По сложившейся традиции, конструкторы аэросаней выходят, как правило, из среды конструкторов-катеростроителей. Действительно, в северных районах страны, где реки и озера длительное время находятся подо льдом, а земля покрыта снежным покровом, многие любители-катеростроители принимаются за постройку аэросаней, стараясь при этом создать универсальные движители, пригодные для использования летом на глиссирующих катерах.
Ниже приводятся краткие сведения о созданных нашими читателями из Свердловска В. П. Дорогим и В. А. Вьюхин ым аэросанях с оригинальным реверс-поворотным устройством, пригодным, по мысли конструкторов, и для глиссеров с воздушным винтом.
В качестве корпуса аэросаней использован один из пластмассовых корпусов катамарана-амфибии (описанного в журнале «Техника молодежи» № 4, 1962 г.).
Одна из особенностей аэросаней заключается в том, что этот корпус поставлен на две неповоротные лыжи (общей площадью 3 м2) длиной по 3000 и шириной по 500 мм. Боковые стенки лыж высотой 120 мм вырезаны из фанеры толщиной 10 мм и соединены по середине сосновыми рейками 40X20 через каждые 500 мм. По низу и верху в боковые стенки вклеены (на ребро по отношению к подошве) сосновые планки 20X10 с шагом 400 мм. Затем коробчатый каркас лыж был оклеен снизу и сверху одним слоем авиафанеры (3 мм) и со всех сторон одним слоем стеклоткани. Подошвы лыж были оклеены еще одним слоем стеклоткани с введением в эпоксидную смолу 20% белой эмали МО-1 общего назначения для снижения трения подошвы о снег.
Основным конструктивным отличием аэросаней, построенных авторами, является применение оригинального реверс-поворотного устройства, позволяющего отказаться от сложных механических систем поворота лыж и использовать лыжи большей, чем обычно, площади. Увеличение площади лыж позволяет уменьшить удельную нагрузку на снег примерно до 250—280 кг/м2 против 450—550 кг/м2 в существующих конструкциях, что при средней величине качества К=0,23÷0,3 увеличивает проходимость и маневренность аэросаней даже при сравнительно маломощных моторах (14—30 л. с.).
Наконец, возможность быстрой непосредственной смены прямого курса аэросаней на обратный без бокового поворота — циркуляции также увеличивает их маневренность и проходимость, что особенно важно в труднопроходимых лесных и горных районах.
Устройство для управления движением при помощи поворота воздушного винта с одновременным автоматическим сбросом газа может, по мнению авторов, найти применение не только на аэросанях, но и на легких судах (катера, глиссеры, моторные лодки). Использование такой установки (с одновременной защитой воздушного винта дюзой) поможет создать высокопроходимые в условиях мелководья и маневренные транспортные средства. Как считают авторы, автоматический сброс газа в начале поворота позволит устанавливать предполагаемую конструкцию на малые суда любых типов, без опасности опрокидывания их при поворотах; при этом обратный ход судов будет легко осуществляться поворотом воздушного винта на 180°.
Из фотографий видно, что предложенное авторами устройство представляет собой компактную установку, которую можно выполнить легкосъемной (по типу подвесного мотора).
Ходовым испытаниям аэросаней предшествовали обкатка и опробование всех узлов устройства на стоянке (без воздушного винта).
При ходовых испытаниях после двухтрехминутного прогрева мотора включалась непосредственно 4-я передача с постоянным увеличением газа, и число оборотов винта доводилось до 1500—1700. При этом преодолевалось сцепление лыж со снегом и аэросани плавно набирали скорость. Было замечено, что разгон аэросаней с двумя пассажирами происходит очень быстро и на первых ходовых испытаниях постоянно следили, чтобы скорость не превышала 15—20 км/час. При первых же испытаниях производились развороты на 180 и 360°, выявившие высокую управляемость аэросаней с неповоротными лыжами. Наименьший радиус циркуляции был порядка 1,2—2 м. При повороте пилона с воздушным винтом на 180° аэросани послушно осуществляли реверс с переднего на задний ход.
Заключительным этапом ходовых испытаний были поездки по льду, снегу и насту со скоростями до 60 км/час с двумя, тремя, а также четырьмя пассажирами. При этом надо отметить, что скорость порядка 60 км/час, по мнению авторов, не была максимальной.
При достижении больших чисел оборотов и увеличении тяги возникают некоторый реактивный момент и усилие на рулевом колесе порядка 6—10 кг. Передаваемое на рулевое колесо усилие целесообразно гасить устройством несложного ленточного или дискового фрикционного тормоза постоянного или временного действия (при ходе по прямой).
Система автоматического сброса газа работала безотказно, исключая возможность возникновения опасных опрокидывающих моментов. Так, во время испытаний на скоростях порядка 40 км/час аэросани делали повороты на 180° без малейшей потери устойчивости.
Испытания показали:
1) большую плавность движения аэросаней без толчков и рывков, несмотря на отсутствие особой амортизации лыж (роль амортизаторов играли пружинящая поверхность лыж и пластмассовый корпус аэросаней);
2) достаточную устойчивость движения по снегу, насту и льду;
3) быструю реакцию аэросаней на изменение направления тяги при поворотах воздушного винта;
4) возможность реверса хода без всякой циркуляции;
5) большую поперечную остойчивость корпуса аэросаней, несмотря на сравнительно небольшой разнос лыж (1,5 по крайним точкам);
6) отличную работу несущих поверхностей и крепления лыж, несмотря на намеренно выполняемые резкие виражи на высоких скоростях.