Основные данные катеров "Formula"
"312 Fas3Tech" | "280 Sun Sport" | |
Длина наиб., м | 9.50 | 8.53 |
Ширина наиб., м | 2.51 | 2.82 |
Осадка на стоянке, м | 0.84 | 0.84 |
Килеватость на транце, град. | 24 | 21 |
Вес, т | 3.65 | 2.86 |
Двигатели | "Magnum MPI", 5.7 л (2х300 л.с.) | "MerCruiser MPI", 5 л (2х260 л.с.) |
Кол-во спальных мест | 2+2 | 2 |
Высота в каюте, м | 1.40 | 1.57 |
Вместимость топл. бака, л | 485 | 455 |
Вместимость вод. танка, л | 72 | 76 |
Макс. скорость1, уз (км/ч) | 56 (103) | 46 (85) |
Поэтому, получив приглашение протестировать в Хельсинки лодки "Formula" производства американской компании "Thunderbird" ("Буревестник"), я сразу догадался, с чем мне придется иметь дело. Заочное знакомство через интернет подтвердило первые предположения: продукция "Буревестника" действительно имеет самое непосредственное отношение к гонкам класса "оффшор". К примеру, еще в далеком 1962 г. катер фирмы стал первым в мире судном с поворотно-угловой колонкой, успешно преодолевшим "культовый" спортивный маршрут открытого моря "Майами-Нассау". И тут не обошлось без громких имен — в 1981 г. " Thunderbird" построил гоночный катамаран "К-5" для легендарной Бетти Кук, хорошо известной постоянным читателям "КиЯ".
Для редакционных испытаний были предоставлены две "Формулы": "280-я", относящаяся к категории "Sun Sport", и "312-я", представитель венца творения "Буревестника" — истинно спортивного направления "Fas3Tech".
И жить торопится, и чувствовать спешит
По сторонам медленно проплывают поросшие соснами скалистые берега и островки. Негромкий басовитый рокот двух настроенных глушителей за спиной так и подстегивает толкнуть обе рукоятки дросселей до упора, чтобы пробудить к жизни все упрятанные под массивным капотом 600 "лошадей". Да, "312 Fas3Tech" можно сразу узнать даже в тесноте гавани по одному только звуку — как спортивный автомобиль в городской пробке! Однако давать газу пока нельзя — фарватеры в финских шхерах узки и извилисты, и чуть ли не за каждым поворотом маячит знак ограничения скорости: больших и маленьких стоянок и яхт-клубов по берегам предостаточно.
Но вот, наконец, острый нос "312-й" просовывается в створ последних выходных вешек. Впереди — просторный плес с редкими островками, за которыми проглядывает морская синь. Эта лодка создана не для того, чтобы неспешно тарахтеть по извилистым протокам. Ее стихия — море и скорость!
Оба 5.7-литровых бензиновых 300сильных "Магнума" с распределенным впрыском MPI послушно взревели, и на дисплее GPS суматошно замелькали цифры скорости. Приемистость здесь почище, чем на спортивном автомобиле! Скалистый островок, несколько секунд назад маячивший далеко впереди, вдруг оказывается совсем рядом и тут же улетает назад. На скорости около 85 км/ч замечаю, что лодка немного зарыскивает, отчего приходится то и дело слегка подворачивать руль. Быстрый взгляд на указатель положения триммера подтверждает поставленный с ходу диагноз — обе угловые колонки максимально "поджаты" к транцу, а килеватые спортивные лодки, как известно, носового дифферента не любят. Нащупываю кнопку триммера, призванную "отпустить" колонки, и... Можно подумать, будто это не банальный триммер, а некий турбоускоритель, как на машине Джеймса Бонда! Стрелки тахометров метнулись на несколько делений вперед, моторы, словно обретя свободу, торжествующе взвыли, и меня опять вдавило в спинку спортивного сиденья.
Скорость — 100-105 км/ч, никаких зарыскиваний, летим, как по нитке. Можно бы и вовсе руль отпустить, но в этих водах лучше держать ухо востро. В поле зрения катят несколько больших парусных яхт, кренясь под свежим ветром, носятся во всех мыслимых направлениях отмороженные любители фанбординга и аквабайкеры, прыгая с пенящихся белыми барашками волн.
Чем ближе открытое море, тем чаще и мы на скорости около 100 км/ч начинаем взмывать в воздух (высота волны в день испытаний составляла 1.5-2 м). Приводнения мягкие, лодка ведет себя предсказуемо. Это и неудивительно — "312 Fas3Tech" имеет характерный для гоночных катеров "оффшор" корпус значительного относительного удлинения с обводами "глубокое V" и тремя поперечными реданами на кормовой половине корпуса. Но все же в такой ситуации лучше вновь немного "занутрить" триммер и рулить стоя. Кресла, заимствованные с гоночных катеров, вроде бы такую позицию водителя допускают. Но как же, черт побери, опустить подушку? Мне вовремя намекают, что лодка — американская. Ага, вот и клавиша на подлокотнике. Неслышно срабатывает электромоторчик, сиденье плавно откидывается вниз, и я надежно расклиниваюсь в освободившейся "подкове", образованной спинкой и боковыми поддержками. А заодно при помощи рычажка под рулевой колонкой перевожу штурвал в более близкое к горизонтали положение — когда стоишь на ногах, амортизируя ими толчки, так удобнее.
