Основные данные катера "Aquador-32C"
Длина наибольшая, м | 9.70 |
Ширина наибольшая, м | 3.45 |
Осадка, м | 0.9 |
Вес, кг | 500 |
Запас, л: | |
- топлива | 700 |
- воды | 200 |
Мощность двигателя. кВт (л.с.) | 300-323 (285-440) |
Производитель | "Bella Veneet OY" |
Цена в России, евро | 200 000 |
Высокобортный сине-белый корпус возвышается над причалом в протоке Невы. Еще более представительно и органично он смотрелся бы на фоне серых ладожских или сибирских скал.
Интересуемся мнением капитана о его судне:
— Почему вас устроил именно "Aquador-32C"?
— Мы хотели иметь глиссирующий катер с закрытой ходовой рубкой, VIP-отделкой внутренних помещений и, к тому же, имеющий хорошие мореходные качества наряду со значительной автономностью плавания. В нем должно было предусмотрено все необходимое для комфортабельного размещения не менее шести человек. Иными словами, нужна была дорогая "игрушка" не на один день. Поэтому некой приятной "составляющей" стал сам процесс выбора. С этой целью мы посетили ежегодные выставки в Дюссельдорфе, Хельсинки и, наконец, в Москве. Наше внимание привлекли две модели: "Nimbus-320 Coupe" и "Aquador-32C". Выбор в пользу последнего был окончательно сделан весной на Московском яхтенном салоне. Нам повезло, мы забрали последний корпус со всеми максимально возможными опциями и, как оказалось, оптимальным двигателем. Теперь можем уже и сами дать совет: при выборе катера больших размерений надо помнить поговорку: "готовь сани летом". В этом случае можно воспользоваться предложением торгующих фирм платить поэтапно и получить катер желаемого цвета, с опциями и двигателем, о которых мечтали.
Итак, вперед. Открываем "калитку" в кормовом фальшборте, и с кринолина (плавательной платформы) попадаем в кокпит. В нем имеется откидная скамейка, а также может устанавливаться столик (в походном положении находится в кормовом трюме), за которым можно запросто устроиться и вчетвером. Отодвигаем широкую раздвижную дверь и попадаем в закрытый салон. Его отделку можно назвать почти роскошной, мебель, двери и декоративные панели изготовлены из натурального вишневого дерева. Компактный столик украшен инкрустацией с "аквадоровским" логотипом. Диваны и сиденья обиты качественной бархатистой тканью синего цвета, так называемой "алькантарой", с вышитым на них тем же фирменным знаком. Обеденный уголок зрительно отделен от навигационной зоны спинкой переднего сиденья (своего рода трансформером), которую при необходимости можно перевернуть — и Г-образный диван получает форму буквы "П"; на нем могут разместиться уже шест ь человек. Скромный столик способен развернуться до габаритов полноценного стола. Дальнейшая трансформация: убираем столик, ставим дополнительную подушку — получается широкий двуспальный диван. Проход, покрытый ковролином, ведет в просторную хорошо отделанную носовую каюту полномерной высоты.
Перед входом в нее по левому борту — вход в малую спальную каюту, расположенную под палубой салона. Там чуть теснее, чем в носовой, но в небольшом, удобно оборудованном мягким креслом и шкафчиком тамбуре, можно выпрямиться в полный рост. В крыше носовой каюты есть большой люк, имеющий жалюзи и противомоскитную сетку. По правому борту — душевая кабина и раковина, совмещенные с гальюном, достаточно больших для 9.7-метровой лодки размеров. Фановая система катера снабжена накопительной цистерной, на плавательной платформе имеется душ с подачей горячей воды. Камбузный блок включает вмонтированные холодильник объемом 60 л и мойку; плита и духовой шкаф работают на топливе из общего бака. Северная специфика сказывается на составе опционального оборудования: катер обогревается трехкиловаттным отопителем, лобовые стекла снабжены системой теплого обдува.
