Основные данные катера "Arthur 26 WA"
Длина, м: | |
- наибольшая | 8.12 |
- корпуса | 7.35 |
Ширина, м | 2.5 |
Осадка корпусом, м | 0.30 |
Килеватость, град.: | |
- на транце | 17 |
- на миделе | 24 |
Сухой вес, кг | 2400 |
Вместимость, л: | |
- топливного бака | 320 |
- водяного танка | 60 |
- накопительной цистерны | 60 |
Двигатель: | |
- тип | Турбодизель "Steyr 256" |
- мощность, л.с. | 250 |
Тип привода | Угловая колонка "Bravo 1" |
Пассажировместимость, чел. | 8 |
Число спальных мест | 2-3 |
Категория СЕ | C |
Цена, евро | 98 000 |
Изучив скандинавский рынок, мы поняли, насколько мало на нем по-настоящему стильных лодок, — говорит Юка Иккули, владелец базирующейся в Турку компании "Port Arthur". — Восполнить этот недостаток было решено за счет таких кардинальных мер, как разработка собственной концепции и открытие нового судостроительного производства.
Сказано — сделано. Проект корпуса заказали известному финскому конструктору Свену Столе, с произведениями которого читатели "КиЯ" хорошо знакомы — это, в частности, алюминиевые лодки "Silver", а также катер "Raissport 2000", выпускающийся ныне в Новосибирске под названием "Новолна-650" (см. №192). Формовку корпусов и палубных секций решено было поручить эстонской компании "Klassik Paat Ou", с которой "Port Arthur" давно сотрудничает в области производства аксессуаров — в частности, эстонцы поставляют кормовые наделки с купальными платформами для катеров "Karnic", предлагаемые в качестве опции. Устраивали и качество, и довольно разумная цена, а также невысокие расходы на транспортировку готовой продукции — при развитой системе паромных переправ перебросить корпуса с одного берега Финского залива на другой совсем не проблема. Святая святых — внешний дизайн, ради которого, собственно, и затевался проект, "нарисовали" Ян Иккули и его сын Юки вместе с Тармо Коухия, руководителем "Klassik Paat Ou".
Первый образец новой лодки, получившей название "Arthur 26 WA", был продемонстрирован широкой публике на выставке "Vene" в начале прошлого года. На тест "КиЯ" был предоставлен второй экземпляр, отличающийся от головного типом привода — вместо водомета, под который изначально проектировался корпус, он был оборудован поворотно-угловой колонкой "Bravo 1".
В стиле ретро
Поостережемся утверждать, что "Arthur 26 WA" являет собой истинный прорыв в области внешнего дизайна, но все же лодка действительно получилась довольно стильной. Облик ее навевает ассоциации с шестидесятыми годами прошлого века — так сказать, ретро средней возрастной категории. Кстати, подобные "стилизации" выпускает целый ряд скандинавских фирм — в частности, при первом знакомстве с новинкой от "Port Arthur" почему-то сразу вспомнились катера шведской компании "Coronet".
При этом неуловимый налет старины в облик "Arthur 26 WA" привносят, как ни странно, не палубная секция с надстройкой, а в основном обводы корпуса — прежде всего его кормовая часть с характерно "заваленными" внутрь бортами и расширяющимся книзу транцем. "Верх" лодки — это более-менее типичный, существующий вне времени "walkaround", и на ретро-стиль здесь работают разве что конфигурация рамки ветрового стекла и отделка из красного дерева, а также капот мотора, расположенный в середине кокпита, словно в расчете на классический наклонный вал, хотя на предоставленной на тест лодке была установлена угловая колонка (для стыковки ее с двигателем потребовался дополнительный промежуточный вал).
Старина стариной, но капот мотора, играющий также роль дополнительного сиденья, откидывается одним нажатием кнопки. Резервного способа его открывания не предусмотрено, но схема с двумя аккумуляторами — основным и стартерным, включаемыми как вместе, так и по отдельности, практически исключает возможность остаться без электричества. Старомодного вида ветровое стекло здесь оснащено ультрасовременным электроподогревом (если присмотреться, внутри триплекса видны тончайшие металлические нити). При движении в сырую погоду с поставленным тентом, закрывающим переднюю часть кокпита, можно забыть о запотевании — странно только, что при всем этом великолепии мы не обнаружили обыкновенных "дворников". Пост управления в целом скомпонован удачно, все приборы на виду, есть планшет для карты, хотя дополнительное навигационное оборудование — скажем, эхолот и чарт-плоттер — ставить вроде бы некуда. Обнаружили мы и чисто конструкторско-дизайнерский огрех — крышка входа в каюту задевает за рамку ветрового стекла, оставляя царапины на краснодеревой окантовке, а при открывании в дождливую погоду скопившаяся вода скатывается с крышки внутрь каюты, прямо на тиковый настил.
Основные размерения 26-футовика уже позволяют особо не экономить на мелочах, распределяя обитаемое пространство, но Свен Столе все же предпочел пойти на компромисс, чтобы увеличить внутренний габарит каюты по ширине — проходы вокруг нее приподняты относительно настила кокпита настолько, что понадобилась промежуточная ступенька. Впрочем, высота стеклопластикового фальшборта, увенчанного мощными стальными релингами, вполне достаточна для того, чтобы чувствовать себя при "хождении вокруг" уверенно и безопасно. Даже с приподнятыми проходами боковые иллюминаторы при виде сбоку "проваливаются" за фальшборты, и разглядеть изнутри окружающую обстановку удастся разве что при значительном крене. Крыша каюты снабжена прозрачным люком — прежде всего световым и вентиляционным, поскольку при компоновке "walkaround" необходимость использовать его в качестве дополнительного выхода возникнет едва ли.
