На небольших судах, от которых требуется высокая маневренность (пассажирские, буксиры и т. п.), раздельное управление рулем и винтом неудобно. Применение винто-рулевого комплекса в виде съемных или постоянных колонок потребовало разработки системы дистанционного управления, которая удовлетворяла бы следующим требованиям:
1) управление должно быть максимально простым и надежным;
2) управление винтом, муфтой и рулем должно осуществляться одной рукояткой;
3) вахтенный должен ощущать через рукоятку величину нагрузки на винт и иметь возможность в темноте определять положение рукоятки.
Указанным требованиям удовлетворяет схема управления типа «Клаузен-Копилот», позволяющая с помощью одной рукоятки командного аппарата 1 изменять направление и величину упора винта и управлять муфтой. Рукоятка может покачиваться вокруг вертикальной оси без ограничения, тем самым передавая «рулевую» команду на изменение направления движения судном. Командный импульс усиливается в устройстве 2, приводит в действие сервомотор 4 и поворачивает ось винта в нужном направлении. Датчик 3 механически соединен со схемой движения винта и, вращаясь, показывает положение винта на циферблате командного аппарата. Когда заданная команда выполнена, сервомотор автоматически выключается.
Для изменения числа оборотов двигателя рукоятка может вращаться в вертикальной плоскости вокруг горизонтальной оси, обеспечивая плавное регулирование во всем диапазоне скоростей. Контроль за числом оборотов ведется по специальному счетчику.
Объединение обеих функций регулирования позволяет в любой момент изменить величину и направление упора гребного винта. Двигатель имеет электромагнитную соединительную муфту, управляемую с помощью переключателя, смонтированного вместе с показателем числа оборотов. Этим достигается включение муфты при минимальной скорости вращения коленчатого вала ДВС. Вся схема управления работает на постоянном токе напряжением 24 в.
Пульт управления может быть стационарным или переносным и устанавливается в любом месте судна. Так, на портовом катере «Штадт Дуйсбург» был применен переносный пульт, позволяющий наблюдать за бортом в момент швартовки. Описанная схема может применяться и для двухвальной установки. В настоящее время она успешно используется более чем на 10 судах различного типа.