Эргономика водительского регулируемого кресла также на высоте, штурвал легкий, с гидроусилителем, есть все необходимые приборы и переключатели, карта с подсветкой. Существенной особенностью катера является наличие в рубке двух боковых сдвижных дверей со стороны водителя и пассажира, выходящие на боковые потопчины, что позволяет аккуратно пришвартоваться даже силами одного, правда, подготовленного шкипера. В помощь ему и электрическая якорная лебедка. В крышу встроено два люка, фиксирующихся в необходимом положении поворотом оригинального поручня-эксцентрика. При желании можно рулить и стоя, наблюдая за обстановкой по курсу через люк. В целом, благодаря большой площади остекления, обзор хороший, в том числе и на заднем ходу.
В прошлом году мы перегоняли катер морем из Хельсинки, вторую половину пути до российской границы шли уже не по шхерам, а открытым морем, где высота волны — 0.5-0.8 м, но "Aquador-32C" держал крейсерскую скорость около 20 уз (36.5 км/ч) при 2900 об/мин. Ни ударов, ни забрызгивания при этом не было отмечено даже на макси-малке, которая составила 25 уз при 3200 об/мин с нагрузкой шесть человек и около 700 л топлива плюс 150 л воды. Кстати, выяснилось, что благодаря ровному упору дизеля нагрузка лодке нипочем: максимальная скорость от нее почти не зависит. Позже, с двумя человеками на борту и почти сухим баком, была зафиксирована наибольшая скорость 27 уз (50 км/ч).
Выход на глиссирование произошел при 2500-2600 об/мин и скорости около 15 уз (27-28 км/ч). На полном ходу диаметр циркуляции составил около четырех длин корпуса. Крен при этом умеренный, устойчивый, но скорость снижается примерно на треть.
Наличие на катере носового и кормового подруливающих устройств делает его прекрасно управляемым при маневре в узкостях и выходе со стоянки. А вот на кормовой палубе во время движения, особенно в волну, чувствуешь себя довольно неуютно — держаться тут абсолютно не за что, и явно не помешали бы поручни. Необходим дополнительный поручень и на кормовой части фальшборта — напротив трапа для купания, чтобы упростить подъем из воды.
Капитан показывает двигательную установку — это "Yanmar GLYA-STP" мощностью 370 л.с. Мотор скрыт под люком в салоне и дополнительно накрыт находящимся под ним вкладным "пирогом" немалой толщины, благодаря этому достигается повышенная шумоизоляция. На холостом ходу двигателя почти не слышно, а на скорости 40 км/ч шум в рубке — 76 дБ, что вполне терпимо. Если закрыть широкую кормовую дверь, вообще становится тихо, как в поезде.
Естественно, нас интересовало, хватит ли до Питера содержимого топливной цистерны. Поглядывали на указатель уровня топлива и в итоге решили не рисковать, а зайти дозаправиться в пограничный город Котка. Поступили мы правильно, следующая заправка уже после прибытия в Питер показала, что 700-литрового запаса хватило бы буквально впритык — в идеальных условиях и на экономичном ходу. По нашим расчетам, расход топлива на маршруте, большая часть которого была пройдена на крейсерском и максимальном режимах, причем половина в волну, составил около 75 л/ч. Неплохой показатель, особенно если учесть, что паспортный расход "Yanmar GLYA-STP" — 80.1 л/ч при 3300 об/мин.
Резюме
Вместительная и комфортабельная лодка, пригодная для достаточно продолжительных плаваний экипажем из шести человек, которую без всякой натяжки можно отнести к категории моторных яхт. Управиться с ней под силу и самому хозяину, не прибегая к услугам наемного экипажа. Даже при короткой ветровой волне высотой до 1 м может идти намеченным курсом в режиме глиссирования, а не искать укрытия под берегом. Большая часть полезного пространства расположена под крышей, и удовольствие от плавания не омрачит даже холодная и дождливая погода, характерная для наших широт. Благодаря наличию больших люков и сдвижных стекол можно добиться такого же ощущения полного хода, как на открытой лодке.
К числу недостатков "Aquador-32С" мы бы отнесли ограниченную маневренность на малом, а особенно на заднем, ходу, что характерно для катеров с одномоторными силовыми установками с наклонным валом. Впрочем, в нашем случае этот недостаток полностью нивелировался применением опциональных кормового и носового подруливающих устройств.