Основные данные яхты «Эльф»
Длина, м: | |
— макс. | 8.00 |
— по КВЛ | 7.47 |
Ширина, м | 2.50 |
Осадка, м | 1.80 |
Высота мачты,м | 12.06 |
Водоизмещение, кг | 1400 |
Балласт, кг | 600 |
Площадь парусности, м2: | |
— стаксель | 17.3 |
— грот | 24.6 |
— спинакер | 45 |
Экипаж, чел. | 4-5 |
Относительная длина, | 6.68 |
Энерговооруженность, | 5.79 |
Выход в море состоялся уже по завершении навигации утром пасмурного осеннего дня. Небо было затянуто сплошными низкими серыми облаками, а потом зарядил холодный и мелкий дождь. «Ничего, ничего, — ободрял нас один из авторов проекта. — Вот сейчас выйдем в море, мрачное настроение мигом исчезнет. Получите нужный заряд адреналина. На весь октябрь хватит»...
И ведь хватило! Но об этом после, а пока вернемся к яхте. На фоне стоящего рядом «Укора» («Conrad 24») «Эльф» (в полном соответствии со своим названием) и в самом деле казался представителем другой породы. Узкая лодка с объемистой обтекаемой рубкой, низким бортом и огромным открытым в корму кокпитом выглядела очень необычно и напоминала породистого рысака.
Грузим вещи, фотоаппаратуру и забираемся на борт. Первое впечатление от кокпита и впрямь не обмануло — просто «Невский проспект». Погон гика-шкота проходит в его кормовой части возле ног рулевого, не мешая шкотовым. Обилие снастей и стопоров для тонкой настройки парусов, регулировки ахтерштага и чекстеев. Внутри яхта экстремальна — довольно обширный объем внутреннего пространства практически лишен каких-либо элементов комфорта. Две продольные банки с рундуками под ними, гробы и внушительный трюм под кокпитом — вот и все, что можно сказать об интерьере. Форпик абсолютно пуст, если не считать мешка со спинакером, якоря и спасжилетов.
Быстро поставив паруса, отходим от причала. Ветер в Невской губе 4-6 м/с от WSW, волны почти что нет — высота ее не более 30 см. Яхта выходит из гавани под гротом и спинакером в полный бакштаг, делает поворот, чтобы выйти к Петровскому фарватеру — и... фантастика! Под спинакером лодка ложится на курс бейдевинд. GPS показывает 6.6 уз. Крен судна достигает 35°. Основания подветренных леерных стоек уже в воде, но усилия на румпеле минимальные — никакого намека даже на саму возможность брочинга. Конструкторы спокойны: «Ничего страшного», — говорит Андрей Косоротов. Оно, быть может, и так — но с непривычки поначалу жутковато.
Дойдя до Петровского фарватера, ложимся на курс бакштаг. Яхта выпрямляется, у бортов вновь начинает шуметь вода. Дождавшись установившегося движения, вновь достаем GPS и определяем скорость. Через некоторое время показания прибора стабилизируются на 8 уз. «Это еще что, — говорит Андрей. — В четвертой гонке Парусной недели мы развивали 14 уз, а уж 12 уз и подавно не были чем-то исключительным».
«Основная идея проекта, — вступает в разговор Михаил, — создание легкого и быстроходного судна с небольшой смоченной поверхностью, специально под относительно слабые ветра Финского залива. Мы считаем, что решение поставленной задачи нам найти удалось. В последней гонке этого сезона памяти А.С.Коновалова впереди нас смогли финишировать только два «Цетуса» (еще один пришел после), хотя старт нам давали одновременно! А ведь тринадцать метров длины «цитрусового» — это не наши восемь.»
За разговором время пролетает быстро, и вот мы уже у шестого буя. Отсюда начинаются приличные глубины, и яхте больше не нужно жаться к бровке фарватера, поэтому именно здесь располагается наш импровизированный полигон. Убедившись, что скорость истинного ветра не изменилась, еще раз попытались разогнать яхту под спинакером: 8 уз — предельная скорость «Эльфа» в бакштаг под спинакером при ветре 4-6 м/с. При этом яхта прекрасно управляется, не лежит на руле и не тянет за собой воду. А характер управления ею больше напоминает манипуляцию компьютерным джойстиком, нежели работу обычным яхтенным румпелем — настолько физически легки и незаметны глазу движения рулевого. Приведясь до галфвинда, вновь измеряем скорость — 7.8 уз. Капитан отдает команду ставить стаксель и ложиться носом к дому, после чего передает руль одному из нас. Приноровившись к необычной посадке, начинаем «выставлять» яхту на курс. Вновь замеряем скорость — на этот раз она равна 6.7 уз. Просто отличные скоростные показатели для столь маленькой яхты, вдобавок, в несильный ветер.
