В 2004 г. на российском рынке электронной картографии произошло событие, значение которого трудно переоценить — компания "Garmin" выпустила электронные карты большинства основных внутренних водных путей России и прилегающих к ней морей. Онега, Ладога, Рыбинка, Финский залив и прочие акватории стали доступны благодаря компактным и приемлемым по цене карт-плоттерам этой фирмы. Но положительные эмоции от этого события омрачали некоторые сомнения — насколько удобно пользоваться приборами со столь малыми экранами? Что можно рассмотреть на экране со спичечный коробок при качке и дожде, управляя при этом яхтой? Поэтому было решено опробовать несколько небольших карт-плоттеров "Garmin" с экранами различных размеров. В качестве полигона традиционно выбрали Онежское озеро во время проведения Онежской регаты.
К сожалению, к моменту отправки намеченного оборудования оно все оказалось распроданным, остался только заранее отложенный GPS "MAP 76C", который и был передан капитану яхты "Азарт" Надежде Шуваловой. Этот выбор был неслучаен — яхтенный капитан, мастер спорта, судостроитель, собственными руками построившая свою лодку, Надежда выделялась не только среди женщин-капитанов, но и среди капитанов сильного пола страстью ко всему новому, что может помочь в гонках и в плаваниях. К тому же, на "Онего-2004" она тестировала карт-плоттер "Interphase ChartMaster V6" и получила некоторый опыт в работе с электронной картографией. Результаты этого анализа с небольшими изменениями — перед вами. Многие отмечают неудобство работы с большими карт-плоттерам на малых яхтах из-за необходимости отвлекать человека от работы с парусами для наблюдения за происходящим на экране прибора. Однако существуют специальные репитеры, способные отображать поступающую от карт-плоттера информацию и контролировать правильность движения судна по маршруту. Репитеры работают с международным морским протоколом обмена NMEA 0183, используемым всеми приемниками GPS и карт-плоттерами. Наиболее доступен по цене репитер английской фирмы "NASA". Такие репитеры были установлены на несколько яхт, в том числе на яхте "Рэгтайм", участвовавшей в "Онего—2005". Ее капитан Д. Самойлов отметил большие возможности репитера и помощь, которую он оказывал ему во время гонки.
Валерий Евстратов
Для начала представимся: мы — это экипаж московской яхты "Азарт 2110" (проект "Рикошет 780"). Сразу после спуска на воду в 2003 г. в "Нептуне" яхта отправилась в Питер на Банковский кубок и после этого каждый год ходила на Онегу. В 2004 г. экипаж побывал на питерской Парусной неделе, так что навигация для нас — не просто дорогая престижная забава. Уже много лет (до "Азарта" — на "четвертьтоннике" "Арт") в перегонах и гонках нам верой и правдой служили приемники спутниковой навигации фирмы "Garmin" (сначала "GPS 38", потом "-48" и "-12"). Это весьма надежные и компактные приборы, дополняющие комплект проверенных бумажных карт. Мы даже освоили способ создания собственных пользовательских карт в этих GPS, изначально не являвшихся картографическими. Венцом использования картографических возможностей "GPS 12" стало огибание о. Нерва на Балтике в гонке на Парусной неделе по пятиметровой изобате, занесенной в карт-плоттер в виде набора точек. Но уже тогда стало понятно, что это слишком трудоемкий и "памятеемкий" способ и нужно морально готовиться к приобретению современных GPS, способных работать со встроенной картографией.
Первый опыт знакомства с электронной картографией состоялся в 2004 г. на Онеге. Тогда компания предоставила для тестирования в условиях гонок несколько карт-плоттеров фирмы "Interphase", один из которых — стационарный "ChartMaster V6" — достался "Азарту".
В условиях небольшой крейсерско-гоночной яхты с дефицитом опытного экипажа достаточно проблематично выделить постоянного штурмана для работы в каюте со стационарным прибором, особенно в многосуточных или штормовых гонках. Поэтому даже после появления стационарных GPS со встроенной картографией мы продолжали пользоваться морально устаревшим, но всегда доступным на палубе "GPS 12". Продолжали до тех пор, пока не увидели у соседей наладонничек не больше смартфона со встроенной морской картой. Тут-то и стало понятно — пора в "Навиком"!
