На туристских катерах двигатель в большинстве случаев устанавливается в кокпите и закрывается кожухом. Пространство внутри кожуха, которое принудительно не вентилируется, интенсивно нагревается за счет теплоты, излучаемой выхлопным коллектором и блоком цилиндров. В результате перегревается весь двигатель и, в частности, генератор, карбюратор и поддон картера со смазочным маслом.
Радикально этот перегрев устраняется путем установки охлаждаемых забортной водой выхлопного коллектора, снабженного рубашкой, и змеевика в поддоне картера. Кроме того, отрезок выхлопной трубы, примыкающий к выхлопному коллектору, также выполняется с рубашкой и охлаждается водой, отходящей от коллектора.
Изготовление выхлопного коллектора рационально производить в следующем порядке.
1. Рассоединить штатные выхлопной и всасывающий коллекторы. Последний в дальнейшем снова устанавливается на место.
2. Изготовить точные шаблоны фигурных фланцев патрубков по существующему выхлопному коллектору и шаблон расположения фланцев и отверстий под шпильки.
3. Изготовить коллектор {из трубы dвн = 42, dнap = 48); патрубки (из трубы dвн = 24, dнap = 32); фланцы патрубков толщиной, равной толщине фланцев на всасывающем коллекторе с припуском для окончательной обработки 0,5—1 мм; донышко коллектора и квадратный фланец.
4. Насадить на патрубки фланцы и приварить.
5. Установить патрубки с фланцами на шаблоне или блоке цилиндров и закрепить болтами. Пригнать свободные концы патрубков по трубе коллектора; разметить и просверлить отверстия в трубе коллектора; насадить трубу коллектора на патрубки и закрепить электроприхватками или газовой сваркой. Снять с шаблона или блока цилиндров и окончательно приварить патрубки к коллектору.
6. Пригнать и вварить донышко в коллектор.
7. Заглушить патрубки и испытать сварку наливом воды (желательно под давлением 2—3 кг/см2). Можно проводить испытание наливом керосина, наблюдая за появлением жирных пятен в местах, где имеется неплотность шва.
8. Изготовить из листовой стали толщиной 2 мм кожух-рубашку, состоящую из двух половин — верхней и нижней (плоскость разъема в плоскости осей патрубков, как это видно из сеч. АА на рис. 1).
9. Приварить к коллектору установочные планки 8X12X3; насадить и приварить кольцевое донышко. Собрать на прихватках рубашку и донышко со стороны первого цилиндра. Сделать на верхней части рубашки выбойку для прохода фланца всасывающего коллектора (см. Б-Б на рис. 1). Собрать на прихватках патрубки для воды. Установить (для проверки) на блоке выхлопной и всасывающий коллекторы.
10. Снять выхлопной коллектор и окончательно приварить рубашку и все детали. Приварить к верхней части рубашки планку 15X30X3 с двумя отверстиями 06,6, предназначенную для крепления деталей привода акселератора и управления заслонкой подсоса. Приварить квадратный фланец. Проверить плотность швов наливом воды в рубашку под давлением 1—2 м вод. ст. или керосином.
11. Фланцы патрубков прострогать или фрезеровать окончательно с таким расчетом, чтобы привалочные поверхности фланцев находились строго в одной плоскости, а толщина фланцев равнялась толщине всасывающего коллектора, так как четыре шпильки из семи крепят одновременно и выхлопной и всасывающий коллекторы.
Охлаждение масла в поддоне картера осуществляется системой, выбранной после проверки на практике нескольких других вариантов. Эта система оказалась наиболее удобной и эффективной. Движение воды в предлагаемой системе охлаждения двигателя происходит так. Забортная вода от кингстона, проходя через фильтр, поступает по трубе-шлангу 1 (рис. 2) к штатной помпе двигателя 2. Эта помпа подает воду к тройнику 3, в котором поток воды разделяется на два потока.
Первый поток направляется прямо в блок цилиндров и головку (крышку цилиндров), а затем проходит через штатный термостат и удаляется в выхлопную трубу. Термостат регулирует количество протекающей воды и этим поддерживает установленную температуру. Вода же, поступающая в выхлопную трубу, охлаждает и ее и газы, благодаря чему не требуется теплоизоляции выхлопной трубы и уменьшается шумность выхлопа.
Второй поток от тройника направляется вниз и по дю-ритовому шлангу 4 по левой стороне двигателя входит в змеевик, смонтированный внутри поддона картера. Охладив масло в поддоне, вода выходит из змеевика с правой стороны двигателя и поступает в зарубашечное пространство выхлопного коллектора по прямому патрубку снизу. Пройдя коллектор, вода охлаждает его до температуры, лишь немного превышающей температуру забортной воды. От коллектора вода поступает в нижнюю часть рубашки на выхлопной трубе (на участке, примыкающем к коллектору) и оттуда через верхний патрубок на рубашке выходит за борт.
Эта система хорошо работает летом, когда вода в реке имеет температуру, близкую к 20° С. Поздней же осенью приходится часть воды, отходящей от блока цилиндров, возвращать при помощи шлангов и через патрубок и кран на тройнике направлять в трубу 1 (на чертеже этот тройник не показан).
Установке двух витков змеевика из медной трубы, имеющей наружный диаметр 14—16 мм и толщину стенки 1 мм, мешает, главным образом, фильтр маслоприемника, а также редукционный клапан насоса. Поэтому поддон картера необходимо переделать: в нижней части его делается вырез и вваривается коробка из листовой стали толщиной, равной толщине стенок поддона. Вырез делается с таким расчетом, чтобы, отгибая части стенок и дна поддона, можно было получить торцовые стенки коробки. Дно и боковые стенки делаются из одного листа, выгнутого, как это показано на сеч. А-А рис. 2. Вследствие малой толщины материала может быть применена только газовая сварка.
Наличие коробки, кроме того, увеличивает объем циркулирующего масла, что также благоприятствует охлаждению.