Стремительный полет парусника в пене волн, ужас и восторг от вида набрасывающихся на твое суденышко водяных гор, сбитые в кровь снастями ладони, манящие огни далекого порта в незнакомой стране, восход солнца над морем, щемящая сердце сладкая тоска от тихой песни под гитару на корме, неповторимое чувство веры в себя и своих товарищей...
Конечно, испытать это дано не всем. В наш прагматичный век, когда прогресс сделал жизнь комфортной и суетной, можно прожить всю жизнь в мегаполисе и так и не изведать этих радостей.
Сегодня между понятиями "романтика" и "плавание под парусом" смело можно ставить знак равенства.
Использование парусников разных типов и размеров в учебных целях после Второй мировой войны получило широкое распространение, и уже в 1956 г. была проведена первая регата учебных парусных судов, ставшая затем традиционной. В разные годы она носила названия "Операция Парус", "Катти Сарк рейс", "Толл шип рейс". Основная идея проведения этих соревнований — дать возможность молодежи разных стран объединиться на почве любви к морю и парусникам, пообщаться.
С 1977 г. я сам впервые столкнулся с этой замечательной стороной современной европейской культуры, но до сих пор не нашел точного перевода на русский язык понятия sail training. Думаю, это говорит не столько о необычности sail training для российского общества, сколько о многогранности явления. Коль уж я оказался не способен сформулировать кратко — придется схалтурить и попытаться описать его многословно, но тут придется играть в вопросы и ответы.
Итак, что понимают под sail training в мире? Формально — это плавание на судах различных типов с некоммерческой целью, доступное для всех лиц, независимо от их профессии, гражданства, пола, социального положения и т. п. Ограничения только по возрасту. Любовь к морю обязательна.
Кем на судне является практикант или, на иностранный лад, трейниз? Трейниз приходит на судно не как пассажир, а как полноправный член экипажа. Это его руки будут вирать якорь, держать руль, драить палубу, вести прокладку, мыть посуду, приветствовать гостей и официальных лиц, управлять парусами. Пассажир не чистит свой гальюн. Это его и отличает от трейниза.
Кому sail training полезен? Всем, кто не ороговел душой, кто хочет удовлетворить тягу к приключениям, завести новых друзей, увидеть дальние страны, научиться жить в коллективе, познать самого себя. Конечно, для молодежи в возрасте становления личности (15-25 лет) это просто "в кайф". Но sail training и в 30, и в 40, и в 60 лет приносит человеку что-то такое, что больше в подобном "комплекте" получить нигде невозможно.
Чем отличается sail training от расхожих видов времяпрепровождения? В sail training все настоящее. Море и морские риски не изменились за века. Это не экстремальный спорт, который доступен только профессионалам, но и не компьютерная игра, где возможны "несколько жизней". Против морской стихии борется экипаж, состоящий как из профессионалов, так и новичков.
Из кого состоит экипаж учебного судна? Из профессионалов, имеющих высокую морскую выучку (а значит, и квалификационные документы) и трейнизов, обладающих морским опытом или без оного. Участие в управлении судном принимают все, при этом действует принцип: работа по способностям.
Что главное при организации sail training? Обеспечить безопасность. С этой целью организацией sail training, подготовкой судна и комплектацией всего экипажа должны заниматься люди, сами имеющие значительный опыт плавания на судах, а следовательно, действующие морские квалификационные документы, позволяющие им занимать высшие командные должности на судах.
Как обеспечить безопасность плавания и успех sail training проекта? Проект sail training должен отвечать требованиям, предъявляемым к организации профессиональных морских перевозок, а также требованиям, разумным с точки зрения педагогики и работы с молодежью. Совершенно необходимы предварительное обучение трейнизов начальным морским навыкам, правилам безопасности, медицинского контроля и страхования финансовых рисков. Необходимы и контроль психологической совместимости членов экипажа, а во время плавания — наличие лица, отвечающего за безопасность мореплавания, организацию связи и контроль плавания со стороны региональных МЧС, контакты с представителями власти по маршруту плавания и многое другое.
Что может подстерегать новичка? Из-за недостаточного понимания сущности sail training — неоправданные ожидания и разочарования. Усугубить это может выбор организатора sail training, который либо не обладает должной квалификацией, либо под видом sail training ведет туристическую коммерческую деятельность, либо желает примазаться к авторитетному международному движению.
В 2005 г. Международный Балтийский парусный центр начал работу по координации работы различных молодежных морских движений и проектов. Его деятельность курируют профессиональные моряки и яхтсмены, а руководителем стал ваш покорный слуга — капитан дальнего плавания, член Президиума Санкт-Петербургского парусного союза. В целях популяризации парусного спорта и идей sail training совместно с проектом клуба "Вызов Атлантики" было организовано двухнедельное мероприятие, участие в котором приняли более 40 молодых людей и девушек из Петербурга и Ленинградской области. В рамках этого события две капитанские гички, построенные энтузиастами этого клуба, вышли из Петербурга в июле 2005 г. Безопасность перехода до форта Тотлебен обеспечивало подразделение МЧС по Северо-Западу, за дамбой эстафету приняла 16-метровая яхта "Петр I", используемая Балтийским парусным центром как учебное судно. На его борту в качестве профессионального экипажа были опытные яхтенные капитаны и молодежь из парусных школ нашего города, Выборга и Приморска. На борту гичек в качестве профессиональной команды шли члены клуба "Вызов Атлантики", имеющие значительный опыт плавания и необходимые квалификационные документы ГИМС. Затем был совершен морской переход гичек от Тотлебена на о. Большой Березовый, яхта "Петр I" страховала переход в качестве судна обеспечения, причем состоялся обмен части экипажей.
На Березовых островах экипажи гичек, яхтсмены с "Петра I", воспитанники парусной школы и секции единоборств Приморска совместно провели несколько дней. Все желающие попробовали себя в смежных видах спорта, ведь здесь были и шлюпки, и крейсерская яхта, и несколько швертботов и виндсерферы. Но что особенно важно, молодежь из Питера познакомилась со сверстниками из области. "Петр I" с частью молодежного экипажа ушел в Выборг, а гички совершили ряд дневных плаваний в районе островов. Для обеспечения перехода гичек в Выборгский залив на о. Вихревой была привлечена яхта "Форвард", а до Петербурга — еще и "Петр I". Балтийский парусный центр отслеживал плавание и координировал действия судов до мыса Стирсудден, откуда эстафету ответственности за безопасность плавания приняли на себя катера МЧС. Все плавание прошло без происшествий, а организаторы получили бесценный опыт координации действий различных судов в подобных мероприятиях. Ну а участники — они были просто в восторге.