Помимо водометного варианта, этот же мотор выпускается и с обычным гребным винтом (рис. 2).
Мотор «ГАР-МАР-4» имеет современные формы. Двигатель закрыт легкосъемным капотом, под которым находится сравнительно небольшой по емкости (2,5 л) бак для горючего. К транцу лодки мотор крепится кронштейном обычного типа. Как во есех подвесных лодочных моторах, предусмотрена возможность откидывания мотора при наезде на подводные препятствия. Подача газа регулируется поворотом рукоятки румпеля. Управление лодкой осуществляется поворотом всего мотора во втулке кронштейна, что при поворота на 180° обеспечивает возможность реверсирования. Запуск мотора — полуавтоматический, осуществляемый ручным стартером с самоубирающимся шнуром. Рукоятка стартера помещена на передней панели. На этой же панели смонтирована кнопка остановки мотора, а также розетка для присоединения шнура переносной лампы освещения или ходового огня. Капот мотора защищает карбюратор, свечу и маховичное магнето от попадания воды и брызг.
Основные характеристики
Регулировка угла наклона дейдвудной трубы, а следовательно, и всего мотора по отношению к транцу, производится устройством, управляемым рукояткой, расположенной с левой стороны мотора. При помощи этой же рукоятки осуществляется возврат мотора в рабочее положение, так как после наезда на подводное препятствие мотор автоматически запирается, оставаясь в наклонном положении. Нижняя часть дейдвудной трубы плавно переходит в антикавитационную плиту, к фланцу которой болтами присоединяется в зависимости от варианта выполнения или подводная коробка с гребным винтом и соответствующей шестеренной передачей или же водометный движитель с турбинкой — импеллером.
Выхлоп отработанных газов производится под воду. Картер и головка цилиндра отлиты из легкого сплава. Цилиндр представляет собой стальную отливку с глубокими ребрами охлаждения. Как сам цилиндр, так и его головка заключены в специальный кожух, служащий для направления прину-дительного охлаждающего воздушного потока.
Мотор рассчитан на эксплуатацию не только в пресной, но и в соленой воде. Габаритные размеры подвесного мотора «ГАР-МАР-4» и его крепление к транцу показаны на рис. 3 для винтового варианта и на рис. 4 для варианта с водометным движителем. Мотор снабжен специальной рукояткой для удобства ручной переноски.
Мотор оборудован карбюратором системы Дель-Орто с глушителем шума впуска. Топливом служит автобензин с маслом (автолом) в пропорции 1 : 25. Цилиндр имеет принудительное воздушное охлаждение; картер охлаждается водой.
На рис. 5 показано взаимное расположение топливного бака, цилиндра двигателя и самого карбюратора.
Зажигание мотора «ГАР-МАР-4» осуществляется от одноискрового маховичного магнето (рис. 6), расположенного под стартерным механизмом; оно легко доступно для осмотра и регулировки, для чего достаточно снять пластмассовый кожух стартера. Особенность данного маховичного магнето заключается в разделении цепей низкого и высокого напряжений. Катушка низкого напряжения помещается непосредственно под маховиком и активизируется при прохождении магнитов ротора. Высоковольтная катушка, по типу автомобильных, является отдельной деталью. Примененная система разделения электрических цепей обеспечивает более надежную ‘ эксплуатацию, поскольку позволяет применить лучшую изоляцию высоковольтной цепи. На статорной плате маховичного магнето, помимо низковольтной катушки зажигания, смонтирована идентичная по габариту катушка освещения, с которой снимается напряжение для освещения или сигнальных огней (6 в, до 25 вт). На передней панели верхней части мотора смонтирована кнопка, замыкающая цепь зажигания на массу и служащая для остановки работы мотора, а также (рис. 7) розетка для подключения освещения, о которой уже упоминалось выше.
Принудительное воздушное охлаждение мотора «ГАР-МАР-4» осуществляется при помощи многолопастного центробежного вентилятора, составляющего одно целое с ротором маковичного магнето. Специальный кожух, охватывающий как сам цилиндр, так и его головку, обеспечивает должное направление охлаждающего потока воздуха. Картер двигателя дополнительно охлаждается забортной водой, нагнетаемой при работе винта или импеллера по специальным трубкам.
