Мировая химическая промышленность сегодня предлагает широчайший ассортимент специальных средств для ухода за металлическими, пластиковыми, деревянными обшивками и палубами, стеклами иллюминаторов, релингами, тентами и виниловой обивкой сидений. Рассмотрим те из них, что не только улучшают внешний вид судна, но и способствуют более экономичной его эксплуатации, продлевая срок службы материалов и снижая сопротивление движению. К ним можно отнести специальные очистители корпуса, политуры и защитные средства, сохраняющие днище и борта в кондиционном состоянии более или менее продолжительное время.
Очистители и политуры
Эта группа препаратов, пожалуй, наиболее многочисленна, и не случайно — содержание лодки в чистоте — задача настолько же насущная и типичная, как регулярная уборка дома или мытье автомобиля. Очистители для наших малых судов характеризуются высокой активностью к макро- и микроорганизмам и продуктам их жизнедеятельности, въевшимся в микротрещины пластика либо краски, способностью без сколько-нибудь значительных физических усилий удалять налет солей, углеводородов, потеки ржавчины и, конечно, безопасностью состава для окружающей среды. На воде специальных моек нет, и все смытое с корпуса неизбежно окажется на соседнем со стоянкой пляже. В состав очистителей входят сильные поверхностно-активные вещества, иногда в комбинации с кислотами, но "хорошим тоном" считается отсутствие в них органических растворителей, фосфатов, хлора, а также способность к быстрому саморазложению после применения. В числе потребительских марок — такие средства, как "Hempel" (Дания), "International" (Великобритания), "Liqui Moly" (Германия), "Boero" (Италия). Они продаются в привлекательной и удобной малоформатной таре, но стоят немало — порядка 400-900 руб./л. Профессиональные средства компании "Unitor" (Ирландия) стоят всего около 180 руб./л, правда, при объеме поставки от 25 л. Хорошо известен посетителям различных бот-шоу американский бренд "Star brite"; толстый каталог этой фирмы содержит перечень целой гаммы очистителей — стандартных и особо сильных; отдельно для пластика, алюминия, дерева и комбинированных; для трудолюбивых судовладельцев и ленивых... Фирма делает особый упор на то, что с помощью обычных хозяйственных или автомобильных моющих средств подобного по совершенству очищающего эффекта достичь не удастся: каждому виду поверхности лучше подходит специальный вид активного агента. Некрашеный алюминий, к примеру, чистить щелочесодержащими составами просто вредно. Кстати, перед тем, как обработать корпус специальным очистителем, для экономии рекомендуется помыть его обычным нейтральным моющим средством.
Воздействие коррозии, ультрафиолета, микроорганизмов не проходит бесследно — поверхностный слой материала понемногу разрушается. Отмытая и очищенная поверхность может оставаться шероховатой, особенно у достаточно долго послуживших корпусов. Задача политуры, содержащей абразивные микрочастицы, — снять тонкий верхний, потерявший прочность слой окисленного алюминия либо гелиевого покрытия пластика, и помочь довести поверхность почти до первозданной чистоты и гладкости.
Защитные средства
Усилия по восстановлению цвета и глянца корпуса лодки будут потрачены напрасно, если поверхность металла или пластика не защитить от разрушения на весь сезон. С этой целью наносят защитный воск, образующий твердую глянцевую пленку, которая закрывает поры, микротрещины, снижает адгезию загрязнений к обшивке и заодно противодействует осмотическим явлениям в пластике. Упомянутые выше компании предлагают разнообразные защитные средства, зачастую скомбинированные с очищающими и полирующими добавками, как, например, "NautiPro — Premium Polish" или "Wash and Wax" от "Star brite". Новейшая разработка — тефлонсодержащие пасты и жидкости, образующие очень тонкую гладкую защитную пленку, которая служит в шесть раз дольше обычных восковых покрытий, отталкивая грязь и обрастания. Конечно, противообрастающим в традиционном смысле это покрытие назвать нельзя, но образующаяся на обработанном скользким тефлоном корпусе бактериальная пленка легче смывается встречным потоком на ходу судна.
Интересен препарат шведской торговой марки "Lefant" — заполнитель микротрещин "Crack Sealer". При нанесении на пластиковые, деревянные, металлические корпуса он сам "находит" трещины, проникает в глубь повреждений поверхности и придает ей масло- и водонепроницаемые свойства, что при ежегодном использовании значительно удлиняет срок службы декоративных покрытии и материалов обшивки. Нужно только помнить, что если вы намереваетесь регулярно красить днище или район переменной ватерлинии — и на это есть причины, то надо обязательно их закрывать от воздействия воска или политуры, иначе краска там не будет держаться. Но о специальной окраске — далее.
