позади два года напряженной работы, десятки часов стендовых испытаний, сотни замеров. Пришла пора испытать мотор на ходу...
На второй день плавания шторм заставил искать укрытие уже через час после выхода в море. В сопровождении милицейского катера, водитель которого не очень доверял мореходным качествам наших лодок, мы добрались до бухты у деревни Климовка, где и решено было встать на ночь. До Ульяновска оставалось 120 километров. Стихший к вечеру ветер вселил в нас надежду пройти этот путь одним броском, однако с утра море вновь покрылось барашками. Вновь зубовная тряска. У берега, правда, потише, но подойти к нему мешают камни. Одна из наших лодок все-таки налетает на них. Сбавляем ход, смотрим — не нужна ли помощь. Нет, все в порядке. Откинувшийся от удара мотор вновь опущен в воду, и «Прогресс» ложится на прежний курс.
Лопнула возвратная пружина дистанционного управления газом на другой лодке. Напарнику водителя пришлось пересесть на корму и регулировать скорость вручную. Однако командор решил, что дальше в таком положении идти по волне нет смысла. Заходим в надежно укрытую бухту у маленького города Сенгилея. Лодки с хрустом врезаются в прибрежный песок. После непрерывного рева моторов и болтанки тишина давит уши. Экипажи чистят лодки, осматривают моторы.
Все участники пробега — люди техники. Р. В. Страшкевич — зам. главного конструктора, Е. Т. Мучкаев — начальник механической лаборатории СКВ, А. В. Скурихин — технолог, A. М. Синицин — начальник конструкторской бригады, А. Я. Пшевский, B. А. Долбиев. Г. В. Грицков — техники-испытатели, С. К. Миленин — моторист. Но каждый из них — опытный путешественник. Как и все настоящие волжане, они не мыслят жизни без лодок, без реки. Видимо, недаром волжские города стали главными поставщиками лодочных моторов в нашей стране. Убедиться в этом я имел возможность с первых дней пребывания в Куйбышеве.
Директор завода Леонид Степанович Чеченя. выкроивший для нас время между двумя совещаниями, тут же сделал ряд дельных замечаний по организации нашего похода. Путешественника в нем можно было угадать, даже не зная, что на своем «Прогрессе» он каждое лето проходит по Волге многие сотни километров.
Такое же взаимопонимание немедленно устанавливалось с каждым встреченным на заводе. Ростислав Владимирович Страшкевич рассказал некоторые подробности о том, как создавался «Вихрь-30».
— После выпуска первых серийных «Вихрей» стало понятно, что принятый запас прочности обеспечит надежную работу и более мощного двигателя. Принципиально, таким образом, возможность создания «Вихря-30» была предрешена. Задача, однако, осложнялась тем, что он не должен был выходить за весовые и габаритные характеристики серийного. Повышать мощность за счет увеличения степени сжатия до 9—10, как на многих иностранных моторах, не представлялось целесообразным, поскольку высокооктановые сорта бензина у нас бывают не везде и не всегда. Главным резервом оставалась возможность замены дефлекторной продувки более эффективной возвратно-петлевой. Работа в этом направлении началась в СКВ еще до того, как план модернизации «Вихря» был официально утвержден на заводе. Потребовались десятки экспериментов. В СКВ работали вечерами. В цехах выкраивали время на свой страх и риск. Первые испытания «Внхря-30» на Волге проводились неофициально. Даже со старым кожухом, чтобы он не привлекал внимания. Потом уже пригласили директора. Тот сжег два бачка бензина и дал заключение: готовить к серии!
Моторы, на которых совершался пробег, были еще из тех, что собирались в СКВ. Опытные экземпляры — дороже золота, но испытатели не жалели газа: главное — выявить недостатки, которые не должны пройти в серию.
Когда же в Сенгилее при осмотре моторов выяснилось, что все они в полном порядке, главный конструктор, как мне показалось, был даже разочарован.
Проблема надежности оставалась его главной заботой.
— Нужно исключить всякую возможность выхода мотора из строя, — говорил он, — даже в случае неумелой эксплуатации. В будущем мы оборудуем наши «Вихри» устройствами, которые, например, не позволят развивать высокие обороты на холостом ходу или будут выключать один из цилиндров при загрязнении системы охлаждения.
Наше плавание (точнее его первый этап) подходило к концу. В полдень 12 сентября мы ошвартовались у причала испытательной станции Ульяновского моторостроительного завода. Аварий никаких, за исключением пробитого корпуса одного «Прогресса» и сломавшихся от тряски на волне банок на двух других.
240 км от Куйбышева до Ульяновска пройдено за 8 ходовых часов. Этого, конечно, мало для окончательной оценки работы мотора, но достаточно, чтобы проникнуться к нему довернем.
«Вихрь-30» легко выводит на глиссирование «Прогресс» с грузом порядка 400 кг (три человека, шесть бачков с бензином, припасы) н позволяет при этом развивать скорость на тихой воде 40 км/час. Запуск стартером действует безотказно — после длительной стоянки требовалось только подкачать грушей бензин. Нужно иметь дистанционное управление понадежнее и лодку попрочнее — транец «Прогресса» для нового «Вихря» слабоват, хотя в паспорте лодки и записано, что она рассчитана на мотор мощностью до 40 л. с.
Серийный выпуск «Вихря-30» начинается с нового года. Пластмассовый кожух и измененная форма дейдвуда придадут ему более современный вид. однако это не помешает запуску его на конвейер параллельно со старыми «Вихрями», так как детали обоих моторов унифицированы более чем на 90%.
При наличии спроса завод может полностью перейти на производство новых моторов. Но об этом пока говорить рано. Впереди немало работы по доводке н испытаниям моторов, изготовленных уже не в СКВ, а на конвейере.