Основные характеристики мотолодки "Гарпун"
Длина габаритная, м | 5.45 |
Ширина габаритная, м | 2.22 |
Высота борта на миделе, м | 1.1 |
Высота транца, м | 0.51 |
Вес корпуса, не более, кг | 650 |
Пассажировместимость, чел. | 7 |
Рекомендуемая мощн. ПМ, л.с. | 90-150 |
Лодка для загонщика
Постоянные читатели "КиЯ" наверняка припомнят отчет об испытаниях мотолодки "Тунец", опубликованный в №108 за 1984 г. Появление подобной лодки по тем временам было в некотором роде сенсацией — о скоростях 80-90 км/ч в открытом море и подвесниках за 100 л.с. при тотальной монополии "Вихрей" и "Нептунов" мало кто помышлял. Понятно, что без команды всесильных "партии и правительства" тогда не обошлось, и ‘Тунец" предназначался не для частников, а исключительно для деловых целей. Хотя при этом довольно экзотических.
При лове тунца в тропических районах Мирового океана промысловые суда обычно снабжаются вспомогательными бортовыми катерами или быстроходными мотолодками. Задачей этих катеров, спускаемых на воду в районе промысла, является не собственно лов, а обнаружение, загон и удержание косяка рыбы на месте до подхода тунцеловного сейнера, а также проведение различных вспомогательных работ при замете сетей. Тунец — очень осторожная рыба, способная развивать большие скорости, а лов проводится при практически постоянном волнении океана. Этим обусловлены особые требования к скорости, маневренным и мореходным качествам таких лодок.
Известное ЦКБ "Нептун", получившее задание разработать подобную лодку-"загонщика", остановилось на обводах "глубокое V" с килеватостью на транце 24° в сочетании с набором продольных реданов. В ходе модельных испытаний, проведенных в опы-товом бассейне ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова, были уточнены заложенные конструкторами соотношения размерений и характеристики обводов, дополнительно проверенные вскоре и в реальных условиях 2-3-балльного волнения на самоходном макете. В прошлом веке к делу подходили более чем серьезно!
Проект "1348", получивший мирное название "Тунец", был запущен в серию, и несколько мотолодок, укомплектованных "буржуйскими" 115-сильными "Джонсонами", исправно несли свою службу на тунцеловах, внося свою серьезную лепту в рыбацкие барыши, напрямую зависящие от количества пойманной рыбы.
Как объяснили представители "Пласта", корпус "Гарпуна" представляет собой пропорционально увеличенный и по длине (до 5.45 м), и по ширине (до 2.22 м) корпус хорошо зарекомендовавшего себя "Тунца" (напомним, что прототип имел размерения 4.62х1.92 м). Осталась прежней и характерная конфигурация продольных реданов. До транца простираются только две скуловые пары. В носовой же части — внушительный набор из четырех реданов на каждой из сторон. Располагаются они по батоксам, поднимаясь вверх к носу, что позволяет не только эффективно бороться с забрызгиванием, но и улучшить всхожесть на волну на высоких скоростях.
Внешность и планировка
Первые дни работы выставки нам пришлось любоваться "Гарпуном" только под крышей павильона. Слово "любоваться" здесь вполне уместно — действительно очень красивая лодка! Нарядный темно-зеленый корпус с ярко-желтой палубой сразу притягивает взгляд, и мало кто из посетителей выставки проходил мимо без задержки. Да и при более детальном рассмотрении впечатление складывается весьма благоприятное: качество и наружных поверхностей, и "навесных деталей" на высоте. Все выглядит добротно и фирменно, без единого следа той "сделанной на коленке" кустарщины, которой, особенно по части мелочей отделки, порой грешит продукция отечественных предприятий.
Планировка "Гарпуна" сразу вызывает рыболовные ассоциации — просторный открытый кокпит разделен двумя бортовыми полуконсолями на два примерно равных по площади отсека. В кормовом, помимо мягких ковшеобразных кресел для водителя и пассажира, имеется широкий диван, а в носовом диваны расположены вдоль бортов. "Мягкими местами" при желании можно обеспечить девять человек — неплохо для 5.4-метровой лодки! Понравилось, что кормовои отсек легко отгородить от носового, закрыв центральную "форточку" ветрового стекла и прозрачную дверцу в широком проходе между консолями (плюс такой незаметной дверцы — эстетика, минус — риск про нее забыть и выбить ногой, пробираясь в носовой кокпит).
Подобную планировку мы уже не раз видели, скажем, на тех же алюминиевых "Silver" и "Buster", ценимых прежде всего рыболовами. Припомнился и американский "Sea Nymph", на котором под подушками продольных диванов в носовом кокпите установлены ящики-аквариумы для улова...
