Кому это надо?
Опытные рыбаки — а ориентировались мы в первую очередь на предпочтения рыбаков-любителей — с некоторым пренебрежением относятся к лодкам данной размерной категории. Кокпит трехметровой надувнушки недостаточно просторен для того, чтобы выйти на воду при полной амуниции, тем более вдвоем — для безопасности. Пятисильный моторчик способен вывести на эффективный режим глиссирования не более 150-180 кг полезной нагрузки. Поэтому подобные лодки, предназначенные для рыболовов, предпочитающих уединение и никем не ограничиваемую личную свободу, принято называть "выбор эгоиста". Конечно, в одиночку можно ходить и на более крупной лодке, но оправданы ли будут дополнительные усилия по транспортировке неподъемного судна и мощного мотора, не говоря уже о заведомо более значительных капиталовложениях в такой вариант? При ограниченном же бюджете покупателю по силам, скорее, как раз такой минимальный набор, и здесь важно дать ему как можно более полную информацию о «подводных камнях», сопутствующих данной покупке.
Руководствуясь идеологией именно потребителя-одиночки, мы разработали программу испытаний, включавшую помимо теста на транспортабельность лодок и моторов и на простоту сборки без посторонней помощи также определение основных показателей транспортной эффективности техники, оценку безопасности лодок путем моделирования аварийной ситуации— пробоя баллона и возможности своими силами взобраться в лодку после падения за борт. Для того чтобы читателю было легче разобраться "что почем", результаты тестирования каждого претендента мы попытались свести к некоторому комплексному оценочному критерию, или условному редакционному рейтингу, отражающему степень совершенства объекта по основным оцененным потребительским качествам. Чтобы проконтролировать достоверность полученных результатов, "вне зачета" проходила следующая по размеру лодка "Ямаран-320".
Обстоятельства сложились так, что все испытуемые собрались "до кучи" только к середине октября. Как и в прошлом году, нам грозило реальное приближение осенней непогоды с ее сопутствующей нефотогеничной серой дымкой и сыростью, плохо влияющей на электронику измерительной аппаратуры. Решили не рисковать и дислоцироваться в проверенном месте — на турбазе "Березовое" в пограничной с Карелией ладожской шхере. Упаковки с «подопытными» объектами заблаговременно собрали в редакции, здесь в спокойной обстановке мы и начали знакомиться с ними. Лодки "Ямаран" и "Лидер" известны читателям. Первая из них выпускается на производстве Николая Мнева и отдаленно напоминает его лодки "Скат" — жесткий фанерный пайол, алюминиевые стрингера. Обе марки хорошо зарекомендовали себя в прошлом тесте "пятнашек". Представленный "Ямаран-А280" только-только "сошел со стапеля", к нему еще даже не было готово руководство по сборке и эксплуатации. Но в хорошем качестве новичка сомнений не было, как не было сомнений и в том, что "Лидер-280" окажется достойным ему конкурентом, прежде всего по цене (при близости всех прочих важнейших параметров, включая конструкцию).
Нарядный светло-серый "Баджер-SDА 290" — лодка принципиально другая. По заказу одноименной питерской фирмы он собирается в Корее, имеет увеличенный диаметр баллона и оригинальную комплектацию, а главное — в его конструкции использован надувной пайол "аэродек" (Airdeck). Сведения о качествах этого конструктивного решения приходили противоречивые, тем интереснее было сравнить претендентов в деле на одной акватории и составить собственное мнение об их достоинствах. Сразу оговоримся, что оценить надежность и долговечность конструкции и материалов мы не рискнули, слишком ответственное и трудоемкое это дело, особенно учитывая высокое качество изготовления каждого из конкурентов.
От моторов никаких сюрпризов не ожидалось. Представленные марки хорошо известны своей надежностью и удобством в эксплуатации. Для единообразия все моторы были снабжены стандартными винтами и выносными топливными баками. С винтами сразу возникли вопросы. Если у "Меркури" и "Сельва" они были одинаковыми по размеру — 8.5x7 дюймов, то у "Ямахи" винт оказался с меньшим диаметром, только 7.5. Откуда такой разброс в критичном для величины упора параметре?
