Маломерное судно должно эксплуатироваться при соблюдении тех технических характеристик, безопасность выполнения которых гарантируется изготовителем. К таким характеристикам относятся прежде всего допустимая мощность двигателя, грузоподъемность судна и его пассажировместимость. Превышение этих показателей всегда чревато возникновением аварийной ситуации. Между тем установленные технические нормативы судоводителями маломерных судов нередко нарушаются.
Так, пример явной безответственности являют собой действия жителя города Владивостока К.Л.Полещука, который в марте 2002 г. в состоянии алкогольного опьянения решил прокатить по бухте Соболь залива Петра Великого на мотолодке "Темп" сразу восемь человек, что значительно превышает ее пассажировместимость. На расстоянии около 200 м от берега при резком развороте перегруженная лодка опрокинулась и все пассажиры оказались в холодной воде. Четверо, в том числе хозяин лодки, погибли.
Аналогичный случай произошел в сентябре прошлого года в Красноярском крае на реке Енисей, когда управлявший мотолодкой "Крым" с пятью человеками на борту Г.Т.Сергеев, не имеющий удостоверения на право управления маломерным судном, при подходе к теплоходу слишком круто стал разворачивать лодку, в результате чего она перевернулась и все четверо пассажиров утонули.
Житель Омской области А.К.Веретено установил на свой катер "Амур-2" подвесной мотор "Yamaha" мощностью 90 л.с. — при допустимой для катера мощности 60 л.с. — и 20 апреля 2002 г. во время прогулки по реке Иртыш с четырьмя человеками на борту, совершив на предельной скорости резкий поворот, опрокинул судно. Все люди оказались в воде и при отсутствии спасательных средств двое пассажиров до берега доплыть не смогли.
Для каждого маломерного судна установлены и вписаны в судовой билет ограничения по условиям плавания, которые выражаются в допустимых высоте волны и удалении от берега. Те судоводители, которые их игнорируют, легкомысленно рискуют не только своей жизнью, но и жизнью своих пассажиров. Отсутствие на борту предписанного правилами набора спасательных средств еще более усугубляет ситуацию. Этому есть печальные подтверждения.
Например, в августе 2002 г. мотолодка "Прогресс" под управлением А.Н.Куделина, не имеющего права управления маломерным судном, с четырьмя взрослыми и двумя детьми на борту в сильное волнение вышла на Горьковское водохранилище. Положенных индивидуальных спасательных средств на лодке не было. В середине намеченного маршрута, примерно в 80 м от берега, подвесной мотор "Вихрь-30" заглох. Потерявшая ход и управление лодка была накрыта большой волной и опрокинулась, после чего затонула. Погибли управлявший лодкой Куделин и 11-летняя девочка.
Стоявший на учете в ГИМС Сахалинской области рыболовный мотобот японской постройки (длина — 18.65 м, мощность двигателя — 70 л.с., мореходность — 5 баллов) 3 октября 2002 г. в центральной части залива Терпения Охотского моря оказался в сфере действия тайфуна (волна — до 6 м, ветер — до 25 м/с). Около 3 часов ночи в центральный трюм через сорванную волной крышку стала поступать вода, судно получило крен. Команда вела борьбу за живучесть путем откачки воды из трюмов, однако вскоре вышел из строя дизель-генератор и судно обесточилось. Вода в трюмах стала быстро прибывать, и мотобот, получив крен в 30-40°, потерял остойчивость и перевернулся. Из девяти человек экипажа семеро погибли.
Распространенным видом аварий маломерных судов являются столкновения с другими судами. Происходят они, как правило, из-за пренебрежения требованиями правил плавания (или попросту их незнания), отсутствия наблюдения за окружающей обстановкой либо по причине неумелого маневрирования.
Так, в июне 2002 г. мотолодка "Казанка" под управлением находящегося в состоянии опьянения жителя города Дивногорска Красноярского края В.П.Ильина не уступила дорогу катеру "Амур", приближавшемуся к ней с правого борта. В результате столкновения пассажир "Казанки" выпал за борт и утонул.
Судоводитель А.И.Березин, управляя в августе 2002 г. мотолодкой "Крым" на озере в городе Железногорске Красноярского края, также находясь в нетрезвом состоянии, не осуществлял наблюдение за окружающей обстановкой, за что и поплатился собственной жизнью, столкнувшись на полном ходу с другой мотолодкой.
Эти и подобные трагедии — следствия небрежности, преступной халатности, наплевательского отношения к правилам плавания и эксплуатации маломерных судов. Настораживает и то обстоятельство, что до сих пор находятся владельцы моторных судов, которые выходят в плавание, не имея прав на их управление. А если человек не прошел обучения, не сдал в ГИМС соответствующего экзамена, то вполне понятно, что он и правил плавания как следует не знает и навыками управления маломерным судном в надлежащей мере не владеет.
