Мы давно привыкли к оригинальным причудам японских моторостроителей, поэтому никто в редакции ни на сантиметр не изумился, когда "Yamaha" пригласила российских дистрибьюторов и корреспондента "КиЯ" в мексиканский город Канкун на испытания гидроциклов "а-ля 2005". Для японцев эта затея экономически оправдана по многим горизонталям. Во-первых, головное "ямаховское" предприятие в этой области производства находится хотя и в США, но очень близко — милях в 300 — от полуострова Юкатан, где расположен Канкун. Во-вторых, Россия по рангу относится к "ямаховскому" департаменту маркетинга ОМДО (об этом — ниже), ну а, в-третьих, дистрибьюторы практически за все расплачивались из собственного кошелька, так что организаторам можно было особенно не скупиться...
Кто бы мог поверить, что еще 30 лет назад Канкун представлял собой всего лишь маленькую рыболовецкую деревушку с сотней голодных жителей. Сейчас же это — благоухающий курорт с десятками первоклассных отелей, плотненько натыканных в изголовье белоснежной песчаной полоски, которая безмятежно тянется вдоль лазурно-нежных вод Карибского моря. Пожалуй, это самое посещаемое туристами место в Мексике.
Гидроциклы ныне переживают (за исключением, естественно, США) далеко не лучшие времена. Ограниченный спектр применения, эксплуатация исключительно летом, дороговизна и определенные сложности с межсезонным хранением ставят эти яркие водометные "развлекалки" в один разряд с часами от "Картье", "фордовским" "Ягуаром" и коньяком "Louis Royer". Так сказать, спокойно можно прожить и без некоторых излишеств. Тем не менее есть несколько сегментов рынка, где водным мотоциклам замены пока нет. Это силовые, спасательные структуры, но главным, конечно же, остается обширный рынок проката — тысячи отдыхающих не прочь за смешные деньги с ветерком и улюлюканьем откатать минут 10-15 вблизи изможденного зноем пляжа! В справедливости этого тезиса я воочию убедился в Канкуне, где на местном пляжном Бродвее насчитал 51 урчащую водометную единицу; при этом 49 из них представляли знатную семью "Yamaha" и лишь два происходили от конюшни канадского "Sea-Doo".
Именно поэтому нас и позвали смотреть новинки. В частности, в Канкуне должна была произойти презентация главной сенсации будущего года — трехместного "VX 110 SPORT" с четырехтактным двигателем. Как уверяли фирменные маркетологи, полноценной именно прокатной машины и по очень доступной цене. Экономическая составляющая характеристик данной модели звучала более чем весомо: на одной заправке можно проехать 3.81 часа, а расходы на 100 часов эксплуатации (бензин плюс масло) — всего 850 долл. Для сравнения, у сходных по параметрам "Sea-Doo GTI" и " Polaris Freedom" эти показатели значительно хуже — 1.75 часа и 1852 долл. и 2.57 часа и 1639 долл.
Кстати, впервые в истории производства гидроциклов количество четырехтактных моделей в "ямаховской" линейке 2005 г. оказалось доминирующим, хотя, если помните, всего три года назад в каталогах фирмы значились сплошные двухтактники. Случилось это оттого, что в условиях пляжного проката экологическая совместимость, малый шум и экономичность четырехтактника имеют первостепенное значение. Об этом и о прочих тенденциях в мире гидроциклов на семинаре нам поведал господин Сугияма, вице-президент американского отделения "Yamaha". То, что США имеют первостепенное значение для любого производителя водных мотоциклов, говорят цифры продаж "Yamaha" за 2004 г. (в скобках — суммарный объем рынка всех фирм). США — 30 000 (всего в стране продано 80 000 гидроциклов), Европа — 4600 (10 000), Япония — 1200, Австралия — 100, Ближний Восток — 1200 (2000), Латинская Америка — 520 (1000), Азия — 400 (700), ОМДО — 1200 (2000).
В последнюю группу стран — "остальные" — входит и Россия, поэтому мы и сидим на презентации между "наркодельцами" из Колумбии и закоренелыми мусульманами из Саудовской Аравии. И те, и другие внимательно слушают и делают вид, что распространяют "ямаховскую" идею "кандо" и торгуют исключительно водными мотоциклами...
Из России пожаловали почти все дистрибьюторы и, конечно, "Петросет", объем "ямаховских" продаж которого уже спокойно можно приравнять к солидной европейской стране. Улыбок на их лицах не видно — японские "папы" постоянно повышают отпускные цены на всю гамму водно-моторной продукции. Вот, возможно, и придется кое-кому собирать внезапный урожай, а кому-то упаковывать чемоданы. Это после многолетних стараний российского отдела маркетинга, руководимого Татэо Мацумото (кстати, в Канкуне его не было, и всей организацией занимались М. Номура и Т. Уено). Ведь уже сейчас японцы на территории бывшего СССР занимаются не только консолидацией заказов, но и активной рекламной поддержкой.
На взаправдашние "покатухи" "ямаховцы" по-царски расщедрились и выкатили девять моделей грядущего 2005 г. за исключением популярной и отменно продающейся стоячей модели "Super Jet 700" и базового 80-сильного двухтактника "Wave Runner XL 700". Просто эта парочка не претерпела абсолютно никаких изменений по сравнению с нынешним сезоном.