Подвозка и сборка
С транспортировкой "боекомплектов" никаких проблем не предвиделось. Сумки с частями столь малой лодки и компактный пятисильник без вопросов помещаются в легковом автомобиле с любым типом кузова, не говоря уже о редакционном микроавтобусе. Но почувствовать разницу пришлось сразу при погрузке. Разбивка деталей "Ямарана" и "Лидера" на несколько сумок немного облегчала манипуляции с ними, вес каждой находится в пределах 18—27 кг, это приемлемо эргономически для одного взрослого человека при недальних переносках. Не менее важно, что объемистые сумки с оболочками лодок имели несколько ручек, как сверху так и с торцов, поэтому можно было выбрать наиболее приемлемый вариант их переноски. "Баджер" со всем комплектом (40 кг) грузился чохом в одну большую сумку, причем торцевых ручек у нее не оказалось. Это обстоятельство несколько затрудняло погрузочные работы с лодкой. Зато шедший заодно с ней мотор "Сельва" отличился удобством переноски. Мало того, что его вес оказался рекордно низким среди претендентов (18 кг), вдобавок и удобная округлая ручка для транспортировки была расположена не на "румпельной" стороне поддона, а с обратной стороны, аккурат над центром тяжести двигателя. В результате острые лопасти винта и струбцина не колотили по ногам, и мотор держать в руке удобно, как чемодан. Подобными удобствами не смогли похвастать конкуренты. Чуть более тяжелый "Меркури" ощутимо резал руку гранями литой ручки и цеплялся за ноги, а 19-килограммовая "Ямаха" не позволяла половчее ухватить ее за такой же конструкции ребристую ручку — пространство под ней загромождали кнопки управления работой мотора. Впрочем, взятый для сравнения редакционный двухцилиндровый "Сузуки" показался на их фоне просто неподъемным. Все замеры веса проводились на 200-килограммовом динамометре, паспортные данные лодок хорошо совпали с измеренными.
Сборка лодок прошла без чрезвычайных происшествий. Эксперты уже достаточно хорошо знали порядок сборки стрингерных конструкций пайолов, потому отсутствие опыта работы с конкретными моделями (заметим — новыми и еще непритертыми) не помешало собрать большой "Ямаран" и "Лидер" за полчаса, а меньший, "зачетный", "Ямаран" всего за 20 минут. "Лидер" собирали чуть дольше из-за большего количества деталей в разборном пайоле, и даже удобная заводская нумерация его секций не помогла существенно ускорить процесс. Приятно удивила своим аккуратным видом ножная помпа, входящая в стандартный комплект Впрочем, работали ее клапаны немного хуже, чем у более привычной "Браво-2". Чемпионом сборки стал "Баджер", естественно, благодаря надувному пайолу. Для того чтобы с первого раза правильно собрать лодку, достаточно было посмотреть всего на три строчки инструкции, сообщающие о последовательности надувания секций корпуса. Далее следовала незамысловатая работа штоком ручного насоса, правда весьма продолжительная — диаметр баллонов лодки немалый. Конструкция насоса способствовала достижению наивысшей производительности труда: за одно полное движение вверх-вниз совершалось два рабочих хода поршня, тем не менее вся сборка потребовала все тех же 20 минут, и форсирование процесса возможно, пожалуй, только за счет более интенсивной работы насосом. Собранная лодка показалась в общем не менее жесткой, чем ее конкуренты, но на матрасик-аэродек мы ступали все же с опаской — слишком ранимой выглядела его глянцевая поверхность. Знатоки советовали сразу обзавестись протектором из листового пенополиэтилена или линолеума в размер пайола, чтобы предупредить возможные его повреждения от острых предметов, рыбацких сапог и колючих плавников окуней. Два остальных претендента к возможному износу подготовились основательнее. Топтать фанеру пайола было уже не столь страшно, кроме того, нижние поверхности их баллонов дополнительно усилены от истирания о грунт полосами ПВХ. С точки зрения рыболова стандартная комплектация тестируемых лодок не предоставила нам никаких особых удобств. По-видимому все вспомогательные радости — рымочки, обушки, держатели и пр. — вынесены в дополнительную комплектацию.
Отдельная тема — крепление банок. До сих пор производители не определились, какой способ лучше, и продолжают гнуть каждый свою линию. На "Ямаране" это вставляемый в ликпаз банки специальный профиль вдоль баллона, у "Лидера" — высоко оцененные в прошлом тесте глухие гнезда враспор, у "Баджера" — L-образные скобы на банке, вставляемые в ременные петли. Каждый способ работоспособен и в нормальных условиях банку держит, но в процессе испытаний выявились нюансы, об этом далее. Не очень понятно, почему на "Баджере" только одна банка в носовой части лодки.
Совершенно различной оказалась политика фирм по отношению к сливным пробкам в транце. На "Ямаране" пробка открывалась по-аварийному внутрь кокпита, на "Баджере" — наружу, видимо с расчетом на тех, кому лень переворачивать лодку на берегу; на "Лидере" ее вообще не оказалось. Ну, посмотрим, чем обернется такой разнобой....
