Чуть более полугода прошло с момента нашего первого знакомства с мореходными катерами "Karnic" конструктора Н.Караолиса, производимыми на Кипре. И вот в конце августа прошлого года нам представилась возможность испытать "южанина" в деле — на самой настоящей финской рыбалке в одном из балтийских фьордов под Турку.
Нежарким августовским днем мы с Игорем и Эдуардом, представителями компании "Порт-Артур", организовавшей эту многообещающую поездку, плавно несемся по ровным финским дорогам на крайний юго-запад страны в сторону одного из бесчисленных островов балтийского побережья — Никсаари, или на шведский лад Никсор. В этих местах шведы вообще исторически преобладают, даже надписи на указателях не дублируются по-фински. На территории базы отдыха нас встречает Яри, круглолицый невысокий финн, в чьи обязанности входит всесторонняя забота о нашем здесь пребывании. Располагаемся в просторном деревянном домике на ухоженном берегу. База — одна из старейших в стране, существует около сотни лет. В светлой кухне домика — большая белая печь, как в фильме "За спичками". Бездействующая, но очень колоритная. Есть еще, как водится, одноместная сауна, и другая, полноразмерная, во дворе. Там же, на окраине базы, и прочие удобства, как ни странно... Яри топит сауну, готовит еду, и мы ужинаем в благодушной атмосфере, строя планы на завтрашний день. Попутно выясняю у него, на каких основах строятся отношения с владельцем базы. Яри как уполномоченный контрагент сам набирает группы туристов и предоставляет им все необходимое для полноценного отдыха с удочкой наперевес. Подлежащий тестированию "Karnic-2250" со всем оборудованием также находится в его собственности. Катер покачивается неподалеку у бона на солоноватой воде фьорда. С первого взгляда понятно: это судно — для настоящей мужской работы. Нос по-морскому высок, с небольшим развалом для лучшей всхожести на волну. Полубачная архитектура придает дополнительную просторность носовой каютке, это уже не "убежище", а место полноценного отдыха для двух-трех ушедших на ночной лов рыбаков. Планировка палубы "walkaround" обеспечивает доступ к борту вдоль всего корпуса и даже дальше, если учесть немалый размер кормовых площадок-кринолинов. Над обширным кокпитом — хромированная троллинговая мачта с характерным "органом" из стаканов — держателей удилищ, а с бортов свесились мрачноватого милитаристского вида лебедки-даунригеры. Транец украшает глянцевый 140-сильный "Suzuki" последней модели.
Наутро собираемся в путь к месту лова. Нас интересует троллинг, он в наибольшей степени позволяет показать возможности катера и не требует особой квалификации от рыболова. Яри "заряжает" мачту удилищами. Они недлинные и очень прочные, без последствий выдерживают эффектный демонстрационный удар со всей силы о сталь релинга. Немногочисленный багаж бросаем в рубку, пластиковый садок и ящик с блеснами задвигаем под кормовые баночки, и покрытый ковролином кокпит становится совершенно пустым, ничто не мешает под ногами. Хозяин немного доработал судно, добавив сухих лючков в корме, установил там же рыбопоисковый эхолот, на приборную панель — GPS-картплоттер, радиостанцию и такую необычайно, как мы далее убедились, полезную для троллинга опцию, как авторулевой. Отходим от бона малым ходом, мотора почти не слышно. В распоряжении водителя — широкое двухместное сиденье с перекидной спинкой. Обегать его узким проходом по левому борту не слишком удобно, зато обзор из полуприкрытой тентом рулевой рубки замечательный, кромка ветрового стекла проходит чуть выше глаз, не закрывает линии горизонта и прекрасно защищает от встречного ветра. На глиссирование выходим при 30 км/ч и движемся экономическим ходом вдоль живописных заросших лесом гранитных скал. Погода немного неспокойная, идут тучи и местами короткая волна, но в катере она не ощущается. Хозяин говорит, что ему доводилось ходить по трехметровой морской волне на полной скорости, с прыжками и подлетами, на помощь по сигналу SOS, после этого в мореходных качествах судна он уверен абсолютно.
Для лова Яри отведена прибрежная "делянка" длиной около километра. В Финляндии с этим строго, троллинг считается неспортивным ловом, и рыбачить где попало здесь не принято. Снижаем ход до самого малого. Яри выставляет курс на автопилоте, отпускает штурвал и начинает готовить снасти. За борт вываливаются массивные пластинчатые грузила даунригеров, затем выпускаются за борт яркоокрашенные кораблики, по-фински "планери", все эти хитрые приспособления разводят вглубь и вширь извлеченный из ящика сверкающий блесенный арсенал. Начинаем долгий и волнующий процесс траления. Авторулевой тихонько подрабатывает мотором влево—вправо, в удилищах свистит ветер,струной натянутые отводные шнуры мелодично поют в потоке воды, кораблики ныряют поодаль в волнах. Яри уверял, что в этих местах полно щуки и судака, но день был явно неудачным — брал преимущественно вездесущий, жадный до наживки окунь. Не мелкий, довольно упитанный, и сопротивлялся, когда тащили на борт, в полную силу.
Удача все же подмигнула нам пару раз, заставляя азартно вцепиться в треугольный подсак — леска, натянувшись, выгибала удилище в крутую дугу, и из воды показывалась зубастая пасть полуметровой щучки. Обе пятнистые красавицы заняли законное место в садке, а вот третью, поменьше, пришлось выпустить обратно — настоял Яри. Так здесь принято: если щука молодая, ее отпускают, как бы тому не противилось все существо отечественного рыболова. Да мы бы ее и не отпустили, если бы наш финский гид всецело был занят управлением катером, старательно проводя снасть мимо прибрежных зарослей тростника. Так нет ведь, автопилот полностью взял на себя заботу по поддержанию выбранного курса! Лишь изредка приходилось давить кнопки коррекции, направляя судно вдоль изгибов береговой линии. В принципе, при наличии авторулевого можно на малом ходу полностью управлять курсом из кокпита, используя только пульт дистанционного управления рулем, все равно как переключая каналы телевизора с домашнего дивана.
После возвращения, на берегу, мы поступили с добычей как полагается, благо здесь возведены для отдыхающих аж две кирпичные коптильни. Катер занял свое место у бона. Заботливый хозяин немедленно отмыл кокпит от рыбьей чешуи из специального шланга, подключенного к бортовой электрической помпе. Вода быстро и бесследно ушла из синтетики ковролина, тому способствовала и высоко поднятая над ватерлинией палуба самоосушаемого кокпита.
Особых сомнений в том, что "Karnic-2250" не подведет, не было изначально. Средиземноморские строители знают толк в правильных рыболовных судах. Следует только помнить, что общая стоимость установленного дополнительного оборудования, надежного и эргономичного, была сопоставима со стоимостью самой базовой лодки. А именно эти хайтековые "игрушки" — катушки-лебедки, удилища, электроника — доставили нам значительную часть положительных эмоций от неспешной и техничной финской рыбалки.