Целый "букет" нарушений правил плавания и эксплуатации маломерных судов имел место в действиях жителя поселка Витим Ленского района Республики Саха (Якутия) Н.Ю.Носкова, который, не имея удостоверения на право управления моторной лодкой, взялся на своей "Казанке" с мотором "Вихрь-30" перевезти для себя и своего знакомого приобретенное на противоположном берегу реки Лены сено. В августе 2002 г. он вместе с тремя помощниками загрузил на "Казанку" и причаленную к ее борту мотолодку "Прогресс" тонну сена (при грузоподъемности каждой из лодок 400 кг, включая пассажиров) и, распив с приятелем на двоих бутылку водки, в темное время суток (около 23 ч) направил счаленные между собой лодки вниз по реке Лене в сторону своего поселка. Сам Носков управлял " Казанкой" с подвесным мотором, не имея никакого обзора из-за горы сена, лежащей перед ним на обеих лодках. Кроме того, было уже совсем темно. Сверху на сене находились мужчина и две женщины, указывавшие судоводителю направление движения. Через некоторое время он, не владея обстановкой, направил лодки поперек реки для подхода к другому берегу, но при пересечении судового хода произошло столкновение с баржей, толкаемой буксиром. Перед самым ударом наблюдатели, находившиеся на сене, стали кричать об опасности, но было уже поздно. В результате обе лодки затонули, а двое пассажиров (мужчина и женщина) погибли.
Как видим, Носков, управлявший "Казанкой", нарушил сразу несколько требований, обеспечивающих безопасность плавания:
- загрузка судов не должна нарушать остойчивости и прочности корпуса судна. При этом она должна производиться таким образом, чтобы были обеспечены круговой обзор с поста управления и видимость сигналов (в новых Правилах плавания по внутренним водным путям Российской Федерации — ППВП-2002 — это правило № 20);
- в темное время суток самоходное маломерное судно должно нести ходовые огни (правило № 69 ППВП-2002);
- буксируемые и идущие в счале маломерные суда должны нести круговой белый огонь (правило № 70 ППВП-2002);
- запрещается движение самоходных судов, ошвартованных бортами, за исключением аварийных случаев (правило № 132 ППВП-2002);
- маломерным судам запрещается выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости (правило 149 ППВП-2002);
- для судоводителя и каждого пассажира маломерного судна должны быть на судне индивидуальные спасательные средства, причем спасательные жилеты (пояса, нагрудники) должны быть надеты и пристегнуты на находящихся на судне судоводителе и пассажирах (пункт 5.4 Правил пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок на водоемах Республики Саха).
В последние годы статистику аварий на воде стали активно пополнять водители гидроциклов. Это, как правило, лихие молодые люди, которым правила не писаны. Зачастую у них нет прав на управление гидроциклом, представляющим собой мощный аппарат, который в неумелых или безответственных руках становится опасным орудием как для окружающих, так и для самого судоводителя. И этому есть уже немало печальных примеров.
Так, 11 июня 2002 г. в луке Серебряный бор реки Москвы Г.В.Иванчихин развлекался на гидроцикле "Kavasaki 1500", выписывая на большой скорости повороты в разные стороны. Неожиданно, заложив крутой вираж, Иванчихин устремился в сторону приближавшегося катера, намереваясь проскочить рядом с его бортом, но не рассчитал бокового сноса гидроцикла и на скорости около 100 км/ч ударился о борт катера. И водитель гидроцикла, и судоводитель, управлявший катером, получили серьезные травмы.
На Красноярском водохранилище житель села Даурское Е.А.Фролов 20 июля 2002 г. на гидроцикле "Sea-Doo" с двигателем мощностью 110 л.с. аналогичным образом наскочил на надувную лодку с тремя пассажирами, один из которых (13-летний мальчик) получил многочисленные переломы.
30 июля 2002 г. в результате столкновения гидроцикла "Sea-Doo" с мотолодкой "Мастер-500" на Куйбышевском водохранилище погибла водитель гидроцикла жительница города Тольяти 23летняя Ю.В.Коноплева.
Имеют место случаи опрокидывания мотолодок от смещения грузов и пассажиров на один борт, а также падения за борт лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, что чаще всего происходит при рыбной ловле сетями.
Не прекращаются падения судоводителей за борт при пуске подвесного лодочного мотора с включенной муфтой реверса.
Всего в 2002 г. произошло 188 аварийных происшествий с маломерными судами, поднадзорными ГИМС России, в которых погибли 270 человек, в том числе 11 детей.
Основными видами происшествий стали:
- опрокидывание — 99 случаев (погибло 152 чел.);
- столкновение — 34 случая (погибло 36 чел.);
- затопление — 22 случая (погибло 15 чел.);
- удар/навал — 11 случаев (погибло 13 чел.);
- падение людей за борт — 9 случаев (погибло 22 чел.);
- прочие происшествия — 13 случаев (погибло 34 чел.).
Основные причины аварийности:
- нарушение правил пользования маломерными судами — 19 случаев (10% от общего количества аварий);
- нарушение норм пассажировместимости — 9 (5%);
- неправильное размещение людей и груза — 28 (14%);
- нарушение правил плавания — 13 (7%);
- нарушение правил эксплуатации двигателя — 7 (4%);
- неумелое маневрирование — 41 (22%);
- плавание в сложных гидрометеоусловиях и в темное время суток — 24 (13%);
- отсутствие наблюдения за окружающей обстановкой — 28 (15%);
- другие причины — 19 (10%).
Как видно, больше половины всех происшествий составляют опрокидывания маломерных судов, которые происходят главным образом от потери остойчивости из-за неправильного размещения груза, нарушения центровки судна находящимися на борту людьми и плавания в сложных гидрометеоусловиях, т.е. при волнении, превышающем установленные для судна ограничения.
Эти данные лишний раз свидетельствуют о том, что гарантией безопасного плавания на маломерном судне может быть только неукоснительное выполнение судоводителем правил плавания (ППВВП и МППСС), Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах, действующих в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также соблюдение требований нормативно-технических документов, регламентирующих правильную эксплуатацию маломерных судов.
Юрий Яхненко, начальник отдела безопасности на водах Главного управления ГИМС России.