Знаменитая российская яхта "Апостол Андрей" под командованием капитана Николая Литау (его дневник — см. на с. 124-126) в 2001 г. отправилась в новое кругосветное плавание, чтобы достичь берегов Антарктиды и попытаться установить мировой рекорд проникновения парусных яхт на юг— пересечь 70° ю. ш.
В качестве разъездной лодки команда яхты использует надувную лодку "Korsar-Combat", с которой проводится разведка проходов во льдах, а также на борт доставляются продукты, топливо и другие грузы. Это настоящее испытание для надувной лодки, которое она проходит в различных, в том числе суровых антарктических, климатических условиях.
Капитан яхты Н. Литау так пишет об этой лодке:
Лодка "Комбат" эксплуатируется в качестве тузика с июля 2002 г. на яхте "Апостол Андрей", вместе с которой она прошла в первом плавании от Камчатки до Петербурга, во втором — проливами Канадского Арктического архипелага и в третьем — настоящем — от Петербурга до Антарктиды. В общей сложности это — почти 30 тыс. миль. Лодка эксплуатировалась как в знойных экваториальных широтах, так и в ледовых водах за обоими полярными кругами.
Доводилось плавать не только по чистой воде, но и в начальных формах льда: сале, шуге, склянке толщиной до 1 см.
При диапазоне температур воды от 29°С в районе Кабо-Верде и Северной Бразилии до -2°С в Канадской Арктике и Антарктике и воздуха — от 35°С в тропиках до -10°С на станции Дюмон Д'Юрвиль.
Лодка в накаченном состоянии постоянно находится на штатном месте — на кормовой шлюпбалке, от воздействия солнца, морской воды, атмосферных осадков ничем не защищена. На состоянии баллонов, пайолов и всего остального это никак не сказалось.
Подъем и спуск ее осуществляются при помощи талей, заведенных на четыре кольца, специально приклееных к баллонам внутри лодки.
Во время переходов лодка дополнительно страхуется двумя лентами, охватывающими по периметру ее корпус. Лодка эксплуатируется с подвесным мотором "Mercury" мощностью 15 л.с. Под этим мотором с тремя пассажирами она легко выходит на глиссирование, с четырьмя — на гладкой воде, но одного нужно посылать на нос. Мотор большей мощности не используем из-за его веса и проблем с подъемом на борт яхты, особенно в условиях открытых рейдов.
Во время переходов продолжительностью до двух недель подкачка баллонов на ней не производилась.
За время эксплуатации были сломаны одна уключина, одно весло и заменен один клапан — это сделали на Южной Георгии. Утечка воздуха произошла из-за того, что страховочный шкертик крышки клапана попал под прокладку при первоначальной установке и нарушил ее герметичность. Свидетель — морской слон, пытавшийся принять участие в ремонте и перелезавший через транец внутрь лодки. Этот эпизод произошел, когда мы, чтобы сменить воздушный клапан, вытащили на слип наш тузик. То ли ярко-оранжевый цвет "Корсара" привлек внимание слона, то ли красота нашего боцмана, но морской гость подполз к лодке и, положив морду на транец, наблюдал, как Рома Смирных меняет клапаны. Затем, решив, по-видимому, что боцман делает что-то не так, слон начал забираться в лодку. Пришлось пощекотать слоника шваброй, чтобы он оставил тузик в покое.
До "Комбата" мы использовали лодку "Флинт". Она прошла с нами от Петербурга через Антарктиду до Камчатки. Заменили ее на "Комбат" по причине недостаточной грузоподъемности и мореходности.
"Флинт" в отличном состоянии был подарен детской секции виндсерфинга г. Вилючинска.
LAT: 49,23.69S LON: 169,06.96W
UTC Time: 20. March 2005 12:51