Основные данные РИБа "Nuova Jolly King 750 Cabin"
Длина наибольшая, м | 7.50 |
Ширина наибольшая, м | 3.13 |
Диаметр баллона, м | 0.56-0.62 |
Количество отсеков | 6 |
Ширина кокпита, м | 1.85 |
Сухой вес, т | 1.05 |
Пассажировместимость, чел. | 16 |
Число спальных мест | 2-3 |
Мощность ПМ, л.с. | до 270 |
Категория согласно сертификату СЕ | В |
Верфь "Nuova Jolly" в местечке Колоньо Монцезе на окраине Милана, которую мы посетили через пару дней после теста, работает с 1968 г. и выпускает более десяти моделей РИБов. Самый крупный из них — протестированный нами "King 750 Cabin", а самый маленький — "ТТ-250", обычно используемый в качестве яхтенного тузика. Строят здесь около 200 лодок в год, но бывает и больше, когда подворачивается госзаказ — крупные РИБы "Nuova Jolly" охотно берут представители силовых структур: портовой полиции, финансовой гвардии, таможни, береговой охраны. Продаются эти лодки в основном в Италии, хотя есть дилеры также во Франции, в Греции и Великобритании. Предприятие семейное, что вообще характерно для итальянского малого судостроения — всем заправляют четверо братьев Айелло (три их сестры отвечают за более дамское направление семейного бизнеса — ресторан и бар). Каждый из братьев занимается всем понемногу: и конструированием, и производством, и коммерческими вопросами.
Производство достаточно компактное — и изготовление стеклопластиковых корпусов, и выклейка надувных баллонов, и окончательная сборка осуществляются в двух соседних цехах. В одном из них мы обнаружили с десяток спортивных кубков, завоеванных на соревнованиях по рафтингу — штучно здесь производятся и лодки для сплава по горным рекам. Знакомя нас с верфью, Антонио Айелло, который выступал в роли сопровождающего в ходе теста, особо обратил наше внимание даже не столько на обводы "King 750 Cabin", сколько на методы обеспечения прочности. Так, например, надувной баллон из французского хайпалона-неопрена не просто приклеен к корпусу — края стыка усилены длинной лентой, поверх которой пущен еще один дополнительный усилитель. Все это делается с той целью, чтобы место крепления баллона лучше противостояло ударным перегрузкам при волнении. Такая технология себя полностью оправдала: первый опытный экземпляр "King 750 Cabin" в ходе заводских испытаний совершил пробег по маршруту Рим-Суэц-Рим с заходами в Грецию и на о. Крит — 3100 миль открытого моря! Вдобавок, все это расстояние было пройдено в одиночку. Как выразился Антонио, "один водитель, одна лодка и два "Suzuki DF140" — в связи со значительным удалением от берега спаренная силовая установка оказалась предпочтительнее.
Сибарит и аскет в одном флаконе
А вот во время "тестового дня" на "Nuova Jolly King 750 Cabin" был установлен только один мотор — двухтактный "Suzuki 225" с "морским" сверх-длинным дейдвудом под транец высотой 635 мм и 20-дюймовым стальным винтом. Кстати, этот "японец" красовался на транце далеко не случайно — согласно специальному договору, "Suzuki Marine" использует РИБы "Nuova Jolly" для европейских презентаций своих новых моделей. Факт этот лишний раз свидетельствует о том, что итальянская компания пользуется известностью и доверием.
У нас в России РИБ рассматривается обычно как "рабочая лошадка", и каюту на нем можно встретить сравнительно редко (в качестве примера можно привести разве что "Кальмар" или, с некоторой натяжкой, "Стрингер-550Р"). В Южной Европе, где РИБы продолжают пользоваться устойчивой популярностью, подход несколько иной — при всех преимуществах, которые дает надувной баллон, потребители хотят иметь "нормальную" лодку с высоким уровнем комфорта на борту. Не зря в той же Италии не редкость и 30-метровые РИБы, без всякой натяжки относящиеся к классу моторных яхт...
Несмотря на заявленное стремление к категории "люкс", палуба и кокпит "King 750 Cabin" оставили у нас несколько двойственное впечатление. Отдельные элементы роскоши здесь действительно наличествуют, но все равно лодка продолжает глядеться этаким аскетом. Многочисленные мягкие подушки веселенькой расцветки позволяют без всяких трансформаций использовать ее как плавучий пляж, что вполне в южных традициях — широченный лежак имеется на седловатой крыше каюты, а сиденья на крышке безразмерного кормового рундука, в котором можно запросто разместить стационарный мотор, оригинальным образом расположены в два уровня. В тумбу перед водительской консолью встроен камбуз с мойкой и холодильником. Однако при этом просторный кокпит выглядит каким-то стерильнопустым, а основная функция упомянутой тумбы так и осталась для нас не совсем понятной. По идее, она может использоваться и как водительское сиденье, и как спинной упор при управлении стоя, однако сидеть на узенькой покатой подушке, упираясь ногами в дополнительную приступочку на кормовой переборке каюты, не совсем удобно, тем более что спинки нет, а штурвал оказывается где-то между коленями. Стоя, особенно в волну, не лучше — нет и намека на боковую поддержку (но об этом чуть ниже).
