Александр Маркаров, компания "Мореман": "Потребность в подобной выставке была уже два года назад, и для нас она однозначно оправданна: отдача от нее даже выше, чем от весенней. У MIBS появился очень сильный конкурент".
Станислав Шестопалов, ООО "Эксперт Марин", официальный представитель "Beneteau": "Для первого раза яхту мы решили не выставлять, но участвовать в дальнейшем будем. Дорогие билеты — это даже хорошо, идет действительно серьезный посетитель со стоящими предложениями".
Излишне объяснять, насколько важна для малотоннажной индустрии, чья активность сильно связана со сменой сезонов, ритмичность производства и сбыта в течение всего года. Понадобилось целых 10 лет жизни в условиях либеральной экономики, чтобы подросший сектор торговли товарами для водного досуга перестал довольствоваться одними только весеннее-летними бот-шоу, привязанными к началу навигации, и потребовал "продолжения банкета" и по ее завершению.
Перемены назревали давно. Монопольное для столицы положение MIBS, самой заметной в стране лодочной выставки, организуемой московской "ITE Group", не могло сохраняться сколь угодно долго в ситуации, когда спрос на товары водного ассортимента растет, а расценки на площадь Краснопресненского Экспоцентра продолжают превышать все разумные пределы. Конкурент возник в виде нового выставочного комплекса на территории "Крокус-сити" — коммерческого и развлекательного центра, недавно возведенного на берегу Москвы-реки в районе 66-го километра МКАД, вместившего в этом году первый международный "Салон яхт и катеров".
Здесь цены внутри павильона за один квадратный метр — около 200-250 долл. Организатор — выставочное агентство "IFA" (International Fair Agency), образованное, кстати, отколовшейся в свое время от "ITE" группой молодых профессионалов — сделало ставку именно на осенний период, когда оживляется интерес к крупным покупкам — моторным и парусным яхтам верхней ценовой категории. Этому способствует в первую очередь практика западных верфей принимать заказы на такие суда заблаговременно, за несколько месяцев до весеннего бума, кроме того, нельзя не отметить рост сознательности отечественного потребителя, познавшего выгоду межсезонной работы с поставщиком водного товара. Сразу скажем, что, по отзывам большинства участников выставки, расчет оказался верным, и первый "выстрел" не стал холостым.
Новый выставочный комплекс радовал глаз европейским уровнем интерьеров и оборудования. Вероятно, для подстраховки, чтобы подогреть интерес публики, организаторы совместили яхтенно-катерную экспозицию со вторым Международным салоном полноприводных автомобилей, так что посетители могли созерцать оба события по одному билету за 250 руб. Определенный резон в такой "однофлаконности" есть. Как правило, покупатели крупных прогулочных судов склонны к активному образу жизни, и внедорожники занимают в ней достаточно заметное место. Но все же после официальных речей осталось ощущение, что автомобильная тема явно доминирует: тут и открытый тест-драйв полного привода, и гонки с препятствиями, и официальный "Фольксваген-Фаэтон", стоящий прямо у входа в уставленный судами зал. При этом открытая вода яхт-клуба "Крокус-сити" неподалеку от выставочного центра так и осталась незадействованной. Вопрос об использовании акватории был задан на пресс-конференции, и ответственные лица пообещали решить его к следующей выставке.
Состав участников сюрпризов не преподнес. Как сказал руководитель компании "Нептун-НБ", выставлявшей катера "Quicksilver", Валерий Атасов, здесь, в Москве, из года в год одни и те же лица! Следовало ожидать, что основу экспонентов составят несколько московских дилерских фирм, представляющих хорошо известные в мире бренды моторных и парусных яхт, для которых участие в любых мало-мальски заметных выставках — вопрос репутации. Несомненно также, что ориентированы они на своего же, московского, клиента, ибо никакой другой город России на сегодня не обладает сравнимым по тоннажу прогулочным флотом и, соответственно, аналогичным спросом на суда данного ценового ранга. Что стоит отметить особо? Наконец-то была выставлена настоящая "живая" моторная яхта представительского класса, сделанная в России: одно из предприятий Казани освоило выпуск стеклопластиковых 11.5-метровых лицензионных катеров "Faserind Evolution", распространяя их через московского дилера "Автодина-Спорт". Не менее представительные суда для преуспевающих бизнесменов рекламировал и Московский судостроительный завод, правда, только на фото и в моделях. Зато это был, наряду с питерским "Спортсудпромом", "настоящий" производитель, поспешивший воспользоваться преимуществами осенней бот-шоу.
Негусто было и с моторами: на отдельных стендах притулились стационарные "Volvo Penta" и "GM", выстроились недлинными рядами подвесные "Yamaha" и "Tohatsu", а также экзотические для наших мест "Nissan". Явно недоставало "мелочевки", розничного морского товара, на который так богаты европейские выставки, чтобы было где постоять, повыбирать, уйти не просто с твердыми намерениями относительно приобретения судна, но и не с пустыми руками. Судя по репликам, некоторых посетителей это раздражало, хорошо хоть специализированная пресса заняла достойное место, и журналы на морскую тематику расходились довольно интенсивно.
Жизнь размеренно текла не только на паре тысяч квадратных метров павильона, но и на открытой площадке перед входом, где почти за символическую цену — 100 у.е. за метр находили заинтересованного визитера катера "Aquador", "Crownline", "Bayliner", а также украинская новинка — каютная моторная лодка "Кобра". Сделанная добротно и со знанием дела, она вполне достойно конкурировала с аналогичной продукцией польских судостроителей. Организаторы попытались представить выставку как "непаркетную", наполнить ее экспонатами действующими и полностью доступными для осмотра посетителям. Если с автомобильной частью им это удалось, да и катера вписались, хотя и с некоторой натяжкой, в этот замысел (заметно было, что кое-кто из них еще недавно качался на воде у бонов), то вот с "живыми" парусными яхтами пока не заладилось. Из предлагаемых народу известных французских брендов "Dufour" и "Beneteau" ни одного белокрылого представителя воочию не наблюдалось. Хотя значительная часть посетителей стенда нашего журнала интересовалась сугубо парусной тематикой и недоумевала, почему же выставка названа "Салоном яхт и катеров", с первостепенным упором на яхты.
Были нарекания на слабую рекламу события, неожиданно невостребованным оказался сопутствующий товар, такой как плавучие причалы и стояночное оборудование. Но будем надеяться, что дальнейшая жизнь предоставит все возможности для раскрытия коммерческого и общественного потенциала такой своевременной и конкурентоспособной выставки, как эта.
Следующий "Салон яхт и катеров" пройдет с 29 сентября по 3 октября 2005 года.