Основные данные гидроцикла "Yamaha SuperJet"
Длина, м | 2.24 |
Ширина, м | 0.68 |
Высота, м | 0.66 |
Сухой вес, кг | 132 |
Двигатель: | |
- кол-во цилиндров | 2 |
- рабочий объем, см3 | 701 |
- степень сжатия | 7.2 |
- мощность, л.с. | 73 |
Запас топлива, л | 18 |
Цена, долл. | 7790* |
* Компании "Петросет-Большой" на сезон 2004 г.
Увы, но без "периода борьбы" в ходе овладения должной сноровкой мало кому удается обойтись — исключение составляют разве что опытные воднолыжники и вейкбордисты. И кому только пришло в голову окрестить эту машину гидроциклом, пусть даже и "стоячим"? Отечественная терминология явно хромает: "SuperJet" объединяет с классическим "водным мотоциклом" разве что водометный движитель. За рубежом такие машины обычно именуют "jet ski" — "водометная лыжа" или "реактивная лыжа", что больше соответствует действительности.
Во-первых, под весом взрослого человека "SuperJet" с выключенным мотором попросту тонет — чтобы держаться на поверхности, нужна скорость, и чем больше, тем лучше. Во-вторых, мотоциклетный руль, поворачивающий вправо-влево сопло водомета, здесь скорей для блезиру — управляется машина прежде всего за счет перемещения веса водителя и манипуляций газом. В-третьих, глиссирующая поверхность днища у него, как у лыжи или доски, длинная, узкая и практически плоская. И, наконец, в-четвертых — водитель (за неимением лучшего термина приходится пользоваться этим) располагается стоя, а не сидит на привычном сиденье мотоциклетного типа.
Хотя "SuperJet" со всеми его акробатическими возможностями действительно можно рассматривать в качестве тренажера, для спокойной езды умелому катальщику вовсе не требуется запредельных усилий — у меня на глазах на нем спокойно разъезжала девчушка лет восьми. Правда, детям проще — "стоячка" выдерживает их вес даже без хода, словно крошечная лодочка, поэтому можно двигаться даже при минимальных оборотах мотора. А вот с тяжеловесами все наоборот — спортсменам более 100 кг "SuperJet" обычно не рекомендуют, хотя есть и исключения.
Как он устроен
В кормовой части легкого и узкого корпуса — огороженная невысокими травмобезопасными бортиками площадка для ног; в носовой, под капотом, расположены 73-сильный двухтактный двухцилиндровый движок рабочим объемом 701 см3 с электростартером, аккумулятор и топливный бак. Вал мотора напрямую приводит расположенный в корме осевой водомет с алюминиевым трехлопастным импеллером (приемная часть водовода частично образована углублением в самом пластиковом днище корпуса). Угол наклона сопла в вертикальной плоскости можно настроить под себя, но дистанционного управления дифферентом нет. Система подачи воздуха, необходимого для работы мотора, снабжена дополнительной воздушной камерой-"ловушкой", предотвращающей попадание воды в карбюраторы при переворотах и трюках вроде "субмарины", сопряженных с подныриванием на глубину. Длинная подпружиненная рулевая колонка качается вверх-вниз на шарнире в носу; практически прямой руль поворачивается в одной с ней плоскости. На правой рукоятке — курок газа, на левой — кнопка "старт-стоп" и аварийный выключатель зажигания с витой стропкой, крепящейся на руку при помощи широкого браслета. На панели перед площадкой для ног установлены обычная рукоятка "подсоса" и переключатель бензобака на 5.5-литровый резерв, вещь очень нужная, поскольку указателя уровня топлива и вообще контрольных приборов здесь нет, и "обсохнуть" в спортивном азарте где-нибудь вдали от берега вполне реально. "SuperJet" по-прежнему остается в числе тех немногих гидроциклов, которые не имеют системы раздельной смазки и питаются смесью (бензин АИ-95 с маслом в пропорции 50:1) — по мнению фирмы-производителя, спортсменам так удобней, да и вес немного экономится.
Как на нем ездят
Как уже говорилось, "SuperJet" должен находиться в постоянном движении — даже на малом ходу под весом взрослого человека он "проваливается" и норовит завалиться набок, поэтому попытки новичка "для начала" прокатиться потихоньку вызовут только разочарование. Если стартовать с мелководья, то техника примерно такая: взявшись за руль, нужно поставить одно колено на площадку, нажать кнопку стартера, прибавить газ и сразу же утвердить на площадке второе колено. Сброс газа при этом неминуемо приведет к падению, но начинающим рекомендуют браться за правую ручку так, чтобы средний палец был подсунут под курок дросселя — такой "ограничитель" не позволит сразу дать полный газ, тем более что при стартовом рывке можно сделать это непроизвольно, так как курок расположен впереди рукоятки и нажимается указательным пальцем. Мощности при этом хватит, чтобы "SuperJet" попросту вырвался из рук.
