Основные данные катера
Длина наиб., м | 5.33 |
Ширина наиб., м | 2.00 |
Вес, кг | 650 |
Пассажировместимость, чел. | 5 |
Число спальных мест | 2 |
Вместимость топл. бака, л | 75 |
Мощность двигателя, л.с. | 175 |
Цена, долл. | 25 000-30 000 |
Сама водометная схема заинтересовала нас гораздо больше запредельной мощности. Выбор предлагаемых россиянам "джетов", увы, невелик, а интерес к ним и, соответственно, востребованность, как и встарь, не ослабевают — можем судить об этом хотя бы по редакционной почте — особенно в тех регионах, где царствует мелководье, усугубленное всяким сплавляющимся по воде мусором.
Имеющиеся на отечественном рынке "джеты" и впрямь в дефиците, причем лодки с таким типом привода можно условно разделить на две почти диаметрально противоположные категории. Первая — это рабочие лошадки российского производства вроде "Оби-5" или "Востока" на базе известного катера "Амур", усиленно эксплуатируемые, скажем, теми же рыбаками-полупрофессионалами или водными таксистами. Вторая — "манерные" машины, предназначенные не для дела, а для отдыха в чистом виде и пускания пыли в глаза, такие, например, как джет-лодки "Bombardier", представляющие собой ничто иное, как гипертрофированный гидроцикл. Объединяет обе категории лишь одно — водометный привод, но сколь же далеки они друг от друга!
Для одних водомет — это возможность покуражиться, набраться адреналина, для других — просто способ уверенно двигаться по мелководью, забыв про возможные расходы на новый гребной винт, подводную часть подвесного мотора или колонки и т.п. На наш взгляд, несмотря на приставку "спорт" в названии, мощный мотор и люксовую отделку новое детище "Castello" (создание которого, кстати, были инспирировано российским дилером) более приглянется именно второй категории граждан. Вернее, третьей — тем, кто, с одной стороны, практичен, а с другой — любит комфорт и эстетику. И, что немаловажно, сумеет в случае чего управиться с капризным "джетом", претендующим на спортивность.
Ну и гибрид, скажете вы. Но есть и такие люди, есть и такие лодки. Относится к ним и протестированный "Castello Amazon HT SportJet", который, подобно большинству компромиссов, стремящихся набрать максимум разнообразных (если не сказать разнородных) качеств, в каждом из них хоть что-нибудь, да теряет.
На первый взгляд
Внешний облик у лодок серии "Amazon HT" самобытный и узнаваемый — недаром силуэт этой модели с характерной скругленной полурубкой-хардтопом "Castello" использует в качестве фирменного логотипа. А благодаря ряду деталей — ярко-желтой "спортивной" окраске, коричневым, в тон гелькоуту корпуса, подушкам сидений, деревянным релингам, деталям отделки из тика, а также спортивному рулю, предоставленный на тест "SportJet" смотрелся куда выигрышней и нарядней обычных "Amazon HT". (Правда, мне сообщили, что цвет корпуса может быть любым, включая модный в России "камуфляж"). Внутреннее пространство, как и на модели-прототипе, использовано достаточно рационально — под подушками каютных коек имеются вместительные рундуки (слева рундук поменьше), большой "локер", в котором запросто разместится дополнительный 75-литровый бак, упрятан под полом кокпита, а два открытых "бардачка" для нужных под рукой мелочей расположены в бортовых полуконсолях перед водителем и пассажиром.
Кормовой рундук (он же двухместное пассажирское сиденье) прототипа превратился в моторный отсек, в котором установлена компактная, почти гидроциклетная "спарка" — двухтактный 6цилиндровый V-образный 175-сильный "Mercury XR 2" (фактически это "голова" одноименного подвесника) плюс водомет, приводимый посредством углового редуктора. Крышка бывшего рундука стала более высокой и "фигурной", отчего полноценное пассажирское сиденье осталось лишь одно, у левого борта — на образованной капотом мотора высокой "табуретке" (тем более при отсутствии спинки), на мой взгляд, способен усидеть лишь любитель острых ощущений и неожиданных купаний в кильватерной струе. Нормальное сиденье по правому борту, аналогичное левому — хотя бы откидное — здесь явно не помешало бы.
Кстати, о плюсах и минусах компромисса: для кого-то компактность водометной установки — это плюс, а для кого-то и минус. Дело в том, что крепко сбитая "гидроциклетная" компоновка водомета ‘Amazon HT SportJet" не предусматривает инспекционного лючка водовода. А что делать, если водовод окажется забитым космами тины или на вал импеллера, паче чаяния, намотается плавающая в воде веревка? Я так и не понял. Может, выковыривать все это хозяйство прямо через узкое сопло крючком из толстой проволоки? Владельцы гидроциклов меня, скорее всего, поймут, хотя им проще — в случае чего можно выдернуть забастовавший аппарат на берег и прочистить водовод не только через сопло, но и через решетку водоприемника.
