Вот уже третий раз я участвую в снегоходной экспедиции по Кольскому Заполярью. И если в первой мы проводили учет "зверонаселения" восточной части полуострова, во второй упорно шли по следу мифической полярной совы, то ныне главная задача двухнедельной затеи — это поиски трех самолетов, что, по преданию, затонули в озере Чилиявр во время войны.
Мы прем в тундру не только харчи, палатки, спальники и баллоны с газом, но и кучу мудреного эхолотно-спутникового оборудования, которое, будучи опущенным под лед, по идее должно с точностью до метра выдать координаты заветного "железа".
Весь скарб загружен на вольвовские гусеничные вездеходы. Ранее они принадлежали норвежской армии, ну а теперь свободно "пасутся" на 92-м бензине вдоль северных отрогов Кейвских гор. В кабину этих натовских каракатиц с трудом влезает всего двое, нас же на довольствии стоит 13 душ, из которых я близко знаком лишь с двумя мурманчанами — спонсором многих природоохранных программ Володей Шамышевым и начальником Охотуправления Василием Ермолаевым. Присутствие последнего означает возможность легальной добычи на котловое довольствие белой куропатки, что несметно расплодилась в последние годы в Мурманской области. Везем с собой мы и рыболовные снасти, как ни как, а ловля со льда в конце апреля в рыбацких кругах всегда считалась наипервейшим "деликатесом". Ведь в верховьях баренцевоморских рек есть реальный шанс побороться не только с налимом, хариусом и сигом, но и поиграть мускулами в поединке с крупным гольцом или хитрющей конопатой кумжей.
Были у нас, конечно же, и верные снегоходы. И если проводник экспедиции ловозерский оленевод Вадим Бочаров восседал на 17-летнем "Буране", то прочие участники красовались исключительно на утилитарных "Ямахах". От солидного местного мецената Сергея Шалимова экспедиции достались хорошо известные народу модели — 175-килограммовая "Браво" и 291-килограммовый "Викинг 540", а вот крупнейший дистрибьютор японского бренда "Петросет—Большой" подсобил нарядной профессиональной новинкой 2006 г. по имени "VK-10". То был напичканный всеми опциями и покрашенный серебристым металликом четырехтактный трехцилиндровый 115-сильный монстр весом 400 кг! Учитывая, что инструкции к "мерсу" снежного бездорожья не прилагалось, а стоимость машины была более 14 тыс. долл., очередь желающих сесть в седло блестящей иномарки состояла всего из одного человека.
Первый переход до Колмозера, где стоят оленеводческие домики, — чуть более 100 км. На машине по шоссе -раз плюнуть, а вот на снегоходах по замерзшему болотному кочкарнику да белоснежным верблюжьим горбам Кейв, не к месту поросшим зловредным кустарником, — это уже ариозо из другой оперы.
Посему наш экспедиционный караван растянулся как минимум километров на пять. Но день был солнечный, хоть и довольно ветреный, снегоходы шли уверенно, правда, средняя скорость не превышала 30 км/ч, ибо, влетая в снежный рыхляк, натовские вездеходы натужно рычали, и водители не могли переключиться даже на третью скорость.
Знамениты лососями реки восточной части Кольского — Харловка, Восточная Лица, Йоканьга. В верховьях они проходит через многочисленные разновеликие озера. Именно тут, возле порогов, по весне и происходит долгожданная рыбья тусовка. Но всегда надо быть осторожным и помнить, что весенний лед — не самая надежная девушка для бальных танцев. Кое-где быстрины оголились ото льда, и была надежда половить даже нахлыстом или спиннингом. Об этом позаботился Сергей Волков из Питера. Он не первый раз в этих широтах и раздавал прочим участникам поездки не только советы, но и правильные медные блесны. Тандемом к блесне был подвязан поводок с мормышкой, на которую насаживают опарыша, червя или гольянчика. Это маленькая холодноводная рыбка из семейства карповых бойко клюет и на пустую мормышку. Некоторые гурманы жарят гольянов или даже маринуют, ну а мы соблазняем полосатиками здоровенных кумж и щук. Очень стабильно работают жерлицы, полностью закрывающие лунку от солнечного света.
Самое трудное тут завести рыбину в лунку, особенно когда она еле зацепилась, а от нижней кромки льда до дна не более полуметра. Одну 70-сантиметровую пятнистую красавицу мне пришлось выхватывать из лунки, запустив туда руку по самый корень. Летом такая кумжина весила бы как минимум пять кило, ну а сейчас безмен замер ровно на половинной отметке.
