В мире существует около 250 озер площадью более 500 км2. Из этих крупнейших озер планеты три находятся в Швеции — это Венерн, Веттерн и Меларен.
Озеро Веттерн (1912 км2) находится в южной части Швеции. На его берегах располагаются такие крупные для Швеции города, как Йончепинг, Хускварна, Мумала и Карлсборг, пользующийся особой славой у европейских троллингистов. Для меня, хорошо знакомого с Ладогой (18 135 км2), на этом водоеме не было ничего шокирующего, в отличие от финнов, привыкших ловить в Центральной Финляндии, когда, находясь в лодке, видишь одновременно все берега. По соседству с Веттерном есть озеро Венерн еще большего размера. По древней легенде, когда-то это был единый водоем, но в результате раскола земной коры он разделился на два. Реки, где нерестился лосось, остались в той части, которая сейчас называется Венерн. В Веттерне же остались лишь ручьи и река Мотала, пригодная только для нереста форели, популяция которой уменьшается. Урбанизация и отсутствие должного контроля за рыбными запасами привели к резкому их сокращению. Поэтому шведами в 70-х гг. была разработана программа воспроизводства и полного восстановления поголовья лосося на этих двух водоемах. На сегодня настоящего дикого лосося в Венерне 30%, остальные — его "клонированные" родственники, а если говорить о Веттерне, то здесь весь лосось искусственный. Максимальный вес его достигает 20 кг. Самое поразительное то, что рыба весом 20.4 кг, выловленная в Веттерне промышленным способом два года назад, имела возраст всего шесть лет. Парадокс в том, что лососю здесь негде нереститься. Малька выпускают прямо в озеро, и у него нет генетической памяти, которая может привести половозрелую рыбу к месту нереста. Среди выловленных мною рыб несколько экземпляров имели зачатки икры, а в одной икра была уже на выходе. На вопрос: "Где эта рыба скидывает икру?" я не получил ни одного вразумительного ответа.
Итак, озеро Веттерн для шведов — не только "домашний", но и идеальный водоем для организации своего рыболовного досуга. Судите сами: вода кристально чистая (прозрачность — до 15 м), волна "ласковая" (имеет такую длину, что даже при ветре 10 м/с лодку можно вести без особого дискомфорта на нужной скорости), дно чистое и твердое, погода определяется мягким морским климатом — много солнца и тихих дней. Много рыбы, да еще какой! Если есть понятия о ловле лососевых, постаравшись, без рыбы не останешься! Так что неслучайно этот уголок считается у рыбаков райским.
С развитием шведского троллинга большую известность приобрела здесь деревня Гранвик, благодаря живущему здесь более 20 лет капитану рыболовного чартерного судна "Моби Дик" (лодка "Beason 666") Питеру Прагу. Вот уже около десяти лет Питер — основной организатор проводимого здесь и уже известного всей Европе троллингового соревнования "Лакс Куп Лэнд Ровер Троллинг Мастерс". Первые годы это было чисто внутреннее шведское состязание, и чемпионами, естественно, были шведы. Но в дальнейшем участие датчан, немцев, норвежцев и финнов подняло престиж чемпионата. Благодаря применению новых для Европы американских технологий три года назад финны впервые завоевали чемпионскую славу, чем заслужили уважение своих скандинавских соседей. Это была сенсация!
С Питером Прагом я познакомился несколько лет назад, когда приехал к нему повышать свою рыболовную квалификацию и знакомиться с его чартерным бизнесом. А летом 2002 г. он пригласил меня принять участие в этих соревнованиях. В пригласительном буклете уже было упомянуто, что впервые приедут сражаться за главный приз и русские рыболовы. В последние годы ажиотаж вокруг подобных мероприятий несколько спал. Костяк участников — одни и те же лица. Это либо те, для кого троллинг — спорт, либо профессионалы, имеющие непосредственное отношение к рыболовному бизнесу. Основную же массу участников составляют любители. Все бьются за разное. Одни делают себе имя, которое потом работает — с успехом "продается" вместе с товаром, других интересует призовой фонд, для третьих главное — тусовка. То, что приедут русские, безусловно, рядового шведа никак не задело, так — экзотика, в Карлсборге таковых вообще не видели никогда.