На воде
Спущенные на воду лодки приткнулись к берегу носами в ожидании дальнейших экзаменов. Эксперты разделились на группы: одна часть занялась моторами, другая — трудоемкими прогонами моторно-лодочных пар при различных нагрузках, оставшиеся в резерве для исполнения роли балласта занялись проверкой незанятых лодок под веслами.
Для испытаний моторов мы воспользовались в качестве стенда местной "Пеллой". Лодку расчаливали между берегом и якорем, к швартовам подцепляли динамометр, подготавливали мерную емкость, шумомер и прочие необходимые приборы. Моторы долго сотрясали на различных оборотах ветхий транец видавшей виды посудины, размывая берег мощной струей из-под винтов. Выводы последовали такие:
1. Об удобстве установки мотора. Разница практически неощутимая вследствие близости весов всех трех претендентов. Отличия в деталях — например, капризный штуцер топливного шланга у "Сельвы". Подпружиненное кольцо внезапно отказалось фиксировать штуцер на входном патрубке мотора.
2. О легкости старта. "Ямаха" и "Меркури" завелись, как положено именитым "фирмачам", с первых нескольких рывков (надо сделать скидку на осенний холод). "Сельва" немного напугала нас странным звенящим звуком из-под колпака при рывке, а подергать ее пришлось подольше. В конце концов завелась и она, причем не подвела потом ни разу.
3. О шумности. Все испытуемые моторы имеют один цилиндр, следовательно, склонны к повышенной вибрации. Двухцилиндровый контрольный "Сузуки" дрожал на любых оборотах заметно слабее. Тем не менее различия обнаружились: самой "спокойной" оказалась "Ямаха", управлять ее румпелем было комфортнее остальных, газ регулировался четко, холостые обороты можно было держать на самом низком уровне. Она же проявила самую низкую шумность на полном газу — 89 дБ вблизи водителя. Вторым стал "Меркури" с 92 дБ, замкнула ряд "Сельва", шумевшая на целые 95 дБ. На минимальных оборотах картина почти та же: лидировали "Ямаха" и "Меркури" с 68 дБ, "Сельва" отстала с 72 дБ. Зато все согласились, что держать в руке обрезиненный румпель "Сельвы" с его глубоким рисунком рифления, несмотря на сильную вибрацию, приятнее, чем другие. У нее же, кстати, оказался самый эргономичный рычаг включения хода, четко фиксирующий каждое из положений. У "Меркури", напротив, быстро поймать "нейтраль" оказалось труднее, нежели у других.
4. О расходе топлива. Топливная экономичность моторов замерялась с помощью секундомера по делениям на мерной емкости. В пределах точности измерений все показали близкие результаты: от 0.6 — 0.7 л/ч на минимальных оборотах около 1000 об/мин до 2.5 — 2.6 л/ч при полном открытии дросселя. "Сельва", правда, на полном ходу оказалась чуть "прожорливее" (до 2.9 л/ч), но, во-первых, работа на швартовах нетипична при нормальной эксплуатации моторов, во-вторых, обнаружился приводимый ниже интересный факт.
5. Об упоре на швартовах. По силе тяги на привязи нельзя судить о том, насколько хорошо потянет мотор с данным винтом лодку на ходу, тем не менее по ее величине можно судить о мощностном потенциале мотора. Мы не зря обратили внимание на уменьшенный почти на 25% диаметр винта "Ямахи". Именно этот мотор показал наименьший упор на швартовах — 48 кгс при 4100 об/мин. "Меркури" потянул на 60 кгс (при 4700 об/мин), а "Сельва" — аж на 65 кгс всего при 4300 об/мин, в полном соответствии с теорией зависимости тяги от диаметра винта и его оборотов. Вряд ли японские моторостроители вводят покупателя в заблуждение относительно реальной мощности своих моторов. Скорее всего, мощности "Меркури" и "Сельва" в действительности превысили заявленное значение в 5 л.с., а вот о причинах превышения можно спорить. Важно, что установленные винты были рекомендованы поставщиками как стандартные, подходящие для большинства режимов эксплуатации, и мы были вправе рассчитывать на соответствие реальных характеристик моторов паспортным.