Здесь нас обрадовали. Оказывается выпущена портативная модель приемника "MAP 76C" в водозащищенном корпусе, с 256-цветным экраном 3.8х5.6 см (160x240 пикселей) размерами всего 6.9x5.7x3.5 см. Этот приемник имеет не только встроенные базовые карты, но и 115 Мгб памяти для загрузки с компакт-диска детальных морских, городских или топографических карт того региона, где вы собрались путешествовать. А работает он всего от двух пальчиковых батареек типа АА, которых хватает на целых 30 часов работы! В общем, мечта перед нами на столе, и даже электронные карты рек и озер Северо-Запада России и Балтики в наличии. Именно то, что искали! Берем! Но ведь так не бывает, чтобы только мед без дегтя?
Действительно не бывает. Карты грузятся с компьютера. Причем можно одновременно загрузить Ладожское и Онежское озера и Балтику или реки и Рыбинку. А вот озера и Рыбинку — не получается. Причем секундная перестановка карты памяти, как в "V6", здесь не предусмотрена — нужен компьютер. А возить с собой ноутбук на "четвертьтоннике" в преддверии возможных штормов (покажите мне сухой "четвертьтонник", где ничего не летает по каюте во время шторма!) мне страшновато. Решаем поступиться Рыбинкой и оставить карты Онеги, где будут гонки, вместе с ненужными в этом году картами Ладоги и Балтики. Опять в Рыбинку придется идти по атласу! Хорошо, что у меня в "GPS 12" давно создана пользовательская карта этого водоема. Глядишь, и с новым прибором прорвемся! В прошлом году из-за проблем с питанием не смогли воспользоваться картами в "V6", пришлось перенести из него в "GPS 12" координаты основных ориентиров и опасностей — теперь они перекочуют в базовую карту "MAP 76C".
Кроме того, не успеваем подключить "76-й" к стационарному питанию. Но экономичность прибора оказалась выше всяких похвал! Заявленные 30 часов работы от батареек — отнюдь не рекламное преувеличение! Даже ночью с использованием освещения (экономным) хватает больше чем на сутки. На большинство 80-90-мильных гонок достаточно было одного комплекта батареек, правда, когда к концу 135мильной гонки прибор из-за севших батареек отключился — стало обидно: как всегда, перезарядиться он предложил не вовремя. В результате к концу гонок у нас остался запас неиспользованных батареек — можно было спокойнее светить ночью! Правда, и перезаряжаться пришлось бы в таком случае чаще!
Удивила и точность картографии. Если "V6" в прошлом году во время стоянки у пирса упорно показывал наше положение на берегу, то "76-й" аккуратно изобразил кооперативную стоянку с ограждением и входом, нас внутри и даже подводный камень на входе, не отмеченный на бумажных картах и остававшийся легендарным, но порой очень звучно напоминавший о себе. Вот до чего техника дошла!
Водозащищенность решили не испытывать. И хотя прибор практически в любых условиях, будь то ливень, волна, брызги, туман, оставался на палубе, но, чтобы избежать риска, его постоянно использовали под защитой в упаковке "Аквапак".
А теперь на счет собственно прокладки. Очень обрадовало то, что фирма "Garmin" и в данном случае осталась верна основным принципам организации управления своими приборами. Опыт эксплуатации предыдущих моделей пригодился — переучиваться пришлось немного. Во-первых, увеличилось число кнопок. Добавление кнопок "ZOOM" ("приближение" и "удаление" карты) представляется закономерным и необходимым. Появление кнопки "Меню" первоначально удивило, но оказалось, что вполне можно привыкнуть. А вот целесообразность замены привычной и удобной кнопки "GOTO которая автоматически осуществляла поиск, на кнопку "FIND" уже не столь очевидна. Для быстрого поиска при помощи этой кнопки все равно приходится вводить пользовательские ориентиры, а команду "GOTO" потом мучительно искать в "Меню". Возможно, дома в спокойной обстановке за столом это и удобно, а вот рулевому на мокрой пляшущей палубе — не очень. Хотя это уже из области придирок, но с учетом тех целей, для которых нам был нужен наладонник вместо стационарного карт-плоттера, подобная придирка вполне объяснима!
