Основные данные мотолодки "Crosswind 160"
Длина, м | 4.75 |
Ширина, м | 1.95 |
Осадка, м | 0.3 |
Килеватость, град. | 14 |
Сухой вес, кг | 350 |
Емкость топливного бака, л | 80 |
Рекоменд. мощность ПМ, л.с. | 75 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Цена, руб | 160 000 |
Дело тут не только в ностальгии по прежним временам и консервативности мышления — у такой компоновки немало своих практических плюсов, востребованных и поныне. Именно поэтому и у нас, и за рубежом продолжают разрабатывать и выпускать лодки, выполненные по старой доброй "автомобильной" схеме — естественно, с учетом последних веяний в области малого судостроения. Относится к этой категории и очередная новинка саратовского предприятия "Кроссвинд". С продукцией компании читатели "КиЯ" уже знакомы.
Прошлой осенью мы протестировали на редакционной "мерной миле" флагманскую лодку ее модельного ряда — катер "Crosswind 210" с компоновкой "walkaround", спроектированный по заказу саратовцев петербургской фирмой "Курс" (см. №188). Однако у "Кроссвинда" хватает и собственных разработок — параллельно с основной программой испытаний тогда нам предоставили возможность протестировать первый макетный образец каютного катера "Crosswind 175", а также открытую мотолодку с индексом "150", выполненную по "классической" схеме. С тех пор прошло менее полугода, но за этот короткий срок произошли серьезные перемены. "175-й" запущен в серию, а "150-ю" успели снять с производства — на смену ей пришла новая модель "Crosswind 160", которая предлагается покупателям уже с начала сезона.
Универсал
Чем же не устраивала "Кроссвинд" предыдущая модель?
— Спрос на лодки с автомобильной компоновкой не снижается, и именно по этой причине мы в свое время разработали "150-ю", во многом ориентируясь на аналогичные моторки советских времен, — говорит руководитель компании Темур Рухая. — Но время не стоит на месте, и с точки зрения современного потребителя, пусть даже и приверженца "классики", лодка оказалась не лишенной недостатков. Во-первых, не устраивали основные размерения — 4.5-метровый корпус оказался для многих маловат. Во-вторых, чего греха таить, мы немного промахнулись с внешним дизайном. В-третьих, сложные обводы с острой носовой частью и практически плоским днищем в корме вкупе с передним расположением водителя и пассажира вызывали излишнюю носовую центровку, что не лучшим образом сказывалось на ходовых качествах. Поэтому мы решили не подвергать "Crosswind 150" косметическому рестайлингу, а создать новую лодку "с нуля".
Поиск наиболее популярных размерений — задача маркетологов, но что касается дизайна и поведения на воде, то после личного знакомства аналогичные претензии к "150-й" были высказаны и испытателями "КиЯ". Даже с одним водителем и максимально откинутым мотором нос "прилипал" к воде, отчего лодка остро реагировала на незначительные перекладки штурвала — единственным плюсом подобной центровки оказалась лишь великолепная поворотливость, стоящая в ряду потребительских приоритетов далеко не на первом месте.
При первом взгляде на новый "Crosswind 160" никогда не скажешь, что с предыдущей моделью его связывают родственные отношения. Более того — далеко не всякий догадается, что перед ним отечественная разработка. Мнение, конечно, субъективное, но лодка глядится скорее "иномаркой". И дело тут не в латинских буквах названия или цифровом индексе, выражающем длину корпуса в заграничных футах.
Никаких самобытных, но зачастую сомнительных изысков, коими порой грешат российские судостроители — дизайн прост, функционален и при этом очень привлекателен. Еще более усиливает это впечатление фирменная цветовая гамма "светлый верх, светлый низ, темный борт", характерная для большинства корпусов "Кроссвинда" (здесь по-честному используется цветной гелькоут, а не краска или пленка-самоклейка). Уровень исполнения тоже на высоте, хотя тут свою долю, несомненно, вносят качественные импортные материалы и дельные вещи. После тщательного осмотра мы обнаружили лишь один незначительный сборочный огрех — декоративная окантовка нижней кромки приборной панели оказалась немного волнистой. Кстати, сама "торпеда" представляет собой отдельную деталь песочного цвета, что еще больше придает кокпиту вид автомобильного салона.
Но при всем этом "Crosswind 160" остается в первую очередь лодкой, требования к интерьеру которой значительно отличаются от автомобильных. Одним из плюсов "классической" планировки является ее универсальность, и в увеличенных размерениях нового корпуса решить эту задачу удалось в полной мере. Кормовую часть и без того просторного кокпита легко превратить в свободную "рабочую платформу", попросту откинув вверх кормовое сиденье. С точки зрения рыболова места здесь достаточно, да и передние кресла — поворотные. Посередине широкой передней панели нанесено нескользящее покрытие — при проходе в кокпит с носовой деки на него удобно встать ногой, перешагнув через невысокое ветровое стекло.