Гранвик встретил меня и моего помощника Андрея Цветкова очень гостеприимно. До начала Кубка оставалось четыре дня, и у нас было время для подготовки. Питер уделил нам много внимания: провел экскурсию по окрестностям, устроил быт, ответил на все организационные вопросы, кроме, естественно, одного: где рыба? Сложность для приезжих заключается в том, что не существует подробной карты озера. (На берегу располагаются военная часть и полигон, что мешает обновить информацию по причине известной любви шведов к секретности.) На имеющейся карте — ни одной изобаты! — отдельные случайные точки глубин.
Во время тренировок я встретил знакомых финнов. Они явно настроились на победу, главным для них было опередить своих северных соседей! Друг с другом они общались, как с конкурентами, а я был для них товарищ, которому и подсказать что-то казалось безопасным. Я задавал кучу вопросов то одним, то другим, а ответы сводил воедино в своем мозговом центре. Финны бесхитростно отвечали до тех пор, пока не поинтересовались моими уловами. А по всем трем тренировочным дням у нас с Андреем был перевес. "Зачем же спрашиваешь, если все знаешь?" — Паси Руотсолайнен из Куопио и Тимо Кокконен — "монстр" Сайменского троллинга, почесав затылки, заторопились ложиться спать, ведь завтра начинались соревнования!
Они проходили три дня — с 29 по 31 октября с 8.00 до 16.00 (замечу, что в 17.00 здесь уже темно). Третий день был также зачетным шестого этапа шведского внутреннего чемпионата. Ловить можно только на 10 удочек. Минимальный размер рыбы, принимаемой на взвешивание, 62 см, максимальное число рыб, взятых в лодку за один день, — 6 штук. В зачет идет только лосось. Наша команда выступала под именем "Ladoga-team", на своей, привезенной в Швецию на трейлере, специально подготовленной лодке финского производства "Silver Shark" с подвесным мотором "Honda-75".
Ровно в 8.00 раздался стартовый выстрел, 129 лодок из Карлсборга и Гранвика единой группой на полном ходу устремились к своим заветным местам лова. Ветер до 8 м/с, пасмурно. Особого комфорта не было, но и никакой робости мы не ощущали. Составили собственный план по опыту предыдущих дней, что должно было помочь найти рыбу и нужные глубины. И когда в последнюю минуту после сдачи номерка участника мы отдали на взвешивание свои шесть рыб, удивление можно было прочитать на лицах не только финнов. Следующие за нами по весу улова основные фавориты, кому прочили победу (это были чемпионы 1999 г.), поймали три рыбы, а основная масса участников осталась с пустыми мешками.
Второй день я бы назвал погоней за лидером. После старта куча лодок села нам "на хвост" и первую половину дня откровенно мешала. Отдельные, особо азартные персонажи старались так прижиматься к нам, что дважды мы зацепились и потеряли на этом почти целый час. Но моя схема сработала и в этот день. И вторая наша рыба весом 9.5 кг поставила, можно было уже сказать, победную точку. Правда, еще не твердую: ведь впереди — третий день. Успехи остальных участников сильно рознились и как бы растянулись по топ-листу, а у нас пока все было кучненько. И имеющийся разрыв с "преследователями" почти в 200 очков могла сократить лишь только чья-то очень большая удача.
Когда на воде одновременно находится столько лодок — лосось чувствует себя неуютно, масса жужжащих над головой мощных моторов заставляет его искать тихую воду. Кроме того, играло роль и то, что большая вода сильно подвержена влиянию изменчивых ветров: там, где вчера все было о’кей, сегодня оставалось лишь утешать себя воспоминаниями. Так и получилось в этот день у основных наших конкурентов. Рыбалка есть рыбалка, здесь без удачи никак! На последний, третий, день удача отвернулась и от нас — одна зачетная рыба, и та сошла. Но это уже частности. У соперников было еще хуже. Как записано в итоговом протоколе, 42 экипажа за три дня вообще не поймали ни одной рыбы. С результатом восемь хвостов мы опередили занявшую второе место команду Юхи Вирнеса.
Победа! Знакомые финны искренне радовались за нас, незнакомые утешали себя тем, что все-таки не шведы оказались впереди всех! Они сели в лужу (родной водоем — и проиграть в очередной раз!).
Наградой нашей были 500 долларов призовых, подарков еще на 600 и двухдневный чартер в Португалию на ловлю марлина (такая рыбалка стоит 1500 долларов в сутки).
После награждения, когда стало ясно, что все закончилось, на нас накатилась такая усталость, как будто мы разгружали вагоны с арбузами. Но усталость эта была приятной.