Итак, готовимся к первой длинной гонке. Маршрут: Петрозаводск—Пове-нец с дополнительными петлями по озеру, чтобы набрать положенные 135 морских миль. Открывается еще один приятный сюрприз нашего электронного навигатора: захваченный с собой на собрание капитанов, он позволяет оперативно оценить по объявленным координатам положение точек старта и финиша, а также знаков или объектов, вызывающих интерес по ходу дистанции. Заводим маршрут, используя координаты, полученные из гоночной инструкции, а для тех объектов, которые считаются общеизвестными и в гоночной инструкции даются без указания координат, — из "Огней и знаков Онежского озера". Задать маршрут, используя непосредственно координаты, не получается (вероятно, просто пока не разобрались) — приходится вводить пользовательские точки с именами и выстраивать маршрут относительно них. Вот, наконец, результат кропотливой работы предстает в виде длинной ломаной линии розового цвета, перечеркнувшей все озеро и упирающейся своим дальним концом в самую северную часть Малого Онего в районе По-венца. Туда-то нам и нужно. Только чтобы попасть туда, предстоит преодолеть путь в 135 миль со своими сложностями и опасностями вроде Калгостровской гряды. Надеемся, что тут-то нам пригодятся картографические способности нового электронного помощника.
Начало второй гонки достаточно рутинно: контроль направления генерального курса и скорости, оценка перспективности заходов ветра по изображению пройденного пути на экране. С сожалением обнаруживаем, что у "Азарта" довольно большой дрейф: поворот по компасу на 90° на карте изображается кривыми, угол между которыми больше напоминает градусов 100. Вот при огибании Монака картография вполне подробна, а точность определения достаточно высока, чтобы "облизать" скалу внутри пятиметровой изобаты по отметке 2.4 м.
(Хотя, честно признаюсь, сердце замирало: из-за присутствия справа на расстоянии нескольких десятков метров серых камней так и хотелось отклониться подальше влево, и только экран с картой перед глазами рулевого удерживал от соблазна удлинить путь).
Дальше — длинное плечо в сторону Брусно под спинакером. Стихающий ветер и падающая скорость не оставляют никаких надежд: винт не закрылся. Но другого пути нет — продвигаемся вперед. К точке поворота приблизились, когда солнце уже практически село. Хорошо, что сумерки на севере длинные, иначе судейского судна "Галс", которое требуется обогнуть, мы бы просто не нашли — в точке огибания его нет — оно притаилось мили на полторы в стороне. Ладно — рассмотрели, обогнули, начинаем ночную лавировку на Василису.
Затем GPS проявил себя под Тамбицем: ветер ослабел практически до нуля. Еле ощутимые дуновения уводили в сторону берега. Не давала выбраться обратно на открытую воду и оставшаяся от ночного дутья волна. Упорная лавировка в течение почти двух часов на представала карте только петлями кружения на одном месте. В конце концов, собрали волю в кулак, развернулись ровно назад и практически по своему следу вышли в середину Малого Онего почти в той точке, из которой уходили под берег. Бесплодно потеряли два часа, зато добрались до нового ветра и с ним покинули погибающих в безветрии под Тамбицем собратьев по несчастью. GPS в качестве немого укора демонстрировал нам запечатленные в памяти иероглифы нашего пути.
А вот мимо Калгостровской гряды проходили фарватером, и помощь навигатора не потребовалась. Вообще до финиша навигация сколько-нибудь заметного интереса не представляла, зато за Бычком помощь электронной карты оказалась не лишней.