Однако на рыбалке для "Гарпуна" свет клином не сошелся, на что недвусмысленно намекает установленный в корме мощный пилон для крепления буксировочного троса. Один из моих знакомых, похлопывая по необхватному капоту установленного на транце 150-сильного "Mercury", заметил, что опытный "адреналинщик" наверняка сумеет прокатиться за "Гарпуном" не только на монолыже или вейкборде, но и на голых пятках! А о таких банальных вещах, как "бананы" и надувные круги, и говорить не стоит.
На волне и без нее
В назначенный день и час "Гарпун" покинул выставочный павильон и впервые окунул свой килеватый "живот" в мутноватые воды Финского залива. Поскольку представители "Пласта" (и в публикуемой у нас рекламе, и в устных беседах) делали особый упор на скоростные качества лодки, первым делом я решил проверить "максималку".
На глиссирование "Гарпун" буквально выпрыгнул — выход занял одну-две секунды, не более. Впрочем, ничего удивительного: был я в лодке один, а тащили ее как-никак 150 "лошадок". Понравилось, что кормовой дифферент в течение этой пары секунд оказался более чем умеренным, и обстановку по курсу я прекрасно видел, даже не привставая с удобного ковшеобразного кресла. Увы — еще через несколько секунд, когда цифры на зажатом в кулаке навигаторе GPS стали плясать от 89 до 92 км/ч, газ мне пришлось сбросить, чтобы не погубить мотор. Винт оказался чересчур "легким", и обороты явно превышали дозволенные. Кроме того, как показали попытки заложить крутые виражи, мотор установили слишком высоко относительно среза транца — при повороте штурвала винт сразу хватал воздух, теряя упор. Однако даже при этом "Гарпун" устойчиво стоял на курсе, не пытаясь ни рыскать, ни дельфинировать. Крен в повороте, несмотря на мои опасения, вовсе не оказался запредельным — обычно килеватые лодки при резкой перекладке штурвала "показывают киль" стороннему наблюдателю.
Максимальное занутрение мотора триммером привело к некоторому снижению максимальной скорости по прямой (до 85-88 км/ч на полном газу), а в повороты "Гарпун" стал "ввинчиваться" более резко. В общем, я бы сказал, что, если поэкспериментировать с винтами и установкой мотора, заявленная фирмой-производителем скорость около 100 км/ч налегке вполне достижима. Есть также основания полагать, что и при такой скорости "Гарпун" будет вести себя столь же стабильно и прогнозируемо, как при 80-90.
Как вскоре выяснилось, нагрузки "Гарпун" тоже не боится. С шестью седоками на борту был достигнут более чем достойный скоростной результат — 78 км/ч.
Во время испытаний Финский залив не побаловал нас сильным волнением. По той волне, что имелась (0.25-0.3 м высотой), "Гарпун" даже на предельной скорости и с одним водителем летел, как автомобиль по гладкому асфальту. В общем, мы в очередной раз не стали ждать милостей от природы и развели крутые метровые валы при помощи большого РИБа фирмы "Спасатель", идущего в переходном режиме с шестью пассажирами на борту. Я от души погонял по этой искусственной волне во всех мыслимых направлениях, и "Гарпун" меня не разочаровал. Движение даже на очень высокой скорости мягкое, без ударов и прыжков, устойчивость на курсе великолепная — в том числе в той очень коварной ситуации, когда идешь практически вдоль волны (5-15° к ее бегу), "цепляя" гребень (некоторые килеватые лодки при этом угрожающе зарыскивают и теряют ход).
Краткие выводы
Хоть условия испытаний были не совсем корректны ("легкий" винт, высоко установленный мотор), и я, и мои коллеги, и просто "люди с пирса", которых мы прихватили с собой в качестве живого балласта, не могли не признать — лодка удалась. По крайней мере, ходовые и мореходные качества своего, пусть старшего, но меньшего по размерам собрата ‘Тунца" она унаследовала сполна. По достоинству оценили все и качество изготовления опытного экземпляра (надеемся, что в серии тоже будет все в порядке!)
"Попали в жилу" производители и с планировкой кокпита. Рыбалка рыбалкой, но и яркая расцветка, и обилие мягких диванов, и 150-сильный моторчик на транце, и уже упомянутый буксировочный пилон наводят на мысли не только о спиннингах и резиновых сапогах, но и о ярком солнце, дамском и детском визге в крутом повороте, катании на водных лыжах, шашлычках и прочих дозволенных шалостях на воде.
Кстати, специалисты фирмы "Пласт" предусмотрели возможность закрыть тентами оба отсека кокпита, что делает катер весьма привлекательным не только для "рыбаков" и "катальщиков", но и любителей семейных путешествий. Ведь скорость "Гарпуна", подкрепленная возможностью с гарантией благополучно вернуться домой даже в "жесткую" погоду, делает дальние выходы на пару выходных дней вполне реальными...