Чистенькая каюта оборудована весьма по-спартански (встроенное в переборку зеркало — не в счет). На вид здесь довольно просторно, но устроиться на койках сидя можно максимум вчетвером — сказывается седловатая конфигурация подволока, резко понижающегося к носу. И это, надо заметить, при паспортной пассажировместимости аж в 16 чел.! (Кстати, даже с учетом двухуровневого заднего сиденья обеспечить сидячими местами такую ораву никак не выйдет). Простенькая дверь каюты снабжена примитивными щеколдами и странной утопленной ручкой, которую удалось поддеть пальцем далеко не с первой попытки. Даже такой, казалось бы, "предмет роскоши", как якорная электролебедка, мы бы переквалифицировали в предмет первой необходимости — хотя бы по той причине, что носовая дека не оборудована релингами, и в качку там лучше не показываться.
Для столь испытанного путешественника, как "Nuova Jolly King 750 Cabin", принцип "ничего лишнего" вполне уместен, но странно, что в категорию "лишних" попали и совершенно необходимые вещи.
Только держись!
Этому совету мы бы с удовольствием вняли — было бы за что держаться. С этим действительно возникли проблемы, что было вдвойне обидно — ведь сама по себе лодка буквально творила чудеса.
При скорости ветра 10-12 м/с даже в более-менее закрытой бухте валил метровый накат, а в открытом море попадалась волна и под два метра высотой. Для 7.5-метровой лодки, пусть даже и РИБа — испытание более чем серьезное. Поначалу я предпочел держать 225 "лошадей" в узде, инстинктивно сбрасывая газ при виде вырастающего перед тупым носом "King 750 Cabin" особо крутого вала, но вскоре понял, что этого не требуется. Лодка, разваливая волну напополам и плавно покачиваясь, настолько уверенно катила от берега, что стало теряться ощущение скорости. Правая рука сама собой начала подталкивать ручку газа вперед, и цифры на дисплее навигатора замелькали в пределах 36-38 уз (67-70 км/ч). Появилась некоторая тряска, а с гребней волн высотой более 1.5 м лодка стала летать по воздуху — правда, достаточно мягко приводняясь. На метровой волне ход с ростом скорости оставался почти таким же мягким — нос уверенно прорезал волну. От скул с шипением отлетали плоские веера воды, причем в кокпит не попало ни капли. Крутой поворот даже на склоне волны, лагом к гребню, не вызывал опасного крена — в подобной ситуации начинает "работать" объемистый надувной баллон. Сказка!
Таким поведением "Nuova Jolly King 750 Cabin" во многом обязан довольно оригинальной вариации на тему "глубокого V": легкость выхода на глиссирование и поддержание высокой скорости на ходу корпусу значительной килеватости обеспечивают три пары довольно узких продольных реданов, начинающихся в районе изгиба форштевня и далее простирающихся по батоксам в корму, в то время как носовая часть абсолютно гладкая — на ней нет низко расположенных реданов или брызгоотбойников, создающих дополнительную подъемную силу при встрече с волной и провоцирующих "экстремальные" прыжки. Борьба с брызгообразованием возложена на высокий развитый отбойник, подковой опоясывающий носовую часть. Кстати, мы только на берегу обнаружили, что носовая часть лодки полностью выполнена из пластика, хотя со стороны надувной баллон выглядит цельным — по такому же принципу устроен и РИБ "Zar" итальянской компании "Formenti", о котором мы рассказывали в предыдущем номере. Отсутствие надувного "бампера" способно немного обескуражить завзятого "рибомана", привыкшего к лихим швартовкам.
Сам корпус вел себя на волне великолепно, но пассажирам изрядно досталось — держаться было попросту не за что. Два вертикальных поручня по краям кормовой переборки — вот и все спасение на случай неожиданного прыжка, никаких ограждений нет и у высоких задних сидений. Водителю оставалось держаться исключительно за руль и покрепче упираться ногами, поскольку устройство тумбы-сиденья не предусматривало страховки от боковых перемещений.
Резюме
Главный плюс "Nuova Jolly King 750 Cabin" — его исключительная мореходность, позволяющая поддерживать высокую скорость даже в штормовую погоду. Увы, но созданные для водителя и пассажиров условия заметно отстают от возможностей, заложенных в корпус. Вероятны ситуации, когда от прибавления газа удержит лишь опасение, что кто-нибудь выпадет за борт. Комфорт — понятие относительное. Для одного это каюта и лежаки-солярии, для другого — полное слияние с лодкой в любых условиях. А "Король" все-таки способен на нечто большее, нежели роль плавучего пляжа.