В последние годы безудержно растет армия любителей водных приключений, среди которых есть как серьезные, законопослушные яхтсмены и катерники, так и обычные катальщики выходного дня да бесшабашные рыболовы, готовые ради жесткой лещевой поклевки якориться на фарватере прямо на судовом ходу большегрузных океанских махин — частых гостей питерского морского порта. Кто регулирует и контролирует эту вроде бы хаотичную и беспризорную маломерную братию? Для ответа на этот и другие вопросы мы обратились к начальнику ГИМС Санкт-Петербурга Константину Федоровичу Пашинскому.
— Во-первых, уважаемый Константин Федорович, сколько, по подсчетам, маломерок в подведомственных вашей инспекции пенатах и кто это, собственно говоря, такие?
— У нас на сегодняшний день зарегистрировано порядка 24 000 ед. маломерного флота. Только яхт более 1000 ед.! Это суда пассажи-ровместимостью 12 человек и менее, гребные лодки грузоподъемностью 100 кг и более, байдарки на 150 кг и надувные лодки на 225 кг и более.
— Ого, ну и беспокойное хозяйство! А ведь под этой крышей скрывается еще большинство столь популярных в народе "резинок", которые и регистрировать-то вроде не принято. Кто и как осуществляет контроль за исполнением "Правил пользования маломерными судами на водных путях и водоемах Санкт-Петербурга и Ленинградской области"?
— Конечно, если, допустим, какой-нибудь дядя Боря купит надувнушку и приводнит ее на Уловном озере, что под Сосново, то с ним работать мы можем разве что в режиме пассивной профилактики через средства массовой информации. Тут Бог ему судья, а здравый смысл — советчик. У нас в штате девять инспекторов, контролирующих два основных участка - пригородный и городской. Все это люди с высшим специальным образованием, бывшие морские офицеры. Не секрет, что на оклад в 2000 руб. в месяц сегодня вряд ли найдешь достойного молодого и энергичного сотрудника. А вообще мы подчиняемся на местном уровне Комитету по благоустройству и дорожному хозяйству.
— Городской участок, видимо, самый напряженный? Полнокровная Нева, множество каналов, протоков и мостов создают, конечно же, дополнительные сложности в вашей работе.
— Естественно, особенно летом! Многие петербуржцы не единожды могли наблюдать экскурсионные посудины, буквально заполонившие реки и каналы в центре города.
По нашим прикидкам, постоянно на извозе задействовано около 150 разномастных судов, их главная задача - выжать из туриста монету, тут в правила заглядывать некогда. Ну вот и смотрите, что из этого выходит.
Обычно административные штрафы колеблются от 1/3 до 1 МРОТ, в то время как прогулка под разведенным мостом на Неве (что категорически запрещено правилами) приносит владельцу баркаса до 300 долл. Выводы напрашиваются сами собой.
К тому же в России практически отсутствует одно из важнейших звеньев эксплуатации маломерных судов в западном понимании, а именно, обязательное страхование.
— Да, вы правы, я сам припоминаю, как в этом году на параде участников 24-часового марафона на Фонтанке один из РИБов вошел в соприкосновение и чудом разъехался с вынырнувшим из-под "чижика-пыжика" баржеподобным монстром, доверху забитым англоязычными соглядатаями. Не могли бы вы перечислить наиболее распространенные нарушения оплошных судоводителей?
— Во-первых, это превышение пассажиров-местимости. Во-вторых, следует плавание в запрещенных местах, в-третьих, — опасное маневрирование и передача управления другому лицу. Следует упомянуть и вождение судов в состоянии алкогольного опьянения.
В отдельных случаях инспектор ГИМС может лишить судоводителя прав на срок до трех лет.
По моим многолетним наблюдениям, большинство нарушений происходит от безграмотности и самоуверенности. Вы только посмотрите, что происходит в летний период в Невской губе, когда армада незарегистрированных яхт выпархивает из так называемых спортивных яхт-клубов (а с развалом СССР практически престала существовать и регистрация спортивных судов). Мы постоянно получаем жалобы от капитана порта на таких яхтсменов, что никому не подчиняются и с толпою развесело-хмельных пассажиров опасно маневрируют перед носом у крупнотоннажных судов.
— Ну не все же такие разгильдяи и сумасбродники, наверное, многие судолюбители обращаются в ГИМС за помощью и советом.
— К счастью, таких большинство. Сегодня, когда материальное благополучие российских граждан заметно улучшается, наши общеобразовательные классы посещает все больше и больше людей всех возрастов.
У нас на Фонтанке, 50 любой гражданин может получить удостоверение на право управления маломерным судном. Для этого нужно пройти 126-часовой курс обучения, заплатив порядка 3000 руб.
Постоянно действует и парусная школа, где в течение года можно закончить курс рулевых, шкиперов или капитанов.
— Константин Федорович, а что делается новенького под крышей петербургской ГИМС в последнее время для облегчения жизни обычного судовладельца?
— В этом году под руководством нашего ведущего сотрудника В.А.Калинина была завершена разработка "Правил классификации, постройки и обеспечения эксплуатационной безопасности судов поднадзорных ГИМС РФ", которые уже вышли в свет.
Этот трехтомный кондуит вобрал в себя все современные знания в данной области и представляет собой не что иное, как основополагающие "аз-буки-веди" и для зеленого новичка, и для опытного судолюбителя.
Если бы опытнейший Николай Литау при постройке своего "Апостола Андрея" следовал нашим рекомендациям, то у него не было бы таких проблем с рулевым управлением, как в его недавнем походе по северам.
Он после в шутку говорил, что гимсовики накаркали беду. Но заигрывания с морем ой как дорого обходятся родным и близким. Сколько известно случаев, когда обманными путями продираются в опасные кругосветки совершенно неподготовленные люди на непригодных для поставленных задач судах.
В этой связи хочу напомнить о недавнем случае с яхтой "Шторм" из Москвы. У ребят на Балтике, в районе Хельсинки, тоже приключились неполадки с рулем.
На SOS тотчас откликнулся украинский теплоход водоизмещением 12 000 т. В результате буксировки яхта перевернулась, и двое из московской команды погибли.
— Ну а какой совет вы можете дать новоиспеченному судолюбителю, который только-только обескровил семейный бюджет на "Лидер", "Фрегат" или "Мнева"?
— Пусть звонят нам, найдем для каждого время на подсказку, ведь наши сотрудники по праву считаются одними из опытнейших в системе ГИМС России.