Необрастающие покрытия
Информация об изображении
Неочищенная поверхность корпуса покрыта желтоватой пленкой засохших обрастаний, солей и окислов
Применение необрастающих красок позволяет убить сразу двух зайцев — избавиться от обрастания корпуса тормозящими движение живыми организмами и защитить подводную часть корпуса от разрушающего воздействия внешней среды. Поскольку необрастающие покрытия требуется регулярно обновлять, их можно отнести к средствам ухода за корпусом. Они представляют собой краску, в которую добавлено некоторое активное, препятствующее обрастанию вещество. В зависимости от вида этого активного вещества "необрастайки" в настоящее время подразделяются на оловосодержащие, медьсодержащие, с синтетическими антибиотиками, а также не содержащие ядовитых для жизни веществ, а просто препятствующие благодаря своим физическим свойствам оседанию живых организмов на обшивку корпуса. Последние в силу известных экологических тенденций, характерных для прогрессивных сообществ, наиболее приветствуются, а вот оловосодержащие как особенно вредоносные для подводной флоры и фауны запрещены для малых судов. Содержащие медь и ее соединения отечественные эмали ХВ-5286С и ХС-5298С не слишком долговечны (срок действия — два-три года), но вполне эффективны при достаточной толщине слоя. Медьсодержащие "необрастайки" "International Intersmooth 460" для открытого моря и "Intersmooth 360" для прибрежного района плавания, а также не содержащая биоцидов "Intersleek" для быстроходных судов держатся до четырех-пяти лет и обладают свойством самополируемости, выравнивания шероховатоости слоя по мере износа, что способствует экономии топлива. Краски с подобными свойствами выпускаются и под другими известными брендами — "Hempel", "Sigma", "Lefant", правда, их стоимость довольно высока — от 1000 руб./л.
Неочищенная поверхность корпуса покрыта желтоватой пленкой засохших обрастаний, солей и окислов
При выборе покрытия следует помнить, что медь, вообще говоря, вредна для алюминиевых корпусов, поскольку образует гальваническую пару и ускоряет коррозию, поэтому на корпусах из легких сплавов применяются марки, не содержащие меди. Существуют краски отдельно для пресной и морской воды, для тихоходных и скоростных судов, умеренного и тропического климата, так что для достижения наилучшего результата целесообразно всегда руководствоваться рекомендациями фирмы-продавца и выбирать краску, соответствующую вашим условиям эксплуатации. По опыту специалистов, экономичнее применять более стойкие, хотя и более дорогие марки "необрастаек". Например, американский строитель Сэм Девлин считает: "Недостаток необрастающих красок заключается в том, что их необходимо каждый год перекрашивать. Они мягкие и не отличаются износоустойчивостью, в особенности это касается трейлерных лодок, которые постоянно испытывают процедуру спуска и подъема... Эпоксидные необрастающие покрытия очень дорогие, однако позволяют избежать ежегодной процедуры окрашивания. Они представляют собой мелкодисперсную медь, медь с никелем или оксид меди в смеси с эпоксидной основой и наносятся валиком или краскопультом. Медь токсична для водных организмов и не позволяет развиваться растительности, поэтому ежегодно требуется только слегка зачистить днище шкуркой, чтобы обнажить свежие неокисленные частицы меди. Производители рекомендуют толщину такого покрытия в 0.5 мм. Поскольку около 0.025 мм будет подвергаться ежегодному износу, теоретический срок службы такого покрытия составляет 10-15 лет. Это по оптимистичным прогнозам, но, даже если оно простоит и половину этого срока, то все равно окажется экономически выгодным". Владельцев алюминиевых корпусов, для которых медь, как отмечалось, вредна, возможно, в данном случае заинтересует противообрастающая добавка для обычных красок "Compound-X" от "Star brite".
Обретенные километры
Главные вопросы, которые обычно интересуют читателя: "Насколько применение всех этих средств оправданно? Надо ли вкладывать средства в недешевые расходные материалы, если результат этого окажется неощутимым?" Обратимся к справочнику по ходкости маломерного судна. Влияние обрастаний учитывается при расчетах ходовой экономичности надбавкой к сопротивлению трения, рост которого может составить до 20%. Это ведет к увеличению потребной для движения мощности на 10% для обычных водоизмещающих и глиссирующих судов, а для тех из них, у которых доля трения в общем сопротивлении составляет более 50-60%, т. е. самых быстроходных, а также имеющих сильно удлиненные корпуса, — и того больше. Для мотора в 100 л.с. десятипроцентный рост потерь мощности означает добавочные 3-4 л бензина в час, или падение скорости примерно на 7%. Вот и считайте, во что обойдется пренебрежение профилактическими работами на корпусе. При этом мы не учитываем влияния обрастаний, коррозионного и эрозионного износа на целостность обшивки и корпусных конструкций. "Убитая" за несколько сезонов варварской эксплуатации лодка может потерять 70-80% начальной стоимости, хотя нормативный срок службы корпусов малых судов независимо от их материала составляет 15 лет.
Наконец, как говорится в притче, и подпорченное, битое яблоко можно съесть целиком, но будет значительно вкуснее и приятнее, если взять ножик и очистить его. Не будем жалеть труда на поддержание в чистоте и исправности своих судов, и тогда наши стоянки, возможно, перестанут выглядеть, как корабельные кладбища.
Алексей Даняев. Редакция благодарит С.Баркалова за предоставленные при написании статьи материалы.