Основные данные яхты "JS9000"
Длина, м | 9.125 |
Ширина, м | 1.72 |
Осадка, мм: | |
- с поднятым килем | 620 |
- с опущенным килем | 2150 |
Водоизмещение, кг | 900 |
Пл. парусности, м2: | |
- грот | 19.1 |
- стаксель | 10.0 |
- спинакер | 60.0 |
На причале в Пуле было неуютно, низкие серые тучи, казалось, вот-вот распорются, зацепившись за верхушку какой-нибудь мачты, и прольют на землю весь свой обильный осенний запас влаги. Шестибалльный зюйд-вест налетал порывами, которые приносили с собой заряды злого холодного дождя. На пирсе ожидала меня яхта на трейлере — ее еще предстояло вооружить и спустить на воду. Сначала я расстроился, представив себе процедуру спуска на воду и вооружения яхты в такую погоду, тем более что день уже клонился к закату, но выделенный мне в помощь сотрудник фирмы (которому предстояло стать партнером по тесту) успокоил, сказав, что вооружить "девятитысячник" не сложнее, чем крохотный динги. К удивлению, Чарли (так звали помощника) оказался прав — вдвоем мы быстро достали из контейнера легкую углепластиковую мачту с уже присоединенными краспицами, вставили ее шарнир (вы не ослышались — шарнир является частью мачты) в степс на палубе, завели ванты, после чего мой напарник уперся в мачту раздвоенной частью спинакер-гика, а я потянул за фал. Мачта послушно поднялась и встала на свое место, после чего нам осталось только закрепить форштаг и законтрить талрепы.
Пока Чарли ходил переодеваться, я осматривал лодку. Конечно, у любого нормального человека при первом взгляде на эту яхту должно создаться впечатление, что ее архитектор на пару с инвестором недавно сбежали из сумасшедшего дома, но я всегда был уверен в том, что пациенты психиатров не способны проектировать претендентов на Кубок "Америки"1. При взгляде на яхту длиной 30 и шириной меньше 6 футов (9 и 1.8 м соответственно) трудно отделаться от ощущения, что она сразу после спуска на воду ляжет на борт. Крохотная рубка с маленьким люком, огромный кокпит, занимающий более половины длины судна, и "чистая" палуба с минимумом дельных вещей — вот почти все, что можно сказать о внешнем виде этой необычной лодки. Привычного погона гика-шкота нет вовсе, но надо, правда, заметить, что в центре кокпита находится пьедестал, на котором (в зависимости от комплектации, как сказал Чарли) могут быть установлены либо лебедка гика-шкота ("семейный" вариант), либо стопор ходового конца, проведенного в пять лопарей (для тех, кому в этой жизни не хватает перца).
По слипу мы вдвоем легко спустили 30-футовую яхту на воду при помощи лебедки — несмотря на свою длину, лодка весит меньше тонны, а убираемый в корпус киль, как оказалось, позволяет спускать ее на воду вместе с гоночными швертботами — осадка "JS9000" с поднятым килем составляет два фута (61 см)2. Еще до того, как мы опустили и закрепили киль, я выпрямился в кокпите во весь рост и попытался раскачать яхту, а потом мы с Чарли встали на один борт. Несмотря на угрожающе малую ширину судна, крен был заметный, но все же не чрезмерный — вряд ли он будет представлять опасность даже для семейного экипажа (думаю все же, что полные "чайники" не станут покупать такую яхту). Переведя лодку на глубокую воду, мы отпустили контровку талей поднятого киля, и тяжелый плавник легко скользнул в глубь своего гнезда. Яхта мгновенно приобрела буквально каменную остойчивость, и это неудивительно — вес глубоко погруженного (осадка яхты с опущенным килем — 2.10 м) балласта составляет целых 70% водоизмещения судна.
Пока Чарли ставил паруса, я осмотрелся в лодке. Конечно, называть каютой подпалубное пространство "JS9000" никому и в голову не придет, — но все же на стоянке там можно хранить подвесной мотор и иное оборудование, а находясь в плавании, — какие-либо припасы или вещи. Зато расширяющийся в корму кокпит яхты просторен (если не сказать — огромен) и очень удобен для размещения даже не самого опытного экипажа из двух-трех человек — помешать друг другу они физически не в состоянии.
Тем временем, пока мы вооружали яхту, ветер чуточку утих и уже был не столь порывист. Анемометр стабильно показывал 13-14 м/с, мы отдали швартовы и сразу от причала легли на курс бейдевинд. Едва Чарли добрал шкоты, как яхта плавно повалилась на подветренный борт, но не успел я испугаться, как крен судна перестал расти, а лодка начала стремительно набирать скорость. Конечно, сперва было несколько непривычно наблюдать мачту, не уткнувшуюся в небо, а, наоборот, указывающую куда-то за горизонт — но вскоре ощущение неуверенности прошло. Яхта прекрасно лежала на курсе, не испытывая ни малейшего желания приводиться на порывах. Усилия на румпеле были минимальны, а встречная крутая волна высотой около трех футов разрезалась корпусом яхты, словно хорошо отточенным ножом, не встречая сопротивления. Отрадно было видеть, что палуба оставалась практически сухой — на нее периодически залетали лишь отдельные брызги.
