Кто такие бассы?
Большеротый окунь (Micropterus salmoides) относится к подсемейству черных окуней и считается самой спортивной пресноводной рыбой Северной Америки. Обитает практически во всех внутренних водоемах США. предпочитая более южные штаты — как считают ученые, оптимальная температура для его жизнедеятельности 16-22°. Большеротик может вырасти до 10 кг и дотянуть до 18 лет. Его ближайшие родственники — более холодноводный малоротый окунь и сравнительно редкий пятнистый окунь. Питается басс — так его здесь называют — практически всем, что влезет в его корзиноподобную пасть: рыбешками поменьше, насекомыми, змеями, раками, лягушками. черепахами и даже мелкими птицами. Иными словами, типичный хищник. А значит, легко вычисляется с помощью эхолота и поддается на обман искусственными приманками — воблерами. спиннербейтами, джигами. По вкусу басс напоминает судака, правда, "американец" как минимум в два раза поменьше росточком при одних и тех же весовых характеристиках.
Краткая история BASS
В 1967 г. 34-летний Рэй Скотт из Алабамы учредил Спортивное общество любителей ловли окуня, или BASS (от англ. Bass Anglers Sport Society). Тогда он не предполагал, какой снежный ком спускает с "горы". Первый чемпионат мира в 1971 г. собрал всего 24 участника, а победитель — Бобби Мюррей —увез домой 10 тыс. зеленых. Любопытно, что первые семь лет название соревновательного водоема объявлялось участникам лишь на борту самолета.
Сегодня главный приз чемпионата равен 200тыс. долл.. мировой потенциал "бассовой" индустрии оценивается почти в 100 млрд. долл. в год, проводится около 20 тыс. официальных соревнований. В BASS входят представители 56 государств; лишь в США насчитывается более 570 тыс. членов общества, включая 21 крутого "профи", т. е. тех, кто заработал на участии в состязаниях более 1 млн. долл.! А раз крутятся серьезные деньги, то и природоохранные вопросы решаются, как по маслу: улучшается качество воды, вблизи водоемов останавливается вырубка лесов, зарыбляются водоемы, порой искусственно создаются целые экосистемы для процветания окуневой популяции.
Соревнования организуются под эгидой Федерации BASS, куда входят представители 46 штатов и 6 зарубежных членов (Канада. Италия, Япония. Мексика. Южная Африка. Зимбабве). На пороге вступления — федерации Австралии, Португалии и Испании (здесь состоится в сентябре кубок Европы, где 12 американских "басятников" схлестнутся с дюжиной окуневых кудесников из Старого Света). Для зарубежных индивидуалов членство в BASS стоит 30 долл. в год, взамен каждый получает 11 номеров красочного рыболовного издания. Но для участия в состязаниях обязательно создание национальной федерации,территориально приписанной к одному из пяти американских дивизионов. В апреле каждого года эти регионы разыгрывают путевки в финал, и для выхода на заключительный этап спортсмен должен занять первое место в своем дивизионе. Состязания называются любительскими: победители, как правило, получают порядка 50 тыс. и моторный катер в придачу. Соответственно пять новичков ежегодно пробиваются в элиту (тут отбор значительно сложнее — профи необходимо ежегодно участвовать в шести квалификационных мероприятиях). В этом году соревновались 53 человека: один чистокровный японец Такахиро Омори и 52 американца, среди которых затесался господин с фамилией Сенников...
Шарлотт
Шарлотт — второй по обороту капитала (970 млрд. долл.) финансовый центр США. Именно поэтому мэрия 600-тысячного города, не задумываясь, отстегнула BASS полмиллиона за право проведения финала окуневого чемпионата. Одновременно с состязаниями проходит и бот-шоу, где наиболее крепкие представители водноспортивной индустрии выставляют "окуневые причиндалы" и демонстрируют греющие души новинки. Принято тут появляться и разным историческим личностям. В Шарлотте можно было запросто побеседовать и получить автограф у Рэя Скотта, основателя фирмы "Ranger" Форреста Вуда (производителя первых серийных бассовых лодок), президента "Mercury" Патрика Маки или владельца "Triton" Ерла Бенца. Поговаривали, что на бот-шоу может появиться и почетный член BASS президент Джордж Буш. Это неудивительно — окуневая "масонская ложа" — мощная сила, охватывающая все слои американского общества, способная пролоббировать любой природоохранный проект вплоть до Конгресса. Были тут и совсем экзотические персонажи типа Манни Пуига. Этот кубинский эмигрант всю жизнь охотится на аллигаторов и акул с помощью ножа, ныряя без кислородной маски на глубину до 50 м!