Тест лодок на эффективность гребли неожиданностей не принес. Все конкуренты имели схожую, удобную конструкцию уключин и легкие алюминиевые складные весла. Различия проявились прежде всего из-за разницы в высоте борта. Грести на "Баджере" удобно, как будто сидишь на табуретке, разве что упереться ногами некуда. "Ямаран" в этом смысле выглядел оптимальнее, упереться можно было в кормовую банку. На "Лидере" гребле изрядно мешали торчащие колени самого гребца — баллон малого диаметра переместил уключины слишком низко. Кроме того, его весла без пластиковых наконечников оказались очень холодны для рук по нашей погоде. Зато благодаря подвешенной к банке багажной сумке непромокаемые штаны гребца не скользили по ней, в отличие от других моделей. Древки весел выглядели достаточно прочными и надежными, кроме баджеровских, более легких и, кажется, изготовленных из более мягкого алюминия. На "Баджере" подвели и клипсы-фиксаторы весел, излишне тугие, как будто под другой диаметр древка.
О скорости под веслами сказать особо нечего, она напрямую зависит от длины лодки, а длина у нас была в большом дефиците, так что превысить порог в 5.5-6 км/ч не удалось ни на одной лодке.
Самой продолжительной частью испытаний стали замеры скоростных показателей пар "лодка + мотор" в зависимости от нагрузки. Как было отмечено, малые размеры лодок и моторов сильно ограничивают весовой диапазон, в котором возможен выход на глиссирование. Стоило превысить некоторую типичную для данной модели полезную нагрузку, и лодка начинала "тащить воду", активно гнать волну и о сколько-нибудь эффективном ее использовании говорить не приходилось. Различия в эффективной провозоспособности проистекали как из конструктивных особенностей лодок, так и из-за разницы в мощности, реально выдаваемой моторами. Подбором винтов, наилучшим образом соответствующих конкретному режиму движения, мы заниматься не стали, поскольку это, во-первых, значительно увеличило бы объем работ, и, во-вторых, мало что изменило в относительной расстановке лодок по ходовым качествам, а нашей целью было именно сопоставление вариантов при прочих равных условиях. Проанализируем результаты.
Направление "одна лодка — разные моторы" сюрпризов не принесло. Из-за вполне очевидной разницы в выдаваемой мощности графики зависимости скоростей от нагрузок обрели зафиксированный на рисунке вид. Под "Сельвой" любая лодка несла больше груза и с большей скоростью, чем под "Меркури", тем более "Ямахой". Различия носили частный характер. Например, "Сельва" всегда поднимала больше брызг из-под "ноги", и если высокобортный "Баджер" относился к этому терпимо, то "Ямаран" уже начинало понемногу заливать через транец, особенно на поворотах, несмотря на противодействие треугольных наклеек-отбойников за кормой, и воспользоваться удобством открывания сливной пробки изнутри кокпита нам пришлось не единожды. "Лидер" вообще забрызгивало немилосердно через низкий борт, в том числе иногда и с носа, и слить воду на ходу было уже невозможно. "Меркури" регулярно перекручивал обороты, прохватывал воздух, тоже на всех лодках. Видимо, это как-то связано с длиной дейдвуда; все транцы имели высоту под 40 см при стандарте 38. "Ямаха" вела себя правильнее, не брызгалась и не хватала воздух, равно как и контрольный "Сузуки". В общем сложилось мнение, что "Сельва" — это спортивный мотор для любителей скорости (абсолютный рекорд теста — 31 км/ч на "Лидере" под «Сельвой» и с одним нетяжелым водителем), "Ямаха", напротив, — комфортный малошумный быстрозапускаемый, предназначенный для рыбака. "Меркури" оптимально сочетал достоинства обоих конкурентов.
Срез "один мотор — разные лодки" дал больше пищи для размышлений. Полученные результаты говорят о том, что наряду с однозначно менее ходкими вариантами ("Баджер" при всех нагрузках) возможны компромиссы: "Лидер" был быстрее всех при малой нагрузке до 155 кг, затем резко отставал, "Ямаран-280", напротив, сходил с глиссирования только при нагрузке более 175 кг (под "Меркури"), но отставал от "Лидера" налегке. Большой "Ямаран" особо не ничем выделился, ходил не быстрее других и с ненамного большей нагрузкой, зато это был уже другой, более просторный "корабль", прекрасно себя чувствующий и под "пятеркой", и под более сильным мотором. "Баджер" из-за особенностей надувного пайола разгонялся значительно дольше, сходил с режима уже при 130 кг нагрузки, нес двух человек только под "Сельвой" и для полноценной работы требовал очевидно более высокой энерговооруженности, хотя, надо признать, такого ощущения защищенности, безопасности на ходу не давал ни один другой претендент.
Интересно также оценить пересчет результатов ходовых испытаний в безразмерной форме, например зависимость пропульсивного коэффициента Се от числа Фруда FrD. Она наглядно показывает, что в целом более совершенный корпус, наилучшим образом подходящий для малого мотора в 5 л.с., т. е. чей "горб" на графике относительно выше и шире других , имеет "Ямаран-280".