В управлении «Эльф» очень послушен. С места рулевого хорошо видна пара колдунов на стакселе, ориентируясь на поведение которых, можно безошибочно вести яхту по ветру. Но нам показалось возможным еще одна манера управления этой необычной лодкой — «по крену». Действительно, судно настолько чутко реагирует креном на любые изменения ветровой обстановки, что для точного управления им, кажется, можно довериться своему вестибулярному аппарату.
Эта яхта для тех, кто любит и умеет гонять и гоняться. Причем не просто гоняться, а побеждать! Хотя. если положить на банки мягкие диваны, взять с собой примус, а к подпалубной части мачты прикрепить съемный столик, то вчетвером-впятером с приемлемым комфортом можно будет, скажем, долететь до питерских фортов за пару-тройку часов и столь же быстро вернуться обратно.
По пути домой, когда уже можно вздохнуть свободно, начинаем расспрашивать ребят об особенностях «Эльфа». В первую очередь нас интересуют остойчивость и безопасность лодки. «Никаких проблем, — отвечает нам Андрей. — Яхта сознательно рассчитана на движение при больших углах крена. Корпус узкий, поэтому хоть начальная остойчивость и невысока, зато после достижения угла в 30° судно кренится уже с большой неохотой. Угол заката ДСО1 — 145°, так что положить эту лодку на борт практически нереально».
Что ж, «Эльф» получился удачным спортивным судном. Динамичным, азартным, но в то же время безопасным и легким в управлении. Результаты его первого спортивного сезона говорят о том, что на Северо-Западе России появился новый серьезный гонщик, и по этому проекту у нас уже строятся еще несколько судов. Более того, он фактически стал одним из родоначальников нового национального открытого класса яхт, названного в духе современных традиций «Open 800». А поскольку этот класс уже официально признан ФПС и будет включен в календарь всероссийских соревнований 2004 г., то несколько слов мы скажем о и нем. (см. стр. 43).
Плюсы: Отличные скоростные качества. Прекрасная управляемость. Мягкий ход на волнении. Просторный кокпит. Большие внутренние объемы
Минусы: Сложная в настройке мачта. Спартанская отделка. Неудобное место рулевого.
Как рождался «Эльф»
Мысль построить спортивную яхту появилась у нас еще в 1996 г. Через некоторое время определились с концепцией — это должна быть спортивная яхта длиной около 8 м (проект так и назвали — «8m»), быстроходная, без оглядок на формулы обмера. К тому времени IOR начал умирать даже у нас, а перспективы IMS в России выглядели не очень радостно. Начали с обработки статистических данных ветровых условий Финского залива. Оказалось, что если хочешь выигрывать на Балтике, то лучше всего лодка должна идти при ветре 2-3 балла. Исходя из этого и проводили оптимизацию. После достаточно продолжительных изысканий остановились на следующих параметрах будущей яхты: длина — 8 м, ширина — 2.5 м, площадь парусности — 42 м2, водоизмещение — около 1300 кг, узкий киль с большим удлинением и бульбом весом 600 кг и осадка — не меньше 1.8 м. Материал корпуса — сэндвич: эпоксидный пластик и пенопласт.
В 1998 г. мы взялись за постройку, которую завершили весной нынешнего года. К этому моменту в Пскове уже скинули «Ветер», сделанный по болвану нашего же корпуса, появились другие спортивные современные лодки — «Сантеры-760» и «А-767». Осенью 2002 г. в Н.Новгороде было принято решение начать строительство новых яхт, соответствующих правилам класса «Т-800». Вместе с Михаилом Тихоновым — главным конструктом этого проекта — мы взялись за их разработку. Полученный за время постройки «Эльфа» практический опыт помог в новом проекте избежать многих ошибок, и уже в январе 2003 г. началось изготовление оснастки для новых яхт. Строительство велось невероятно быстрыми темпами, и весной стало ясно, что наши «друзья-соперники» на воде будут раньше нас. Так и вышло — уже в июне они спустили на воду лодки, которые с первых гонок заявили о себе как о непревзойденных ходоках. По сути, яхты «Ракета» и «Африка» стали неким логическим продолжением концепции «8m», заложенной тогда в 1996 г.