Под герметичным люком носовой деки — просторный сухой багажник, еще два объемистых "бардачка" с крышками имеются на ее переборке в кокпите. Стандартно устанавливаются складные подстаканники, пригодные также в качестве держателей для "мобильников", раций и т.д. С недавних пор в перечень стандартного оборудования входит также стационарный 80-литровый топливный бак из нержавейки. Расположение его заливной горловины (сбоку от кормового рецесса по правому борту) позволяет с удобством дозаправить лодку, стоя в кокпите, тем более что кормовое сиденье складывается. А вот установленный по соседству опционный купальный трапик почему-то не был дополнен отдельным поручнем — поднимаясь из воды в лодку, остается только хвататься за ремень, фиксирующий его в походном положении. Кроме того, бортовые швартовные утки, на наш взгляд, стоило бы сместить немного в корму, поближе к передним креслам, чтобы не тянуться к ним из кокпита поверх ветрового стекла.
Баланс
Как уже отмечалось, предшественница "160-й" отличалась избыточной носовой центровкой, вызванной особенностями обводов переменной килеватости с крутым подъемом скулы к носу. На сей раз конструкторы "Кроссвинда" предпочли не "изобретать велосипед" и остановились на достаточно простых, технологичных и проверенных обводах типа "моногедрон" с постоянной килеватостью 14° по всей длине днища и двумя парами продольных реданов. Результаты наших испытаний показали, что такое решение полностью себя оправдало, позволив добиться оптимального ходового дифферента при высокой нагрузке на нос, характерной для лодок с "автомобильной" компоновкой.
Никаких "прилипаний" — с водителем и пассажиром на передних сиденьях "160-я" охотно реагирует на триммер и при откинутом моторе глиссирует буквально "на пятке". С двухтактным "Yamaha 90" на транце была достигнута очень достойная скорость — 70 км/ч, причем лодка уверенно ее "держит", не проявляя склонности к бортовой раскачке и зарыскиваниям. (Кстати, рекомендуемая производителем мощность меньше — 75 л.с., и 90сильный мотор был установлен для того, чтобы оценить ходовые качества на предельных режимах). О том, что у корпуса имеется солидный запас по носовой загрузке, свидетельствует тот факт, что при излишне откинутом моторе "160-я" даже начинает плавно дельфинировать (напомним, во время испытательного выхода объемистый передний багажник был пуст).
Дувший против течения порывистый ветер развел на Волге крутую волну высотой до 0.3 м. "Crosswind 160" позволял уверенно преодолевать ее на полном ходу на всех курсах — мы отметили лишь легкую тряску, не вызывающую чувства дискомфорта, причем стоит добавить, что на "классике" водитель с пассажиром располагаются далеко не на самом выгодном месте с точки зрения ударных перегрузок. Кроме того, и по субъективным ощущениям, и по показаниям бесстрастного шумомера, лодка очень "тихая", отчего чувствуешь себя почти как за рулем автомобиля.
Место водителя решено грамотно, рулить удобно, а при управлении стоя можно держаться за поручень из нержавейки, окаймляющий ветровое стекло. Удачна и высота стекла — его верхняя кромка располагается на уровне глаз, и можно смотреть поверх стекла, не ощущая давления встречного ветра. Есть, правда, и одно "но": при нормальном сидячем положении водителя циферблат тахометра перекрывается ободом штурвала.
Повороты "Crosswind" проходит с очень умеренным внутренним креном и прогнозируемыми боковыми скольжениями, хотя на особо резких виражах при откинутом моторе винт подхватывает воздух, теряя упор. Не исключено, что повинен в этом срыв потока с пары ближних к килю реданов — довольно широких и доходящих до самого транца.
Резюме
Очень удачный современный вариант "классической" мотолодки для речных и озерных условий, отличающийся привлекательным дизайном, достойными ходовыми качествами и достаточно высоким качеством изготовления. Соотношение "вес/размеры" свидетельствует о том, что на материалах в ущерб прочности фирма-производитель не экономит. Просторный трансформируемый кокпит позволяет использовать ее не только для прогулок, но и для рыбалки. Вполне разумной представляется и цена, учитывая тот же вес и набор стандартного оборудования импортного производства. Мелкие недостатки вроде расположения швартовных уток, приборов и т.д. достаточно легко устранимы.