Под крышей уместились не только двуспальный V-образный диван, но и кабинка гальюна с прокачным унитазом, а также камбузный уголок — без плитки, но с мойкой-умывальником. В соответствии со строгими нормами ЕС фановая система лодки оборудована накопительной цистерной.
При всей утилитарности компоновки лодка явно претендует на роскошь — красное дерево, тиковый ламинат, мягкие подушки из белого винила, очень похожего на натуральную кожу... Впрочем, подушки легко снимаются, и интерьер кокпита приобретает более-менее "рабочий" вид. Особенно забавно при этом смотрится спинка водительско-пассажирского сиденья, смахивающего на садовую скамейку из красного дерева. Навести внутри порядок — например, после удачной рыбалки, для которой столь хорош "walkaround" — проще простого: голый пластик легко моется, тем более что самоотливной кокпит снабжен очень широкими шпигатами, быстро освобождающими лодку от воды.
В транце есть "калитка", ведущая на поистине безразмерный купальный кринолин. В него, в свою очередь, встроен довольно большой люк. Подобраться через него к инспекционному лючку водомета, наверное, можно без проблем, но для замены винта угловой колонки он все же коротковат. Увы, установленный здесь откидной трапик не дополнен каким-либо поручнем, так что вылезать на площадку с воды будет не так-то просто.
Колонка вместо водомета
Как уже отмечалось, катер изначально проектировался под водомет, и доставшийся нам вариант с меркру-зеровской колонкой был экспериментальным. Поэтому на кое-какие моменты пришлось временно закрыть глаза — доводка модификации с колонкой, начатая в прошедшем сезоне, продолжится и в нынешнем.
Самым шумным местом после запуска 250-сильного турбодизеля "Steyr" оказалась, как ни странно, не передняя часть кокпита, соседствующая с двигателем, а зона кормового дивана, из-под которого отчетливо доносился гул подшипников промежуточного вала. Представители компании-производителя нас заверили, что в самом скором времени эта проблема будет решена. Мотор же вел себя довольно тихо, во многом благодаря хорошей шумоизоляции капота — разница уровня шума при закрытом и открытом капоте составила ни много ни мало 6 дБ (А).
На малом ходу "Arthur 26 WA" немного зарыскивает — впрочем, сталкиваться с подобным явлением нам доводилось на многих лодках, и особых неприятностей оно не доставляет. Выход на глиссирование занимает около 5 с, кормовой дифферент при этом невелик и не вызывает желания привстать с водительского сиденья, хотя и стоя рулить достаточно удобно. В диапазоне 2700-3000 об/мин следует бодрый "подхват", вызванный работой турбонаддува. С нагрузкой 4 чел. скорость по тихой воде Каллалахти превысила 60 км/ч — достойный показатель при подобном соотношении мощности и веса.
При первых же попытках выжать "максималку" с помощью триммера мы поняли, что воспользоваться откидкой здесь удастся разве что на малой скорости при подходе к мелководью — после пары коротких нажатий на кнопку "Up" винт подхватил воздух и потерял упор, а стрелка тахометра резко метнулась вправо. Такая же история приключилась и при более-менее крутом развороте. Точно указать причину подобного явления не беремся, можем лишь высказать предположение, что из-за каких-то особенностей корпуса колонку следовало установить чуть ниже. (Позже мы связались с конструктором Свеном Столе, который подтвердил, что решение проблемы крылось именно в положении привода, которое после наших испытаний было изменено).
За исключением упомянутого поведение лодки на воде можно оценить довольно высоко. На среднем и максимальном ходу "Arthur 26 WA" уверенно стоит на курсе и мягко, без брызг и прыжков, преодолевает крутую кильватерную волну (по причине тихой погоды волновые условия пришлось создавать самим). Маневренность тоже на высоте — в тесноте гавани, забитой разномастными судами, и во время швартовки мы чувствовали себя более чем уверенно.
Кстати, все второстепенные швартовные утки — выдвижные, типа "pull-up". В положении "по-походному" они убираются заподлицо с палубой, что удобно при той же рыбалке — меньше риск запутать снасти или просто о них споткнуться. Очень хорошо, что пара уток размещена на миделе, в непосредственной близости от поста управления — это позволяет при коротком подходе к берегу в одиночку обойтись одним прижимным концом. Кранцы удобно вязать на длинный релинг, и только для кормового достаточно большую утку приходится "делить" со швартовным концом.
Отметили мы и удачное расположение заливных горловин 320-литрового топливного бака и 60-литрового водяного танка — на планшире кокпита по правому борту, позволяющее заправить лодку не только у цивильной береговой колонки, но и более распространенным в России способом — из канистр.
Резюме
Можно, наверное, в очередной раз порассуждать о преимуществах компоновки "walkaround", ее практичности и безопасности, но главная особенность "Arthur 26 WA" все же не в этом. Тому же любителю рыбалки наверняка удастся подобрать подходящий вариант и за несколько меньшие деньги, а ценители комфорта, скорее всего, предпочтут что-нибудь с классической "крейсерской" планировкой, вполне уместной на 26-футови-ке. Здесь как раз тот случай, когда практические соображения способны отступить на задний план, выдвинув на первое место желание выбиться из общей массы. "Arthur 26 WA" с его неуловимым "привкусом" ретро — для тех натур, кто не желает быть как все. Эксклюзивность лодки подразумевает и относительно небольшой объем выпуска, так что шанс встретить на воде еще одного счастливого обладателя подобной стильной игрушки весьма и весьма невелик.