Пробую заложить несколько экстремальных поворотов — на зависть все тем же аквабайкерам. При "занутренном" триммере "312-я" с полного хода буквально ввинчивается в поворот с диаметром циркуляции примерно в три длины корпуса. Правда, при исполнении подобного маневра одной рукой лучше понадежней держать руль, а другую не снимать с дросселей: наша "гоночная машина" при этом поворачивает не плавно, а дискретно — словно отсчитывающая секунды стрелка часов, и к возникающей при этом раскачке по крену и дифференту (а, соответственно, и перегрузкам) должны быть готовы не только водитель, но и пассажиры. При отпущенном триммере траектория циркуляции более пологая, "дискретность" менее заметна, но в свежую погоду лучше быть настороже — даже на столь килеватой лодке при крене всегда есть риск встретить волну одной из плоскостей днища, отчего последует ощутимый удар.
Но, с другой стороны, подобные лодки не строятся в расчете на короткие дистанции с обилием поворотов. Лодка эта действительно оффшорная, и главная ее задача — быстро преодолевать значительные расстояния в открытом море. В ходе теста "312-я" доказала, что способна блестяще справиться с такой задачей.
Солнце, скорость и вода
"280 Sun Sport" на метр покороче "312-й", но на вид она крупней, массивней и солидней. Это и неудивительно: лодка и шире, и выше устремленной в пространство, похожей на наконечник дротика "Fas3Tech". Разница здесь не только в габаритах.
На что чисто спортивному катеру, к примеру, камбуз с гальюном? Ни тем, ни другим вряд ли воспользуешься на полном ходу в открытом море. Когда одна рука толкает дроссельные рукоятки вперед, а другая крутит штурвал, отлавливая особенно крутую волну, не до еды и до прочих функций организма. Гонка! Пассажиры забыты!
Примирить водительские амбиции и чаяния простых пассажиров (в роли которых обычно выступают члены семьи) вполне удается на борту "280 Sun Sport". Охота погонять — погоняй. Предоставленная на тест лодка легко разогналась до 80-85 км/ч, причем неплохо вела себя и на полутораметровой балтийской волне. Ну, а если супруга с детишками высмотрели у берега уютную, закрытую от ветра и волны бухточку, в которой можно остановиться на ночлег, то в чем же проблема? Заходим, бросаем якорь и чувствуем себя как дома — все под рукой: и кухня, и спальня, и душ, и туалет... Можно и на берег не выходить, на борту все есть.
А утром, когда опять проснется водительский кураж, выйти из бухточки на морской простор проще простого: развернуть "280 Sun Sport" на месте можно одними только рукоятками газа и реверса, работая моторами "враздрай" (на узком, длинном и более килеватом "312-м" мне при подобном маневре пришлось основательно покрутить рулем). Сказывается, очевидно, наличие винтов "DuoProp", которые хороши не только на полном ходу с большой нагрузкой, но и при маневрировании.
И, напоследок, умиляющая подробность: возле самых дроссельных рукояток налеплена яркая наклейка-предупреждение: "На скоростях выше 40 ст. миль маневренность лодки ограничена. Читайте инструкцию". Черта с два она ограничена! Обычная американская перестраховка. Написали бы проще: "Папа! Круто не поворачивай, не то мы мороженое за борт уроним".
Резюме
"312 Fas3Tech": Не любит стоять без движения. Лодка для тех, кто действительно "и жить торопится, и чувствовать спешит", как выразился в свое время князь-поэт П.Вяземский. Всего за один световой день можно и удаленный уголок посетить, и поразвлечься там всласть, ощутив себя истинным гонщиком открытого моря, и домой вернуться, невзирая на капризы погоды. Остыть после адреналиновых развлечений, поужинать и т.п. можно и в клубном баре, вернувшись в родную гавань. Хотя в случае чего и на борту можно переночевать с достаточным комфортом.
"280 Sun Sport": Может двигаться на удивление быстро, но при этом не прочь и пройтись "пешим шагом", и попросту спокойно постоять у бережка. Очень удачный компромисс между спортивно-прогулочной лодкой и полноценным дейкрейсером, допускающим не только прогулочные выходы на пару выходных дней, но и то, что у нас принято именовать "водным туризмом". Лодка более спокойная и домовитая — если только такие определения вообще подходят к катерам, способным развить скорость более 80 км/ч. Здесь и попросторней, и "бытового" оборудования побольше, чем на "гоночном" Fas3Tech.
Общее: Высокое качество исполнения, предсказуемое поведение на воде, обилие присущего "американцам" стандартного оборудования — "электропакет", мойки, души, ковры, зеркала, не говоря уже о расставленных повсюду подстаканниках, без которых никому не мыслится ни истинно американский катер, ни автомобиль. Дизайн и отделка тоже хороши, хотя в основном доминирует стерильный сверкающий пластик (тика и красного дерева нет и в помине), на фоне которого особенно эффектно смотрятся даже недорогие аксессуары и декоративные элементы. "Скромное обаяние буржуазии": ослепленный сверканием "демократичного" пластика, я далеко не сразу просек, что обивка всех сидений, диванов и кресел не из какого-то там заменителя, а из натуральной кожи. Америка!
Примечания
1. По результатам испытаний "КиЯ": нагрузка — 3 чел. + 1/2 штатного запаса топлива; скорость ветра — 10-12 м/с; высота волны — 1.0-2.0 м; температура воздуха — 26-28°С; место испытаний — устье зал. Каллалахти (Хельсинки, Финляндия).