Когда цифры на дисплее электронного лага перестали скакать, я скомандовал Чарли достать GPS, и мы стали замерять скорость. Результаты меня приятно удивили: при истинном ветре в 14 м/с в гоночный бейдевинд яхта шла со скоростью около 10 уз. Покрутившись немного разными галсами и курсами и повозившись с парусами, нам удалось добиться от лодки скорости в 13.5 уз при ходе в полный бейдевинд. Ощущения при этом были очень интересными: с одной стороны, стремительного полета — как на легком швертботе или катамаране, а с другой стороны — определенной "мягкости" (более свойственной килевой яхте), очевидно компенсирующей некоторые ошибки управления.
Зайдя после этого за низкий мыс, хорошо защищавший акваторию от волны, мы попытались определить угол лавировки "JS9000" в идеальных условиях — практически на спокойной воде. Несколько замеров позволили сделать вывод, что минимально возможный угол лавировки в таких условиях составляет около 15°. После этого мы убрали стаксель и попытались скрутить оверштаг под одним гротом — яхта выполнила поворот, как хорошо обученная лошадь.
Реализации моей дальнейшей программы, увы, помешало время — начало стремительно темнеть, и мы направились в гавань. По пути я пересадил Чарли за руль, а сам попытался почувствовать, какое усилие требуется на шкотах. Я, конечно, нахожусь в достаточно хорошей спортивной форме, но полагаю, даже благообразный отец семейства с брюшком, заглядывающий в паб гораздо чаще, чем в фитнесс-центр, не столкнется с проблемами, управляясь с этой лодкой. Для более сильного ветра на гроте предусмотрена одна полка рифов. Немаловажно, что стаксель яхты "автоматический", и поворот оверштаг не потребует от семейного экипажа специальных навыков или особой слаженности действий. В целом, как мне показалось, лодка полностью соответствует идее, озвученной Джоном Сворбриком: "Создать сравнительно недорогую3 и одновременно очень быструю яхту, пригодную для управления относительно малоопытным семейным экипажем".
Однако испытанное нами судно оказалось не лишенным недостатков, большинство из которых, правда, относилось, скорее, к практической реализации этой идеи, нежели к концептуальным проблемам. Так, явно неудачно размещен погон стаксель-шкота, что в ряде случаев приводит к неэффективной работе паруса. Пьедестал в центре кокпита выполнен массивным и довольно грубо, а проводка гика-шкота крайне неудобна (кстати, в варианте с лебедкой ее рукоятка обязательно должна быть в травмобезопасном исполнении). Деревянный румпель, хотя смотрится изящно и приятен на ощупь, абсолютно неуместен в подобной лодке — алюминий смотрелся бы куда естественнее, вдобавок за ним не нужен уход. Но все вышеперечисленное — мелочи на фоне "дышащего" соединения палубы с корпусом и откровенно слабых креплений ряда дельных вещей. Когда мы ошвартовались, я подошел к Скотту — одному из директоров фирмы, поставляющей "JS9000" в Британию, и стал озвучивать перечень замеченных мной недостатков. Вместо ответа Скотт показал огромный блокнот, где было записано все, мною перечисленное (и даже сверх того!). После этого он опять подвел меня к лодке и показал шильдик на транце: серийный номер испытанного экземпляра был 004! "Ты выходил на одной из самых первых лодок. Практически все названные тобой дефекты нам известны, — сказал Скотт. — Сейчас лодки от них уже свободны, а корпус и палуба стали гораздо жестче, чем у этого образца. Так что проблем с долговечностью у владельцев не будет".
Успокоившись, я попытался обрисовать для себя перспективы этой интересной яхты. Выходило так, что ее несложно быстро перебросить на трейлере в любое место и погоняться там, добавив себе адреналина в кровь. Одновременно с этим "JS9000" — я все же настаиваю — можно использовать в качестве оригинального дейкруйзера для небольшой семьи. В рубку кидаются палатка, спальные мешки — и путешествуйте по рекам или озерам, ночуя на берегу, а высокие скоростные качества лодки позволят сделать отдых интересным и динамичным — в пику семейным "утюжкам". Возможно, "жирным котам", степенно потягивающим виски на мостиках своих "Принцесс", такая концепция семейного судна покажется излишне аскетичной — а по мне так в самый раз!
Майкл Кристенс, специально для "КиЯ" Лондон, Англия
P.S. Как мне стало недавно известно, пара вконец отвязанных американцев разогнала "JS9000" до 20 уз — и ухитрилась поддерживать такую скорость как минимум полчаса! Я решил сделать заказ на эту лодку...
Примечания
1. Один из конструкторов двух австралийских претендентов на Кубок "Америки" ("Coucaburra II" и "Coucaburra III") — Джон Сворбрик.
2. Автор статьи испытывал дорогой вариант яхты — с опускаемым килем и углепластиковой мачтой. В стандартной комплектации яхта оснащена жестко закрепленным килем и алюминиевым рангоутом.
3. В стандартной комплектации яхта стоит 28 000 фт.ст.