От Повенца стартовала третья гонка регаты. Из-за проблем с подъемом якоря на старт опаздываем, поэтому, еще не доходя до Бычка, ставим паруса и лавируемся к судейскому судну. Спасибо нашему GPS — карта на его экране позволяет безопасно лавировать в узостях — с двадцатиминутным опозданием успеваем до закрытия старта!
Пришлось наверстывать. Увалившись после буя банки Боярской, ставим спинакер и по свежему ветру и попутной волне летим вдогонку флоту. Лодка глиссирует с волны. Кто пробовал — поверит: в приборы заглядывать некогда — итак впереди достаточно указателей. После поворота вокруг судейского судна на лавировку достаем "76-й" и с удивлением обнаруживаем, что он зафиксировал максимальную скорость 15, так и хочется сказать, "узлов", но вовремя соображаем, что просто напутали в настройках, и наш "Garmin" считает скорость в сухопутных милях, а не в узлах. Вот это больше похоже на правду, хотя рекорд, к сожалению, не состоялся!
Дальше GPS проявил себя уже не столь хорошо! Ближе к о. Сал ветер стал опять стихать, и пришлось выбирать дальнейший маршрут. Почти получасовое отставание позволило наглядно оценивать обстановку: Калгостровский проход заметного преимущества не давал, зато у островов (а как выяснилось позже, и за ними) дуло несколько сильнее. Но на малых скоростях радиус возможной погрешности (окружность, внутри которой должно попасть ваше положение) стал постоянно возрастать! Кроме того, выяснилась еще одна не слишком утешительная подробность: маленький размер экрана и особенности загружаемых карт не позволяют оперативно ориентироваться на сколь-нибудь большом пространстве! (Морская карта с указанием глубин появляется только при разрешении 0.5 мили, но по пространству в 0.5 мили, видимому на экране, не удается оценить, найдется ли выход из-за островов, за которые так заманчиво влезть! А при более мелком масштабе на генеральной карте зачастую и острова-то эти могут быть вообще не обозначены!) Конечно, есть бумажная карта, но тогда теряется оперативность, с таким же успехом можно пользоваться бумажной картой в паре с "GPS 12", который существенно дешевле, чем "76-й"! Вот тут-то и вспомнили, как удобно в прошлом году было пользоваться в слабый ветер "V6"! Кроме того, при попытке на небольшой скорости увеличить разрешение до величин, больше, чем 0.5 мили, прибор тут же выдавал предупреждение OVERZOOM, что лишало подобную попытку всякого смысла! Такого не позволял себе даже старенький "Garmin 12", который на пользовательской карте допускал ориентирование при разрешении до 100 м!
Зато после финиша еще раз порадовались подробно изображенному в электронной карте входу в Водлу!
Вот и старт четвертой гонки. Маршрут, заложенный в GPS, рисует сложную ломаную линию: старт у о. Сосно-вец — судейское судно в районе Клименецкого о-ва — возвращение к Бесову Носу — далее через все озеро и вокруг о. Девичий, затем линия вела в Большое Онего к банке Осетровской и, изогнувшись около южного Ивановского буя, упиралась в долгожданный финиш. Оставалось надеяться, что судьи на этот раз не станут маскировать свое судно и наш маршрут пригодится!
Со старта яхты уходят полным бейдевиндом, причем мнения разделяются: часть флота ложится на генеральный курс, остальные забираются чуть выше, пытаясь удержать скорость. Забираясь наверх, упираемся в острова. Резко уваливать совсем не хочется. Направляемся в проход между ними. Рядом — "Крок". Глубина уменьшается. У острова видны камни, вдруг прямо по курсу возникает веха. У "Крока" не выдерживают нервы, он делает поворот и уходит выше островов. Наш GPS показывает, что мы идем в пределах десятиметровой изобаты и неприятностей мельче 4,8 м впереди по курсу нет. Доверяя карте, замечательным полным бейдевиндом легко проходим между островами. Да здравствует электронный навигатор перед глазами рулевого! В прошлом году со стационарным карт-плотером как раз на этом же месте такой номер не прошел — пока штурман в каюте разбирался с картой, рулевой, испугавшись, уже отвернул!