Мы, конечно же, расписались за технику безопасности и поставили жирнющую галочку против пункта, где большими буквами значилось, что "Yamaha" ни за что, кроме исправности техники, ответственности не несет.
К величайшему сожалению, я сразу же оседлал "FX Cruiser High Output" с четырехтактным четырехцилиндровым двигателем (пять клапанов на цилиндр, система газораспределения DOHC). "С сожалением" я сказал потому, что после этого гидроцикла все прочие лошадки на полуметровой карибской волне казались откровенными "Жигулями" первой модели (за исключением, пожалуй, 170-сильного "GP 1300 R"). Скорость 368-килограммовый трехместный круизер набирал уверенно, входил в повороты без ошибок, а уж сиденья и вовсе хотелось навсегда заныкать для домашнего употребления. Добавьте к этому эффектную футуристическую раскраску, просторные рундуки, обилие приборов на панели, встроенные в корпус противошумные экраны и резонаторы, пульт дистанционного управления, позволяющий не только мгновенно отключить двигатель, но и перевести его в режим для начинающих — и вы сразу поймете, какой гидроцикл обязательно будет блестеть в будущем году на "Пелорусе" (яхта Р. Абрамовича на Средиземном море).
В наши задачи входило сначала во всю прыть погонять по узким проходам среди кишащих крокодилами дремучих мангровых зарослей национального парка "Козумель", где проверялась маневренность и устойчивость аппаратов, а затем выйти в открытое море, где уже можно было без боязни выжать гашетку до самого упора...
Следующим мустангом оказался подо мной самый главный тестовый хит — ярко-красный и тоже трехместный "VX SPORT". Конечно, тут нет ничего лишнего: приборная панель скудновата, "кресла" попроще, а 110 сил не дают возможности противоречить ветру, как надо, но, учитывая прокатную направленность данной модели, сразу понимаешь, что лоск рабочей лошади ни к чему. Тем более, что и цена этого аппарата с четырехтактным двигателем более чем умеренная. Удивительно только одно — объявленная оптовая цена для российских дистрибьюторов практически одинакова с розничной ценой в США (6999 долл.), а ведь это сразу может возродить поток серого импорта. По маневренности и управляемости "спорт" ничуть не отличался от ранее испытанного "круизера". В целом, это законченный продукт, четко построенный по требованию определенного рыночного сегмента. Кстати, этот флагман будущего проката также оснащен системой подавления шума и вибрации (YSSS). По заверениям конструкторов, она до 70% поглощает внешний ходовой шум и за счет смягчения деформации элементов конструкции значительно увеличивает ресурс гидроцикла.
На десерт мне достался "GP 1300R". Вот уж где мощи и агрессии в избытке! На этом красавце с двухтактным трехцилиндровым двигателем установлены каталитический конвертер и компьютерная система управления работой двигателя (YEMS). Этот необузданный жеребец предназначен в первую очередь для опытных наездников, поскольку солидную порцию адреналина можно получить уже на третьей секунде после нажатия ручки газа — сразу даже пятками чувствуешь скорость (это на 38-градусной жаре). Тем более, что этот гидроцикл почти на полметра короче "круизера" и на резких поворотах роет волну так, что джигита вовсе не видно из-за мощного разноцветного фонтана брызг. Интересно, что на цилиндры двигателя этой модели (то же самое у 155-сильного "XLT 1200") нанесено керамическое покрытие, позволяющее экономить топливо за счет выравнивания температуры нагрева элементов поршневой группы. Производители уверяют, что и моторесурс такого типа двигателей значительно больше.
Останавливаюсь "посреди" океана и смотрю по сторонам. Эффектно рассекает соленую волну на "простеньком FX" с передвижной рулевой колонкой и изящными сиденьями один из руководителей нашей дистрибьюторской компании. Глядя на него и на авторитетные повороты другого, кажется из московской фирмы, который "оседлал" бело-желтый двухтактный "GP 800R", совсем нельзя сказать, что российский рынок гидроциклов стагнирует. Этот короткий (2.93 м), легкий (268 кг) гидроцикл с двухтактным двигателем на 120 л.с. завоевал больше всего чемпионских наград в своем классе. На волне и на скорости на нем, конечно, приходится больше стоять, чем сидеть.
Представитель "Петросета" пытается с ветерком проехать перед моей фотокамерой на трехместном 155сильном "XLT 1200" (двигатель двухтактный трехцилиндровый). У него-то все получается отменно, только мне никак не построить кадр — стоит остановиться и навести объектив, как тотчас какой-нибудь саудовский дилер обдаст тебя с ног до головы соленой водой.
"1200-й" с технической точки зрения по праву считается наиболее продвинутым агрегатом. В прошлом году его даже объявили в США гидроциклом года. Дело в том, что эту "люксовую" стильную модель "ямаховцы" умудрились начинить и системой шумоподавления, и карбюратором с ускорительной помпой, и оригинальной системой клапанов, и пятью позициями триммера, и 13-функциональным приборным дисплеем!
...Самолеты из Канкуна взлетают всегда в сторону Кубы, до которой всего-то 150 км. Вот и наш "боинг" набирает высоту прямехонько над ярко-белой ленточкой пляжа, и хотя еще только полдесятого утра, я успеваю насчитать под собой как минимум пару десятков прокатных трудяг-гидроциклов. Так и хочется сказать "ямаховским" боссам — верной дорогой идете, товарищи.