В целом от бот-шоу остается ощущение полного и окончательного слияния водно-моторной и рыболовной тематики.
— Здесь все однозначно! — с широкой улыбкой подтвердил мои догадки основатель BASS Рэй Скотт. — Еще можно где-нибудь "откопать" рыбака без лодки, но найти владельца катера, не державшего в руках удилища, нереально!
По расчетам экономистов, все вышеперечисленные события должны были пополнить городской бюджет как минимум на 40 млн. Ведь только за проживание участники соревнования (около 1000 чел.) выложили 600 тыс. Владельцем же бассового маскарада уже три года является телевизионный спортивный канал ESPN. входящий в структуру корпорации "Дисней". Естественно, все ожидали грандиозного представления — так оно и вышло.
Гонки, гонки и снова гонки
Я много раз участвовал в рыболовных состязаниях самого разного уровня, вплоть до международного. Признаюсь честно — нуднейшее это мероприятие и для зрителей, и судей, а порой и для самих участников. Американцы же умудрились превратить его в красочный, хорошо отрежиссированный спектакль. Хотя к обычным рыболовным соревнованиям эти окуневые перипетии не имели никакого отношения, ведь каждый финалист кроме мастерства владения спиннингом должен был продемонстрировать еще качества отменного гонщика, удачливого рекламного агента и остроумного шоумена. По признанию профессиональных спортсменов, около 40% времени года они тратят на продвижение в народ спонсорской продукции. К примеру, из финалистов этого года 16 подпитывались на постоянной основе "Mercury", а 12 — "Triton". Были свои полпреды и у "Evinrude", и у "Suzuki", и у горделиво-зазнаистой "Honda". Даже за маленькую нашивочку на одежде спортсмена сегодняшние производители выкладывают как минимум 4 тыс. долл. По рубашкам финалистов можно было изучать рынок современной водно-моторной индустрии, хотя я сразу подметил. что преобладали голубые полосочки с надписью "Yamaha". Но как ни страдал коренной житель Токио Такахиро Омори, гоняться-то ему пришлось на 250-сильном "Verado", прикрепленном к транцу "21 X" от "Triton". Тут все просто — в этом году "Mercury" и "Triton" подписали с BASS контракт, согласно которому все участники выступают лишь на катерах данной фирмы с подвесниками от "Мерка". Но главными спонсорами были нефтяной концерн "Citgo" и пивоваренная компания "Busch".
Правила соревнований с виду очень просты: три дня ловли по восемь часов. Лимит — пять окуней из семейства черных минимальным размером 36 см, причем рыба должна быть доставлена на взвешивание живой, иначе начисляются штрафные очки. Акватория — озеро Вайли, лежащее на границе между Северной и Южной Каролинами. На самом-то деле это вовсе не озеро, а 28-мильное водохранилище с глубинами до 25 м на р. Катавиа. Ни малоротого, ни пятнистого окуня тут нет, зато достаточно карпа, крапли и основной кормовой базы большеротика — шэда (вид, морфологически близкий к сельдевым).
— О, журналист из "КиЯ"! — в пресс-центре вроде даже обрадовались появлению первого представителя российского издания. — Один? Ты же ничего не успеешь!
При этом я получил пухлый талмуд с подробнейшим планом мероприятий и картой местности. Но после беглого прочтения первой же страницы осознал, что будут своего рода "24 часа вокруг Петропавловки": пресс-центр — в одном месте, бот-шоу — в другом, взвешивание и пресс-конференции — в третьем, а озеро Вайли вообще в 50 милях к югу от Шарлотта.
Аккредитованным корреспондентам предоставлялась возможность побывать на воде либо на катере с любым из участников, либо в "свободном полете", но не за рулем. Я выбрал второе, хотя понаблюдать с расстояния вытянутой руки за профи хотелось, но тогда ты оказался бы целых восемь часов прикован к одному участнику и имел шанс "пролететь" (например, в первый день дерби пять участников ничего не поймали).
