Прибор для измерения скорости яхты просто необходим. У существующих моделей лагов при всех несомненных достоинствах есть существенный недостаток — "острозубая" цена.
Во многих случаях, на мой взгляд, вполне достаточно иметь лаг, о принципе работы которого говорится в "Школе яхтенного капитана" ("ФиС", 1988). Предлагается вместо сектора традиционного ручного лага использовать заполненную до половины водой бутылку, к горлышку которой прикреплен коренной конец лаглиня. Подобный прибор с успехом использовал в своей кругосветке Леонид Телига.
С учетом рекомендаций учебника и собственного опыта предлагаю делать лаглинь длиной 10 м, секундомером замерить время, за которое яхта пройдет это расстояние, а скорость определить по приводимому здесь графику.
Для удобства работы с лаглинем (капроновый шнур диаметром 2-3 мм) надо намотать его на простейшую спиннинговую катушку, которая крепится к стойке кормового релинга.
Над катушкой надо сделать гнездо для бутыли — лаг готов к использованию. Секундомер включается в момент касания воды бутылкой и выключается, как только весь лаглинь смотается с катушки.
Конечно, такой лаг архаичен, но зато прост в употреблении, обеспечивает вполне достаточную точность и на несколько порядков дешевле, чем остальные, что очень существенно для большинства российских яхтсменов