Основные данные мотолодки "Вельбот-51"
Длина наиб., м | 5.1 |
Ширина наиб., м | 1.9 |
Высота борта на миделе, м | 0.85 |
Вес корпуса, кг | 320 |
Килеватость на транце, град. | 15 |
Пассажировместимость, чел. | 5 |
Рекоменд. мощность ПМ, л.с. | 50-85 |
Объем топливного бака, л | 55 |
Цена, руб. | 175 000 |
Алюминиевые сварные корпуса, спроектированные конструктором петербургской верфи малого судостроения "Литек" Вячеславом Чупайло, уже не раз бывали на редакционных тестах — на их основе были изготовлены, например, РИБы "Кайман" серии "А" и "Фаворит F500A" (см. №180 и №185), а также катер "Касатка" нижегородской компании "Пласт", отчет об испытаниях которого помещен в предыдущем номере. Однако, помимо разработки и изготовления корпусов для предприятий-партнеров, производственная программа компании включает и полностью самостоятельный модельный ряд алюминиевых лодок от 3 до 7 м длиной.
Царство металла
У металлических лодок в России традиционно немало приверженцев, что объясняется как исторически (подавляющее большинство мотолодок советской эпохи представляли собой "дюральки"), так и условиями плавания, особенно в Северо-Западном регионе, акватории которого изобилуют каменистым мелководьем. При этом наибольшей популярностью пользуется ныне именно 5-метровый класс, позволяющий сочетать вместительность и грузоподъемность лодки с доступностью ее транспортировки и зимнего хранения. Выбор достаточно велик: к ближайшим конкурентам "Вельбота-51" можно отнести российский "Мастер-510", а также финские "Buster L" и "Silver Hawk", который теперь тоже выпускается в России (см. №186).
У каждой компании — свой подход. Тот же "Silver", например, широко использует стеклопластик, из которого изготавливаются внутренние секции сварного корпуса. Подобная "комбинированная" модель под названием "Бриз" есть у "Литека" (отчет о ее испытаниях читайте в следующем номере), однако в случае с "Вельботом" специалисты компании предпочли иметь дело исключительно с металлом. Помимо экономических соображений — упрощения технологии и удешевления производства, влияющих в конечном счете на розничную цену, были приняты во внимание и мнения потребителей, многим из которых стеклопластиковый глянец попросту ни к чему: лодку планируется "гонять в хвост и в гриву", а на борт заходить не в специальной палубной обуви, а в обычных сапогах.
Действительно, в кокпите "Вельбота" не опасаешься чего-нибудь сломать или поцарапать — выглядит царящий в нем металл хоть и немного грубовато, зато более чем надежно. Пайол и крышки рундуков, выполненные из толстой морской фанеры темно-коричневого "текстолитового" цвета, тоже изначально рассчитаны на варварское обращение. Вы никогда не пробовали бросить с причала в кокпит стеклопластиковой лодки якорь или тяжелую цепь? Для "Вельбота" это в порядке вещей. Подводные и надводные препятствия тоже не страшны (естественно, в разумных пределах) — днище выполнено из АМг толщиной 4 мм, а борта — из "тройки". Аварийная плавучесть обеспечивается не "задувкой" пенополиуретаном, а вкладными пенопластовыми блоками. Вячеслав Чупайло считает, что такой вариант более удобен в случае ремонта — например, при рихтовке вмятины.
Да и вообще интерьер лодки больше настраивает не на "отдыха-тельный", а на деловой лад. Просторный кокпит занимает практически всю длину корпуса — между двумя полуконсолями в районе миделя оставлен широкий проход (такую планировку, в отличие от варианта с одной центральной консолью, в последнее время можно уже назвать традиционной для подобных лодок). Кокпит обрамлен невысоким релингом-поручнем из толстой трубы — в нештатной ситуации всегда есть за что ухватиться, и такая же труба, играющая роль привальника, пущена по периметру палубы. Сухих рундуков три — в носу, в корме и под пайолом, причем первые два играют роль сидений, на которых можно разместить четверых. Перед консолями установлены два пластиковых кресла для водителя и пассажира — сидячими местами обеспечен весь предусмотренный паспортом экипаж из пяти человек. Кроме того, в форпике имеется отдельный "локер" для якоря и якорного конца, закрывающийся простенькой алюминиевой крышкой — на наш взгляд, эта наименее эстетичная деталь лодки больше напоминает самоделку.