Восторги продолжались только до Девичьего острова. Попытка обогнуть его максимально близко к берегу, где еще сохранялась полосочка ветра, привела к посадке на мель. Оказалось, что за островом карты в нашем GPS просто нет! (Все пространство пролива окрашено ровненьким голубеньким цветом.) Обидно!
Выше всяких похвал "Garmin" повел себя на лавировке с банки Осетровской к южному Ивановскому бую. Он не только вовремя показывал все опасности вокруг Березовых, Шардонских и Ивановских островов, но и замечательно сигнализировал обо всех изменениях направления ветра. Заходы у берега были, как и раньше, видны по следу курса, нарисованному на карте, но еще более оперативно позволял их обнаружить цифровой дисплей в верхней части экрана над картой. "МАР 76C" позволяет выбрать из 39 возможных вариантов до четырех одновременно выводимых на экран параметров движения, которые интересуют вас в данный момент. У нас были выбраны скорость и направление на точку. Изменение этой цифры фактически показывало абсолютную величину угла лавировки на каждом галсе — ничего даже считать не надо! Именно так у Ивановских островов нашли заход, который привел к направлению на знак в 10-12° — море отдыхает!
Вот и последняя длинная гонка. Брусно нашли — судейское судно на месте! Дальше в навигационном отношении особых откровений не было, если не считать того, что Монак в предрассветных сумерках разыскивать не приходилось. В отличие от заблудившихся, мы его постоянно наблюдали на карте!
Кончалась и эта регата! Даже последняя гонка не стала утешением! Вот только с озером прощаться рано — предстоял еще 1000-километровый путь домой.
Вначале все было привычно и не отличалось от гонок: лавировка под грозу с поиском выгодных галсов, поиск входа в Вытегру в предутренних сумерках — везде "76-й" был на высоте! А вот дальше карта кончилась. Рыбинка нарисована только общими контурами, а нам через нее идти! И не просто идти, а прорываться через штормовую лавировку. Буи занесены с координатами, взятыми из "GPS 12", опасности перенесены с бумажной карты — вперед! Но все оказалось не так просто. На буи прибор выводит вполне прилично, но они видны над водой, и, как только становятся визуально наблюдаемыми, относительно них можно скорректировать путь. А как оценить точность положения внесенных опасностей? Одинакова ли математическая основа электронной и бумажной карты? Одинаковые ли они дают координаты? Да еще и значки достаточно крупные по сравнению с масштабом карты, и SUPERZOOM опять пугает! Приходится уворачиваться от опасностей с большим запасом! Но так можно идти и без GPS! Во всяком случае, с "12-м" было спокойнее, хотя, возможно, это храбрость неведения! Но, к счастью, прошли без происшествий! Здравствуй, Волга! Можно считать, мы — дома! Дальше все знакомо и GPS можно убрать до будущего года.
А что же выводы? С картой лучше, чем без нее. Карта, на которой видно собственное положение, находящаяся перед глазами рулевого — это очень удобно. Хороша и возможность видеть курс на точку и скорость. Больше параметров одновременно лучше не использовать — слишком маленьким становится поле карты. А оно и так мало! А вот невозможность пользоваться функцией "ZOOM" для средних и мелких масштабов (вылетаешь из морской карты в общую встроенную) просто удручает. Поиск какого-нибудь острова для того, чтобы проложить на него курс, может превратиться в настоящее испытание! На крупной карте он —за пределами поля и найти его, не зная координат, можно только методом "тыка", а на мелкомасштабной карте он просто не изображен! И, конечно, очень огорчает ограниченность района картографии. Если вспомнить озвученное вначале пожелание обойтись без ноутбука на борту, то способа оперативной перезагрузки не видно!
Но окончим сей опус на положительной ноте: зато "76-й" изящен, легок и очень экономичен — своих двух батареек почти не ест (по крайней мере, по сравнению с тем количеством информации, которое выдает с их помощью!). В общем, не идеал, но уже близок к нему!