17 апреля солнце пригревало отменно, и за восемь часов произвольной программы на Восточной Лице в пять штыков мы перехитрили 21 хвост, из которых лишь два проходили по щуковым спискам, все прочие относились к лососевым. Наиболее удачливым оказался художник Саша Даниловский, из рук которого не вырваться ни рыбе, ни птице — однажды он яшинским прыжком поймал даже улетающую белую куропатку.
Замаринованные лимоном и соевым соусом кумжевые филейки прошли на ура даже у недоверчивого колмозерского сторожа коми-ижемца Володи Канева.
Далее наш путь шел мимо горы Балкон-Мыльк (336 м) на Пинозеро через порожистую речку Пина и Ленозеро, соединенное опять же с Восточной Лицей. Тут так же есть пригодная для жилья оленеводческая будка. Это всего 35 км, что значит ровно полпути до заветного самолетного кладбища на Чилиявре. Но погода резко портится, северный ветряк настырно несет колючую поземку, и термометр стабильно показывает цифры ниже "минус" 10 даже днем. Снегоходчикам приходится надевать маски и особенно не баловаться с высокими скоростями. Мне холоднее вдвойне, поскольку сижу без движения — "ямаховская" новинка настолько устойчива в пути, что не приходится безумно скакать со стороны на сторону ни на подъемах, ни на спусках. Хотя сперва казалось, что центр тяжести у "профи" несколько высоковат. За собой я тяну сани с 400 кг груза, тем не менее расход у четырехтактника на 100 км около 18 л при средней скорости 30 км/ч. "VK 540" с такой же загрузкой пожирает почти тридцатку, плюс еще масло. Если пересчитать на 500 км пройденного экспедицией пути, то есть о чем призадуматься.
Оленеводческий домик — вот незадача — был забит до отказа московскими нахлыстовиками в сопровождении рыбинспекторов. Каждый — на бомбардьевском "Lynx", любовно обзываемом тут Люсей.
Конечно, здорово, что импортная техника расширяет возможности современного человека. Вот если бы еще вся индустриализация находилась в гармонии с окружающей природой и известными моральными нормами. К сожалению, жестко попирающие реальность любители охоты и рыбалки нового богатого поколения ощущают себя везде полноправными хозяевами и регулируют численность животного мира в любое время года по собственному усмотрению. Активно помогают им в этом деле и настоящие владельцы современной России - государственные чиновники.
На другом конце Пинозера в устье ручья Гагара-Шор есть еще один домик с железной печкой-экономкой, где экспедиция и приземлилась. Ветер все крепчал, и о постановке палатки не могло быть и речи. Отапливаться пришлось корявыми карликовыми березами, но все равно к утру в избушке холодно, промозгло и сыро от развешенных повсюду пропотелых шмоток и кухонного пара. Ведь по стечению обстоятельств все экспедиционные котлы оказались без крышек да еще заслезилась во многих местах старенькая крыша.
Каждое утро мы поднимались с надеждами на улучшение погоды, но все тщетно — новый день оказывался еще хуже, чем вчерашний, и к 20 апреля термометр подмигивал уже на "минус" 15, а видимость упала до 10 м. Но самым ужасным был выматывающий ветер, от которого не было ни защиты, ни спасенья. Порой чудилось, что он насквозь пронизывает крохотный бревенчатый домик. Теперь я точно знаю, когда за окном метет со скоростью 25 м/с, не только невозможно сходить по малой нужде, нельзя отыскать на морозе и собственного "Шурика"... Именно в таких условиях проверется экипировка участников, которые все больше отдают предпочтение современным материалам, а шерсть продолжают активно использовать лишь лица, перешагнувшие 50-летний рубеж.
Тем не менее ездим за дровами полкилометра, которые преодолеваем, правда, с "джипиэской", а трудовую кумжу ловим в многочисленных ручьях, впадающих в Пинозеро. Пока нащупаешь русло, раза три-четыре воткнешься в дно — и прощай ножи! На малом пространстве рыба очень внимательна и осторожна, тут лучше всего работают жерлицы, когда не топаешь и не суетишься мордасами вокруг лунки.
Ко дню рождения вождя пролетариата стало понятно, что пропавшие самолеты придется отыскивать на будущий год.
Обратный путь держим под малыми парами — намело так, что стоит слезть со снегохода, как проваливаешься по пояс.
На подходе к Ловозеру встретили оленье стадо с пастухами на "Буранах", и тут же вышло долгожданное солнце, точно вылизывающее синюю даль за лысыми шапками усталых Хибин.
Впрочем, так всегда и бывает в Заполярье, где заморозки и снег можно наблюдать в любом месяце.