Рыбака-одиночку, который должен рассчитывать в любых условиях только на собственные силы, наверняка заинтересуют результаты проверки некоторых качеств лодок, существенно влияющих на безопасность их использования. Хотя наши испытуемые получили все необходимые одобрения контролирующих безопасность организаций, включая международные, мы все же решили лишний раз убедиться в соответствии серийной продукции некоторым требованиям стандарта. Все лодки прошли загрузку до предельно разрешенной паспортом. У одних она была больше, у других меньше, но предельная грузовая ватерлиния у всех прошла примерно по середине баллона, т.е. оставался и запас остойчивости, и минимальный надводный борт. Когда мы полностью сдули на лодках носовые секции и для верности частично по одной бортовой, выявились различия. Жесткопайольные "Лидер" и "Ямаран", казалось, мало потеряли в ходовых качествах. Несмотря на заливающуюся в кокпит воду оба под одним испытателем смогли поддерживать ход и даже глиссировать при некотором навыке, хотя ходить полным ходом по волне со спущенным носом мы бы не рискнули. Полуспущенный "Баджер" выйти на глиссирование уже не смог, зато бороться с подступающей водой на его плотике-пайоле оказалось значительно удобнее.
Затем испытатель попробовал взобраться в кокпит каждой лодки из положения "за бортом" и сразу столкнулся с проблемой — ни у одной не нашлось ручки либо любого подобного захвата изнутри борта, а чтобы воспользоваться штатными наружными леерами, требовалась обезьянья ловкость, недостижимая в нашем сухом гидрокостюме. Вползти внутрь можно было только через спущенный нос либо ухватившись обеими руками за банку. Тут-то и проявилась наконец разница в способах их крепления. Банка "Лидера" просто выскочила из гнезд обмякшего борта. На "Ямаране" она тоже держалась не слишком надежно, скользила вперед-назад. Только на "Баджере" металлические скобы банки продолжали удерживаться в капроновых петлях, и именно он заслуженно выиграл звание самой безопасной надувнушки.
Оценки и выводы
По каждому из существенных полезных качеств претендентов, оцененных либо замеренных по ходу тестов, были выставлены зачетные коэффициенты от 0 до 1, сведенные далее в единый комплексный критерий. Значимость каждого из качеств учитывалась по данным статистики, полученной при опросе многих владельцев разборнонадувных лодок. Результаты приведены в таблице и на диаграммах.
Как видно, комплексные критерии не сильно различаются. "Лидер" отстал прежде всего из-за малого диаметра своего баллона, что ухудшило сразу несколько показателей качества, повлияло и отсутствие требуемой стандартом ISO сливной пробки. Можно предположить, его положительные качества — быстроходность, высокая маневренность и малопарусящий низкий борт наиболее пригодятся на внутренних небольших водоемах, в прибрежных зарослях.
"Баджер" в паре с надувным пайолом, несмотря ни на что, оказался на высоте, поскольку безопасность плавания высоко ценится рыбаками. На нем не страшно ходить уже и по крупным озерам, и у морских берегов. Простота сборки и высокая грузоподъемность особенно будут востребованы при использовании лодки в качестве бортового тузика на крупных катерах и яхтах.
"Ямаран" заслуженно вышел вперед как лодка, наилучшим образом оптимизированная под весь спектр покупательских требований, пригодная и для охотников-рыболовов, и просто любителей "покататься".
Теперь сопоставим оценки стоимости претендентов. "Лидер" послужит базой для сравнения как наименее дорогая лодка. Десятипроцентный прирост качества "Баджера" будет стоить чуть более 160 долл. (на 24% больше), примерно так же оцененный "Ямаран-280" дороже лишь на 135 долл. (20%). Большой "Ямаран" существенно дороже — на целых 290 долл. (44%). Сравнение же относительных стоимостей — за килограмм веса — показывает, что равных "Ямарану-320" нет. Это означает, что, покупая большую по размеру лодку, вы за относительно меньшие деньги приобретаете полный набор полезных качеств, несмотря на увеличение размеров. Но это вывод, так сказать, из области абстрактной логики и выходящий за размерные рамки данного теста. Реальных покупателей могут привлечь совершенно конкретные особенности модели: одних — малый вес и высокие скоростные качества "Лидера", других — быстрота сборки и комфортность "Баджера", третьих — разумное сочетание этих свойств в малом "Ямаране". Так что относитесь к нашим оценкам с пониманием и делайте свой выбор осознанно, а полученные нами сведения, надеемся, помогут вам в этом.
Алексей Даняев и тест-группа «КиЯ». Фото Артура Гроховского.