Чтобы не разбрасываться и не суетиться, решил заранее выбрать достойные объекты для пристального наблюдения. Под первым номером в моем списке стоял 37-летний Кевин Ван Дамм, один из наиболее техничных и одаренных спортсменов-басятников, который на окунях сделал 1.5 млн. долл. Этот однофамилец голливудского актера 13 раз участвовал в подобных финалах, был первым в 2001 г. К тому же, он давал налево и направо остроумные интервью. Хотелось понаблюдать и за самым молодым участником чемпионата — 25-летним Бреттом Хайтом, холостяком из Аризоны. Несмотря на возраст, он уже заработал в окуневом спорте около 112 тыс. Его оппонентом значился новичок финалов — 67-летний пенсионер Вилиам Пиппен из Арканзаса, Ну и, конечно, не мешало подглядеть за маневрами 45-летнего товарища Сенникова. выступавшего под номером 22. Теплилась и мечта поснимать катер какого-нибудь участника на полном ходу.
Пилот моего "Triton" — 52-летний местный строитель Джеф Хэгер, нынешний чемпион Северной Каролины по ловле большеротого. Рыболовным спортом занимается 25 лет и выигрывает обычно до 15 тыс. долл. в год, тратя при этом на хобби, не считая лодки и мотора, около 10 тыс., хотя выходит на рыбалку всего раз в две недели. На следующий год будет выступать в любительской квалификации и может попасть в профессиональный водоворот. Но профи быть не хочет — жизнь на колесах, когда бассовая элита отдает тренировкам и соревнованиям около девяти месяцев в году, ему не по нутру. В общем, провожатый у меня был что надо — знает всю специфику изнутри.
— Кого-нибудь обязательно зацепим. Всех не обещаю — попробуй найди их, береговая линия — более 300 миль! — присвистнул Джеф в ответ на мой стратегический план по охвату участников.
— Какая, по-твоему, лодка лучше приспособлена для подобных состязаний?
— По соотношению цены и качества лидирует, конечно, '‘Triton", — без раздумий ответил американец. — А так все главные игроки бассового рынка — "Ranger" "Champion", "Skeeter", "Stratos", "Tracker", "Legend" — придерживаются единой концепции: лодка должна быть устойчива, чтобы спортсмен мог делать забросы с любой точки палубы, стоя высоко над водой, быть оборудована живорыбными секциями, эргономичными ящиками для снастей, эхолотами и электромотором, управляемым ножной педалью. А главное — обеспечивать безопасное маневрирование под мотором 175-250 л.с., хотя иногда приходится разворачивать катер на месте при скорости 60 миль/ч.
— А зачем такая скорость на рыбалке? — я искренне не понимал сути происходящего.
— Чтобы быть первым в заветной точке! — Джефа явно забавляла моя наивность. — Иногда "игроки" находятся на расстоянии в десятки миль друг от друга, а любые переезды — зряшная потеря времени.
Теми днями в Шарлотте была настоящая 30-градусная "парилка": солнце палило нещадно, температура на поверхности воды тоже была выше "ординара", так что басса следовало искать либо на глубинах, либо в тенистых заводях.
Озеро Вайли было до отказа набито маломерным флотом, куда ни кинь взгляд — либо катер, либо водный мотоцикл, либо понтон с пьющим пиво народом. По каролинским правилам никаких документов на управление судном не требуется, ограничивается только возраст водителя — он должен быть старше 10 лет. Нет и ограничений скорости. Водной полиции вокруг немеряно, но силовики контролируют лишь уплату ежегодного налога на катер. наличие спасательного оборудования и соответствие нагрузки паспортной. Еще могут штрафануть за безобразное поведение или очевидную пьянку.
Джеф понесся к какому-то скоплению катеров в самом центре озера. Издали было невозможно понять, что там происходит. Подходим поближе. "Сколько же вас здесь?" Насчитываю около 50 разномастных посудин. Оказывается, тут спиннингует местная знаменитость — Джейсон Квин. Ему 32 года, за свою карьеру он сколотил около 150 тыс., хотя в финале выступает впервые. Ловит окуней 275 дней в году!
Основная масса зевак дрейфует поодаль, метрах в 50. Ближе этого имеют право подходить лишь писаки и фотографы вроде меня. С помощью "длинной трубы" за пять минут убиваю на местного профи целую пленку. Забросы он делает довольно короткие, проводка поспешная, ловит на воблер или спиннербейт. Ничего сверхъестественного. Улыбчив и артистичен.