Относительно дальнейших действий мнения инструкторов разных школ расходятся — одни считают, что для начала можно поездить на коленях, чтобы немного пообвыкнуть, другие требуют сразу после выхода на режим вставать на ноги. Я попробовал и так, и эдак. В сидячем положении действительно чувствуешь себя несколько более уверенно, но о полноценном управлении за счет перемещения веса при этом говорить не приходится. Как ни странно, несмотря на внешнюю замысловатость, старт проблем не вызывает — удержать "SuperJet" на ходу куда сложнее. В первый раз мне удалось проехать метров сто, не больше — снаряд завалился набок, и я рухнул в воду, основательно "хватив огурца". Вдобавок, после переворота он встал на ровный киль и по инерции уплыл в сторону, отчего пришлось догонять его вплавь. (Продвинутые спортсмены предпочитают не использовать аварийный выключатель со стропкой — на управление поворотом ставится отклоняющая сопло пружина, и сбросивший седока "SuperJet" начинает нарезать круги на малом ходу, возвращаясь к хозяину). Стартовать из воды тоже несложно: ложишься на корпус животом и после запуска мотора подтягиваешься на руках, упираясь локтями в бортики площадки.
Одной из причин первых падений было то, что по устоявшейся привычке я пытался управлять исключительно рулем, да еще, вдобавок, силился повернуть его перпендикулярно колонке, а не параллельно ей, чем напрасно напрягал мускулы. Однако после нескольких попыток дело пошло на лад — когда "SuperJet" в очередной раз начал сам собой крениться, я выжал газ до упора и легко удержался в повороте (начинающим надо экспериментировать только на свободной акватории, где нет лодок, купальщиков и т.п., а от берега держаться подальше — поначалу машина далеко не всегда идет туда, куда было намечено). Эйфория, правда, длилась недолго: на выходе из очередного плавного виража на скорости около 60 км/ч машина качнулась в обратную повороту сторону и я опять полетел кувырком — как говорят знатоки, "поймал обратку".
Как бы там ни было, несмотря на падения и усталость, к концу дня я начал более-менее чувствовать "SuperJet", к которому оказались неприменимы давние рефлексы, выработанные при управлении обычными сидячими гидроциклами и тем более лодками. Впоследствии, примерно пару месяцев спустя, мне пришлось еще раз покататься на таком же "SuperJet". Как оказалось, мышцы и вестибулярный аппарат не "забыли" особенностей своенравной машины — хоть до истинных мастеров мне было по-прежнему далеко, как до луны, по крайней мере удалось не опозориться.
Истинная стихия "стоячих" гидроциклов — это фристайл, акробатика на воде. То, что способны вытворять на нем опытные трюкачи, порой находится за гранью человеческого воображения — прыжки, "бочки", сальто, вращения, нырки под воду... А в последние годы машины такого типа стали все чаще использовать и для кольцевых гонок (на чемпионатах мира и Европы их относят к классу "Ski Division"). Немало представительных встреч мирового уровня выиграно именно на "Yamaha SuperJet". А в ходе нашего теста, в полной мере относящегося к категории первого знакомства, продвинутые аквабайкеры продемонстрировали такие фокусы, которые и на соревнованиях не увидишь — например, буксировали за "SuperJet" воднолыжника и вейкбордиста. Они даже умудрялись кататься на нем с пассажиром!
Резюме
Спортивный снаряд, не несущий ровно никаких утилитарных и хозяйственных функций, машина для удовольствия. Многие любители дополнительного адреналина покупают его даже при наличии мощного скоростного гидроцикла "классической" схемы — то, на что он способен, не повторить ни на чем ином. В процессе овладения навыками управления не обойтись без изрядных физических усилий и мелких травм вроде синяков и шишек (даже при высокой травмобезопасности самого аппарата вода на высокой скорости обретает твердость деревянного пола), но забава того стоит. Единственным ограничением для желающих овладеть искусством управления "стоячкой" может оказаться разве что излишний вес. Впрочем, при известном упорстве его можно и согнать — при помощи того же "SuperJet"!