Первые гонки
Такого удовлетворения, как от Парусной недели этого года мы, пожалуй, не получали никогда. После пятилетнего сидения на берегу идти зачастую впереди всего флота, в котором есть лодки на 3-4 м длиннее, согласитесь, приятно. Правда, не все у нас получалось — мы привыкали к лодке, лодка привыкала к нам — но настроение было восторженное. И хотя гандикап отодвинул нас за черту призеров, даже не расстроились.
Начиная с С.-Петербургской недели, мы не пропустили ни одной гонки в городе. На самой Неделе стали пятыми, хотя по сумме истинного времени опередили ближайших конкурентов из всех групп, ходивших по нашей дистанции, на час. Это были «Аризона» («ЛЭС-35») и «Bellamer» («Sunter-760»).
По результатам сезона можно сказать, что ходом мы проигрываем «Цетусам» (но и с ними можно бороться), «Сантеры» и «Алекстар-767» выигрывают у нас бакштаги и галфвинды в сильный ветер (отчасти благодаря геннакерам), однако этот отрыв легко отыгрывается на лавировке. Создалось впечатление, что еще много резервов и у нас и у лодки — все-таки это первый сезон.
Мы убедились, что «Эльф» — яхта именно такая, какой ее задумывали — универсальная морская лодка, способная идти с максимальной скоростью в различных погодных условиях. Можно сказать, что показанные скорости очень близки к расчетным. При ветре в 4 балла ходом в лавировку скорость превышает 6 уз. Баллах при пяти в бакштаг «Эльф» может идти стабильным ходом в 11 уз. Максимальная скорость, до которой удалось разогнать яхту в этом сезоне, — 14.2 уз. А поскольку это происходило ночью, ощущения остались незабываемые. Думаем, что 14 уз — это не предел.
От управляемости яхты мы просто в восторге. За все время так ни разу и не попали в брочинг, хотя под спинакером на галфвинде нас порой укладывало так, что стаканы леерных стоек были уже под водой, а от каждой стойки шло по два могучих пенных «жгута». Лодка прекрасно уцентрована и имеет очень много возможностей для настройки. На острых курсах «Эльф» идет обычно с несколько большим креном, чем другие яхты, но так и задумывалось. Благодаря форме корпуса, лодку при крене не приводит к ветру. Поэтому диапазон рабочих углов крена у нас больше, чем обычно. Тридцатиградусный крен во всяком случае никого не беспокоит. Несмотря на низкий борт и очень острые обводы, на палубу «Эльф» принимает воды, как нам показалось, даже меньше обычного четвертьтонника и очень легко всходит на волну.
Что касается недостатков, то они есть. Не очень удобно сидеть рулевому при больших углах крена. Палуба в этом месте узковата, спина упирается в леер, от этого быстрее устаешь. Туговато ходят фалы из-за постоянного изгиба мачты, слишком велико трение. Большая нагрузка на гика-шкот, проведенный в четыре лопаря, — тяжело выбирать. Пробовали сделать в пять лопарей, но отказались — слишком много веревки приходится выбирать на маневрах.
Что дальше?...
Никаких серьезных модернизаций яхты мы не планируем, разве что надо будет поработать с парусами. Здесь явно имеются большие резервы. Обязательно пошьем геннакер и подумаем, как изменить форму генуи. Отсутствие первого в этом году нанесло нам серьезный урон. Есть определенный диапазон курсовых углов, когда спинакер нормально вынести уже не можем, а под генуей у лодки нет такого хода, какой мог быть в этих условиях. Что касается генуэзского стакселя, то у него слишком острый вход. Такой стаксель позволяет идти круче всех к ветру во флоте, и на гладкой воде это неплохо, но на волнении его форма, пожалуй, должна быть другой.
Что касается подобных яхт, то интерес к ним постоянно растет, поэтому, несомненно, появятся проекты в развитие яхт типа «8m». Совершенству, как известно, нет предела...
Андрей Косоротов, Михаил Матаруев. Фото А. Косоротова и Ю. Друяна.
Примечания
1. Диаграмма статической остойчивости.