Основные данные РИБа "Буревестник-550"
Длина, м: | |
корпуса | 5.30 |
наибольшая | 5.50 |
Ширина наибольшая, м | 2.02 |
Килеватость, град. | |
- на транце | 22 |
- на миделе | 22 |
Сухой вес, кг | От 200 |
Емкость топливного бака, л | 70 |
Высота транца, м | 0.51 |
Мощность ПМ, л.с. | 70-130 |
Надувной баллон: | |
- материал | ПВХ |
- плотность, г/м2 | 13 50 |
- диаметр в носу/корме, м | 0.26/0.40 |
- кол-во отсеков | 5 |
Цена, евро | От 7500 |
Впрочем, оба эти направления тесно между собою связаны — спортивная машина, предназначенная для использования вне специальных трасс, вполне способна "дорасти" до гоночной, а, в свою очередь, высокие технологии гоночной, дополненные рядом сервисных мелочей, становятся основой для создания "повседневной" спортивной. Лодочный мир в этом плане мало чем отличается от автомобильного, тем более когда речь идет о РИБах — лодках изначально универсальных, пригодных и для развлечений, и для тяжелой работы.
Серьезным толчком к развитию отечественного спортивного РИБостроения стала марафонская гонка "24 часа Санкт-Петербурга", впервые прошедшая в 2000 г. Тогда в числе прочих причин, по которым организаторы остановились на РИБах, было стремление обеспечить массовость. Во-первых, лодок такого типа насчитывалось в стране уже достаточно много, а во-вторых, при всей своей изначальной приспособленности к гонкам они отличаются более высокой пассивной безопасностью — при столкновениях и прочих происшествиях, которых в ходе гонки, увы, не избежать, надувной баллон надежно "держит удар", защищая и саму лодку, и гонщика от губительных последствий.
Подавляющее большинство участников первого супермарафона, в том числе и команда "КиЯ", стартовали на совершенно стандартных серийных РИБах. Потом многие команды стали специально готовить лодки к гонкам, затрачивая немало сил и средств, а технические требования склонялись к постепенному "закручиванию гаек", пока не произошел действительно коренной перелом — после обретения гонкой статуса чемпионата мира конструкторы оказались зажатыми в довольно жесткие рамки правил UIM. Ряд ограничений коснулся обводов и конструкций корпусов — в частности, под запретом оказались поперечные реданы. Практическая обоснованность подобных требований вызвала, конечно, немало споров, тем более что корпуса с поперечными реданами успели блестяще показать себя на трассе — по таким показателям, как скорость, управляемость и, что немаловажно, стабильность поведения на воде, они явно превосходили лодки с традиционными обводами. Однако правила есть правила, и оставалось только воспринимать их как данность.
Правила и практика
Не избежала общей участи и петербургская компания "Мобиле Груп", представленная на рынке торговой маркой "Буревестник". Первый РИБ с этим именем — компактный "430-й" — мы протестировали в 2003 г. (см. №185). Год спустя компания представила широкой публике принципиально новую модель "Буревестник-530", разработанную специально для участия в 24-часовом марафоне. Главной ее особенностью было наличие поперечного редана. Новинка достойно показала себя в спортивных встречах сезона, а подняться на пьедестал почета 24-часового марафона ее экипажу не удалось только из-за проблем с двигателем. Достаточно высокую оценку получила она и после испытаний на "мерной миле "КиЯ" (см. №189).
Изменения в правилах чемпионата мира вынудили "Мобиле Груп" вновь создавать лодку "с нуля". Кроме запрета любых элементов корпуса, способствующих подаче воздуха под днище, пришлось учитывать и целый ряд иных технических требований UIM. В частности, ими регламентируется даже площадь продольных реданов, к которым правила относят и килевую гидролыжу — проекция их на конструктивную ватерлинию должна составлять не более 10% ширины корпуса, замеренной в соответствующем сечении по баллонам.
При всех ограничениях, заложенных нормативными документами, лодка должна была удовлетворять и чисто практическим требованиям, вызванным особенностями уникального 24-часового марафона. Любому, кто хоть раз прокатился вокруг Петропавловской крепости в общем "пелетоне", они хорошо известны — помимо скорости и уверенного прохождения поворотов как по пологой, так и по крутой дуге, особо важны уверенное преодоление крутой "битой" волны, высота которой даже в узком Кронверкском канале достигает метра, и способность при этом четко держаться на курсе. (Наибольшее число происшествий в ходе марафонов было связано с "шараханьем" лодки в узком коридоре, ограниченном либо быками моста, либо судами соперников в момент обгона).
Создатели нового "Буревестника" предпочли не экспериментировать со всякими экзотическими вариантами, а остановились на проверенных и классических обводах типа "моногедрон" с достаточно высокой 22-градусной килеватостью, сохраняющейся по всей длине корпуса практически неизменной. Вдоль киля тянется неширокая гидролыжа 12градусной килеватости (в некотором роде это уже фирменный признак лодок с маркой "Буревестник"), дополненная двумя парами расположенных по батоксам продольных реданов.