Бок о бок со спортсменом крутится лодка с киношниками, которые при необходимости могут свободно перейти на борт к соревнующемуся. Над головой кружится вертолет с телеведущими.
В лодке у Квина сидит хмурый судья, фиксирующий координаты местности, количество и приблизительные размеры пойманных экземпляров. Все бы ничего, но делает он это не в тетрадке, а на компьютере, виртуально соединенном с телестудией. Туда стекаются данные обо всех участниках, а поскольку ведется прямая трансляция, то сведения мгновенно поступают к зрителям, желающим понаблюдать за наиболее отличившимся. Именно вокруг Квина и был зафиксирован зрительский рекорд — в какой-то момент его окружало и преследовало 76 катеров!
— Цирк какой-то! — обращаюсь к Джефу. — Как тут можно ловить?
— На то и профи, чтобы не обращать на это внимание. — позевывая пояснил чемпион Каролины, — тем более, что этот антураж и есть часть шоу. Без зрителей нет азарта. Еще подожди, увидишь, что такое гонки.
Не успел он это произнести, как Квин включил зажигание и под 250-сильным "Verado" мгновенно вышел на глиссирование. Как по команде, сорвались и зрители. Сперва не отставал и наш катер. Тут-то я быстро понял, для чего у бассовых катеров есть мудрая система продольных реданов и брызгоотбойников. Гнались мы где-то на пятой-шестой позиции, следовательно, все время попадали в чужую волну, но корпус "Triton 21X", словно глотал все водяные ухабы. Комфортно было сидеть в кожаных автомобильных креслах, прячась за ветровым стеклом. Посмотрел на спидометр: ёлы-палы, с приподнятым 225-м "Verado" делаем 75 миль/ч! Кстати, рекордная скорость на соревнованиях в Шарлотте была зафиксирована 85 миль/ч, поэтому неудивительно, что некоторые спортсмены во время "рыболовных состязаний" надевают гоночные шлемы.
Ван Дамм запарковал катер метрах в 100 от каменистого мыса, сильно заросшего деревьями лиственных пород, и забрасывал очень красиво, в основном через голову, делая рваные проводки джигами с дополнительной насадкой на одинарный крючок красного поролонового рака. Он уже поймал 17 хвостов, но большинство отпустил по причине малорослости. Вокруг Ван Дамма, естественно, клубилась тьма зевак и репортеров.
Большеротики заглатывают добычу со скоростью 1/24 с, поэтому подсечка должна быть достаточно резкой. Бассятники используют односекционные спиннинги 1.80-2.10, так легче поднимать добычу из воды (подсачики не применяют) и в 90% случаев — мультипликаторы. Безынерционками пользуются лишь при ловле у берега в неглубоких заводях.
Стива Сенникова мы нашли ниже стартовых бонов миль на десять — он исполнял эффектные боковые забросы, почти как в упражнении "мишень Аренберга" на соревнованиях по кастингу.
— Как часто ты ешь окуней? — пытаюсь завязать разговор с 22-м номером.
— С той же периодичностью, с какой жокеи жрут своих лошадей! — не оборачиваясь. отрезал американец. Как оказалось, он родом из Техаса, по-русски ни бум-бум, а фамилия, видно, досталась от бабушки.
Дед Пиппен пронесся мимо нас на такой бешеной скорости, что мы с Джефом решили не гнаться за седым камикадзе, тем более, что как раз в ту минуту я менял объективы фотокамеры. Молодого Хайта найти на Вайли так и не удалось.
После каждого дня состязаний спортсменов вместе с катерами и уловами везли на взвешивание в крытый спортивный комплекс, где в присутствии 23 тысяч)!) зрителей оглашали результаты. Каждый участник давал интервью прямо на сцене. Трофеи же после промеров выпускали в живорыбную машину и в тот же вечер отправляли обратно в водоем.
Забавно смотрелся Такахиро Омори, который с японской непосредственностью и непременной улыбочкой ежедневно заявлял публике: "Так я вам и скажу — на что ловлю!". Может, именно его "секретное оружие" помогло иностранцу впервые за историю чемпионатов победить американцев — за три дня состязаний он поймал почти 40 кг большеротого!
Что творилось в зале — трибуны орали, гремела музыка, рвались петарды, лилось шампанское, а пустившие слезу миловидные девушки давали номер домашнего телефона первому встречному...