Швартовные утки расположены удачно, при необходимости легко "привязаться" и в одиночку, тем более что конец можно заложить попросту за любой участок релинга. Выведенная на левый борт прямо под низкий поручень заправочная горловина стационарного 55-литрового бензобака поначалу вызвала у нас сомнения в удобстве заправки, однако эксперимент с воронкой показал, что вставляется она нормально, а релинг служит еще и дополнительным упором, что может быть полезно при пополнении бака в качку.
Не поднимая волны
Очень ровным выходом на глиссирование "Вельбот-51" сразу напомнил нам нижегородскую "Касатку", корпус которой тоже спроектирован Вячеславом. Изначальная носовая центровка заложена в корпус намеренно: ставилась задача добиться приемлемых мореходных качеств при относительно умеренной 15-градусной килеватости на транце, не требующей дополнительной мощности для достижения высоких скоростей. Дело в том, что к носу угол килеватости все более увеличивается, составляя на миделе уже 23°, и благодаря носовой центровке лодка встречает волну наиболее килеватыми участками днища.
Все эти выкладки были проверены нами на деле. Довольствоваться, правда, пришлось кильватерной волной высотой 0.3−0.35 м от катера, с которого велась фотосъемка. "Вельбот" ее попросту не замечал, на полном ходу прорезая гребень, словно нож масло — ни ударов, ни прыжков. При этом нос вовсе не "пахал" воду — двигаясь практически без дифферента, лодка, тем не менее, держалась "золотой середины" и сама волну практически не разводила (небольшие зарыскивания были отмечены лишь на продольной волне). Откуда взяться эффектным кадрам? Для нас было важней, что часть лошадиных сил мотора не тратилась на хоть и красивое, но бесполезное волнообразование.
В поворотах все та же спокойная основательность: лодка уверенно, словно по рельсам, держит траекторию, хотя скорость высока, а легкий руль позволяет закладывать самые крутые виражи — когда боковая перегрузка стремится стащить водителя с сиденья. Крен при этом едва заметен, но все старания пустить корму в скольжение или заставить "Вельбот" качнуться наружу поворота ни к чему не привели. Накренить лодку поглубже удалось лишь специальным приемом, к которому в обычной жизни мало кто прибегает — раскрутив ее с места на полном газу.
Носовая центровка не помешала добыть три-четыре дополнительных километра в час при помощи триммера, хотя изменение дифферента на глаз практически незаметно, а место вылета брызг из-под скулы смещается в корму совсем незначительно — от силы на полметра. При откинутом до начала появления кавитации моторе возникает ощущение, будто лодку немного сдувает с курса боковым ветром, что вполне объяснимо — в этом случае она глиссирует на наименее килеватых участках днища. В одиночку удалось вплотную подобраться к показателю 60 км/ч. Тахометра на лодке не было, но на слух мотор откровенно "перекручивал", так что с 60-сильным мотором наверняка можно двигаться и быстрей.
Очень понравилась ровная зависимость скорости от нагрузки — каждый дополнительный пассажир стоил "Вельботу" всего лишь около 1 км/ч максималки. Под нагрузкой проявились две особенности лодки — на малом ходу она стала ощутимо зарыскивать, вынуждая работать штурвалом, а пересадка одного из пассажиров на носовое сиденье при нагрузке 4−5 чел. вызывало падение скорости на 1,5−2 км/ч — сказывались все та же изначальная носовая центровка и более высокая килеватость носовой части.
Резюме
Добротная алюминиевая мотолодка популярных размерений, отличающаяся достойными ходовыми качествами и удачной планировкой. Зарубежным образцам проигрывает только с точки зрения эстетики: несмотря на изначально "спартанскую" концепцию, часть сварных швов, пусть и надежных, могла бы выглядеть поаккуратней — равно как и исполнение некоторых деталей отделки и дельных вещей. Может быть рекомендована любителям рыбалки и охоты, а также для решения хозяйственных задач.