Вот уже три года, как я являюсь счастливым владельцем 360-го «Каймана» из многодетной семьи папы Мнева. Причем эксплуатирую надувнушку в довольно жестком режиме — случается и в тропиках, бывает и на волне, что раз в пять превышает допустимые инструкциями нормы. Тут дело такое — вышел в море-океан при полном штиле, а уж далее как карта ляжет.
Лодка приобреталась серийная, серого цвета, без каких-либо дополнительных наворотов и специсполнений. Это подтверждает хотя бы то, что все пайольные и транцевые винты напрочь проржавели уже в первую навигацию (сейчас на предприятии ставят исключительно нержавейку), а фанерная полоска пайольного ограничителя на транце отвалилась сразу же. Заметил, что при хорошей качке или вываживании сильной рыбы (мой рекорд на лодке — экземпляр тунца на 12 кг) могут выпасть из креплений «сидушки», но этот конструктивный дефект легко устраним постановкой дополнительного стандартного пластикового крепления на одну из сторон банки. Вот и все проблемы. Ни к ПВХ, ни к швам, ни к уключинами, клапанам и транцам замечаний нету. Правда, в нынешнем году вырвался один из лееров, но тут, возможно, была и моя вина.
Исходя из практических соображений, я решил несколько облегчить конструкцию и заказал на «Мневе» надувной пайол — аэродек (Airdeck). Попутно Сергей Мнев порекомендовал приобрести кое-какие прибамбасы, что годятся практически к любой транцевой лодке — колеса и стаканы для спиннингов. Последние дополнения совершенно необходимы для любителей подорожить на блесну, конструкция же колес и стаканов разработана Мневым таким образом, что базы их крепления идентичны и устанавливаются на одни и те же болты. Теперь уже все — из настоящей нержавейки. После спуска на воду колеса поднимаются на осях вверх и надежно защелкиваются в специальных проушинах. При сверлении транца следует внимательно следить, чтобы дрель не гуляла и сверло шло строго перпендикулярно. Перед завинчиванием болтов отверстия рекомендуется смазать резиновым клеем. А при покупке колес желательно срисовать или сфотографировать образец прямо в магазине, ибо в придаваемой брошюрке и сам Кулибин наверняка бы вконец запутался.
Теперь лодку с грузом, устойчиво опирающуюся на надувные колесики, может спокойно передвигать за носовую рым-ручку даже один человек. А уж как удобно воткнуть в мощный стакан комель спиннинга!
Иная песня получилась с аэродеком. Под присмотром конструктора Сергея Казакова он был сработан очень красиво и качественно, за исключением маленького нюанса — ребята влепили туда чужой, а не свой, фирменный, клапан, на который переходник найти довольно трудно. Да и работал он — не чета стандартным «мневско-итальянским»: на один вдох — два выдоха. Я все-таки исхитрился за какой-то час превратить голубенький надувной пайол в довольно приличную твердыню (с внутренней стороны у аэродека также имеется небольшая фанерная поперечина). Встал этот пайол тик-в-тик, причем транцевая часть вошла аккурат под спиннинговые стаканы — все шло вроде как надо, но... не тут-то было! На воде оказалось, что «Кайман» заметно потерял в ходовых качествах, хоть надувай киль (в аэродеке предусмотрено отверстие для его накачки), хоть загружай нос. Обычно с использованием стандартного пайола я в одиночку без усилий выводил на глиссирование мневскую «360-ку» и на пятисильном двухтактнике, вдвоем — на «восьмерке». Не то происходило с симпатичным аэродековским новобранцем, тут я в единственном числе с превеликими потугами вышел «на скорость» лишь благодаря меркуриевс-кой «восьмерке». Причем лодка так дельфинировала и егозила, что ежеминутно хотелось сбросить газ.
Не знаю, какой эффект получится при использовании подвесников большей мощности, но то, что надувное дно значительно снижает спектр его применения, это верно, по моему мнению. Добавлю, что и перемещаться по лодке с облегченным дном не очень уютно — в центре от родного киля образуется хорошо заметный «хребет». Конечно, для определенных экспедиционных условий или при необходимости уменьшить вес лодки аэродек (он в четыре раза легче стандартного пайола) просто необходим. Но, прежде чем приобретать новинку, нужно обязательно определить, под каким мотором и для каких целей вы будете его использовать. Колеса и стаканы рекомендую приобрести всем в обязательном порядке.