Спуск на воду никаких проблем не создал — снаряженный вес у "SportJet" практически тот же, что и у обычных "Amazon HT" с подвесником, и его можно столь же уверенно транспортировать на трейлере и осуществлять спуск — подъем (по крайней мере, при наличии пологого слипа) не только большим внедорожником со всякими блокировками и демультипликатором, но и при помощи обычной шоссейной легковушки.
На воде
Даже на холостых оборотах "Mercury" ведет себя довольно шумно, ощутима и вибрация. Положение "нейтрали" выбрано удачно — заслонка рассекает струю из сопла ровно напополам, и стоящая у причала лодка не делает попыток сдвинуться с места.
В ходе первого прогревочного круга с одним водителем оставшиеся на берегу единодушно отметили громкий треск выхлопа — две квадратные выхлопные трубы после выхода на глиссирование оказались над водой и тарахтели напрямую в воздух. Кроме того, с малой нагрузкой проявилась еще одна досадная особенность водомета — при переключении на реверс в кокпит летели густые водяные брызги.
В основной испытательный выход мы отправились вчетвером, хотя два оказавшихся на борту тяжеловеса фактически тянули на троих — общий вес экипажа составил как минимум 400 кг. Вначале расположились в лодке более-менее равномерно: один из пассажиров устроился в каюте, другой — слева от водителя, третий — в корме. Приемистость оказалась вполне водометной — разгон до 60 км/ч составил около 7 с. И на этой скорости начались некоторые сложности.
Лодка то и дело зарыскивала, требуя очень аккуратной работы рулем — спортивной оказалась не только сама "баранка", но и собственно рулевая машинка с очень малым передаточным отношением. С борта на борт штурвал перекладывался всего на 120°, и порой хватало всего 5-градусной перекладки, чтобы лодка стремилась заложить резкий поворот, что с учетом проявленной корпусом "избыточной поворачиваемости" может быть чревато крупными неприятностями для неопытного водителя.
С таким эффектом на корпусах с сильно килеватой носовой частью я уже не раз сталкивался. Будь на транце подвесник, я бы попросту "отпустил" триммер, чтобы приподнять нос, и наверняка бы этот эффект убрал. Но установленный на "Amazon HT SportJet" водомет возможности управления дифферентом не предусматривал, поэтому для изменения продольной центровки мы приняли решение пересадить "носового" пассажира в корму, и на крейсерской скорости (около 45-50 км/ч) водителю наконец удалось расслабиться, но на макси-малке (71 км/ч) надоедливые зарыскивания проявились вновь.
После резкого сброса газа лодка доставила нам пару неприятных секунд — клюнув носом, она выставилась боком, и нас ощутимо качнуло в сторону наружного борта. При управлении по курсу любой водомет требует тяги, а выступающих в воду частей вроде колонки с гребным винтом и "шпорой", могущих сыграть роль стабилизирующего кормового "тормоза", здесь нет. Учитывая проявленную лодкой избыточную поворачиваемость, от попытки в режиме экстренной остановки переключиться с полного хода на реверс мы благоразумно отказались.
Вот от чего я действительно получил удовольствие — это от маневрирования на малом ходу. Плавно дозируя тягу, можно разворачиваться вокруг миделя, с миллиметровой точностью двигаться "змейкой" и даже боком! Кстати, с нагрузкой в кокпите водомет перестал брызгать в транец на заднем ходу. И, конечно, оценили мы по достоинству главный плюс водомета — в поисках подходящей точки для фотосъемки мы не раз подходили к незнакомому берегу вплотную, поднимая с просвечивающего сквозь мелководье дна клубы ила.
Резюме
"Castello Amazon HT SportJet", как уже отмечалось, — лодка компромиссная. Несмотря на название и мощный мотор, к спорту она имеет весьма отдаленное отношение — если только не считать спортом необходимость постоянно быть начеку и управляться со штурвалом с ювелирной точностью. Делая ставку на спорт, с рулевой машинкой финны явно погорячились — при установке более "спокойного" привода с большим передаточным отношением держать лодку под контролем на высоких скоростях наверняка будет значительно проще, хотя начинающим я и в этом случае не советовал бы сразу давать полный газ. Крейсерского режима будет вполне достаточно, да и ресурс мотора можно поберечь.
Максимальная скорость чуть более 70 км/ч при мощности 175 л.с. и нагрузке более 400 кг — для водомета в принципе неплохо, но до "спорта" тоже не дотягивает.
Достоинства "SportJet" совсем в другом — в великолепной маневренности и проходимости по мелководью, проявляющих себя во всей красе отнюдь не на предельных режимах. Тем более, что на сегодняшний день это практически единственный водометный катер с компоновкой "хардтоп", предлагаемый на российском рынке — причем довольно привлекательный внешне. Ради этого вполне можно смириться с рядом перечисленных выше проблем.