При воздушном охлаждении можно проходить мелководье и опасные каменистые или засоренные места на веслах с поднятым (наклоненным) мотором без выключения последнего, т. е. не останавливая его работы.
Особый интерес представляет водометный вариант мотора «ГАР-МАР-4». Внешний вид водометного устройства мотора показан на рис. 8, а полная деталировка взаимозаменяемых водометной и винтовой приставок дана на рис. 9 и 10. Принцип работы водометного движителя достаточно прост. В данной конструкции (с выбросом в воду) главной деталью является импеллер — трехлопастный ротор, заключенный в обтекаемый кожух. Импеллер через боковые щели и предохранительную решетку 2 (см. рис. В) засасывает воду, действуя как обычный центробежный насос, и затем с силой выбрасывает ее через горизонтальные щели 3. Выхлопные газы отводятся под воду через центральное отверстие 1. Плата 5 является рулем и одновременно защищает кожух 4 камеры импеллера от непосредственных ударов при наезде на подводные препятствия.
Сам принцип водометного движителя не нов, однако для подвесных лодочных моторов такой движитель впервые был применен в варианте мотора «ГАР-МАР-4», демонстрировавшемся на Нью-Йоркской лодочной выставке 1960 года.
В ряде случаев, — например при плавании в засоренных водоемах, по мелководью, среди водорослей, в туристических и рыболовных походах и незнакомых водах, — подобный мотор является незаменимым. Как уже отмечалось, существенным преимуществом является безопасность мотора в водах, где много купающихся, а также любителей подводного спорта, всегда рискующих получить травму от вращающегося винта.
Таблица 1
Вместе с тем следует отметить и недостатки, свойственные водометным движителям и, в частности, мотору «ГАР-МАР-4». Это прежде всего более низкий (на 15% и более) коэффициент полезного действия мотора по сравнению с винтовым вариантом движителя.
Для сравнения показателей мотора «ГАР-МАР-4» с современными подвесными лодочными моторами приводится таблица основных технических характеристик моторов наиболее известных европейских и американских фирм выпуска 1961—1962 гг. В таблицу включены моторы от 4 до 6 л. с., сравнимые по мощности с описанным мотором Гарелли. Сухой («без заправки») вес моторов дан, включая вес бачка для горючего, который в маломощных моторах, как правило, является составной частью общей конструкции двигателя (таким образом вес бака входит при подсчете удельного веса). Расход горючего подразумевается максимальный, т. е. при полном открытии Дроссельной заслонки карбюратора. Удельный расход горючего дан в граммах на силу в час. Кроме того, в отдельной графе приведен расход в литрах в час. При пересчете удельный вес бензина принят равным 0,75.
Следует заметить, что некоторые зарубежные фирмы зачастую не опубликовывают прямых технических данных по невыгодным для их продукции показателям, даже таким важным, как вес мотора и потребление горючего.
Это особенно относится к многим распространенным американским подвесным моторам с их большим удельным весом и чрезмерным расходом горючего.
Мощность мотора указывается по заводским данным.
Обращаясь к таблице, следует отметить, что по своим техническим показателям лодочный мотор «ГАР-МАР-4» наряду с некоторыми подвесными моторами прочих фирм, особенно европейского производства (английскими, итальянскими и другими), занимает весьма высокое место. Особенно это относится к одному из самых существенных технических показателей, характеризующих данный мотор, а именно — к удельному расходу горючего, т. е., другими словами, к экономичности мотора в целом.
Последняя модель мотора «ГАР-МАР-4» при сохранении всех прочих данных развивает мощность до 6 л. с. за счет повышения числа оборотов до 6300 в минуту, что еще более улучшает его технические показатели.
В заключение приводим заводскую внешнюю характеристику (рис. 11) и кривую моментов двигателя «ГАР-МАР-4», показывающие изменение эффективной мощности и крутящего момента в зависимости от изменения числа оборотов двигателя. Данные кривые сняты при температуре окружающей среды 21° С, относительной влажности 58% и барометрическом давлении 733 мм ртутного столба.