Еще в процессе проектирования новой модели была заложена возможность выпуска ее как в чисто гоночном, так и в более универсальном "спортивном" исполнении. Кроме того, корпуса, отформованные в одной и той же матрице, можно привести в соответствие правилам всех классов PR и, соответственно, "вооружить" их моторами, значительно различающимися по мощности — от умеренных 70 до предельных 130 л.с. В частности, в достаточно широких пределах можно варьировать предусмотренный правилами того или иного класса вес корпуса, обеспечиваемый не банальной балластировкой, а чисто конструктивными мерами. Все лодки строятся под заказ с учетом индивидуальных пользовательских требований. Как полагается в приличном "ателье", можно выбрать и материал подороже — например, применить кевлар или углепластик. В чемпионате мира 2004 г. приняли участие четыре новых "Буревестника", охватившие три основных класса — PR-1000, PR-1500 и PR-2000.
"Спортсмен" и "гонщик"
Испытания на редакционной "мерной миле" прошли сразу два новых "Буревестника".
Один из них представлял собой "универсальный" трансформируемый вариант со съемной палубой, позволяющей достаточно быстро превратить спортивную лодку в классический РИБ — открытую платформу с расположенной на миделе центральной консолью. Пластиковая носовая дека, несущая в гонке в основном аэродинамические функции, прижимается к баллону тремя винтовыми талрепами. Даже с установленной палубой сохраняется возможность прихватить с собой двух пассажиров, которые могут устроиться на крышке кормового рундука. Располагаются они при этом значительно выше водителя — для того, чтобы понизить центр тяжести, что немаловажно для гонок, создатели лодки установили "капитанское" кресло в специальном углублении пайола. Газ управлялся по-спортивному педалью, которая на толчее гоночной трассы значительно удобней и безопасней традиционной рукоятки. При относительно коротких переходах держать ногу на педали не особо утомительно (в ходе теста мы прошли по Неве около полусотни километров), хотя для повседневной эксплуатации многие наверняка предпочли бы классическую "дистанционку".
Другой "Буревестник" представлял собой чисто гоночную машину и был оборудован специальной обтекаемой капсулой для гонщика. За пластиковой "броней" и впрямь чувствуешь себя заметно уверенней (правда, регулярно стукаешься шлемом о края крошечного кокпита), да и аэродинамика на высоте, хотя при всех плюсах подобной схемы задний обзор оставляет желать лучшего — при тряске на волне разглядеть что-либо в боковых зеркалах весьма и весьма проблематично.
Что же касается поведения на воде — главного объекта нашей оценки, то при всех спортивных амбициях испытателей "КиЯ" чаша весов склонилась, как ни странно, в пользу не столь "заряженной" спортивно-универсальной версии. Конечно, по сравнению с трассой 24-часового марафона, где нам не раз доводилось выходить на старт, условия теста можно было оценить как практически тепличные — в частности, из-за полного штиля в поисках крутой волны пришлось охотиться за речными буксирами, но, тем не менее, основные выводы сделать все-таки можно. Скорость не была принесена в жертву действительно впечатляющей мягкости хода по волне, обусловленной повышенной килеватостью — запалубленный "спортсмен" с 90-сильным мотором уверенно преодолел рубеж в 80 км/ч и никаких проблем не создал. Единственно, при особо крутых поворотах с полного хода время от времени проявлялся любопытный эффект: подхватив собственную волну, лодка вдруг резко, "одним щелчком" перескакивала с умеренного на довольно значительный угол крена (может быть, роль "фиксатора" играл ближний к скуле продольный редан?) "Оторвать" скулу от воды удавалось только энергичным поворотом штурвала, сопряженным с переходом на более пологую траекторию. Впрочем, мы не ощутили, чтобы повышенный крен мог быть чреват возникновением нештатной ситуации, хотя дискретность процесса несколько насторожила.
Гоночная лодка с "Yamaha 130" на транце, несмотря на добавочные 40 л.с., превзошла спортивную в скорости не столь заметно, как ожидалось — "максималка" составила чуть более 90 км/ч. На такой скорости при отпущенном триммере стала проявляться некоторая проблемность поведения, выразившаяся в небольших "переставках". Замена 24-дюймового стального "Solas" на "Ballistic" того же шага вызвала лишь уменьшение усилия на руле (лодка была оборудована обычной тросовой дистанционкой, а не более уместной при мощном моторе "гидравликой").
Резюме
За исключением перечисленных мелочей, новый "Буревестник" оставил более чем благоприятное впечатление. В нем и впрямь удалось совместить, казалось бы, несовместимые качества, а его спортивные успехи говорят сами за себя — чемпионское звание в "литровом" классе и второе место в "двухлитровом", завоеванные в сезоне 2004 г., полностью подтвердили правильность выбранных инженерных решений. Не будем забывать и о том, что его создателям пришлось действовать в довольно жестких рамках правил UIM, подвергаемых в конструкторских кругах вполне обоснованной критике. Если бы команда "КиЯ" по-прежнему участвовала в марафоне, мы бы всерьез задумались о том, не остановить ли свой выбор именно на этой лодке. При этом, как уже отмечалось, не стали бы увлекаться мощностью и сделали ставку на класс PR-1500 — мотор мощностью 90-100 л.с. и достижимые с ним скорости, на наш взгляд, представляют для "Буревестника" искомую золотую середину. Что же касается варианта исполнения, то модификация со съемной палубой, пригодная и для повседневного использования, представляется нам более разумным вложением денег — держать специальную лодку исключительно для гонок может позволить себе далеко не каждый.